Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2020 г. N Ф10-2078/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А64-7092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Кораблевой Г.Н. |
|
Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нестеровой А.А.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2020 по делу N А64-7092/2018 (судья Истомин А.В.) по исковому заявлению акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) о взыскании 1 284 313, 56 руб., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление по регулированию тарифов Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - АО "ТКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова (далее - Администрация, ответчик) о взыскании за счет муниципальной казны затрат в размере 1 284 313 руб. 56 коп., понесенных на восстановление дорожного покрытия после капитального ремонта канализационного коллектора, расположенного по ул. Б. Васильева, на участке от ул. Чичканова до дома N 18 по ул. Б. Васильева г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.06.2019 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А64-7092/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2020 по настоящему делу в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, полагая его незаконным и необоснованным, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 10.07.2020 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор аренды движимого имущества (долгосрочный) N 3 от 07.10.2005, по условиям которого ответчику во временное владение и пользование на 25 лет передается муниципальное имущество, согласно перечню, для его использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования город Тамбов услугами по энерго-, тепло-, водоснабжению и водоотведению.
За использование арендованного имущества арендатор уплачивает согласно расчету арендную плату, определенную в соответствии с Методикой арендной платы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы, при условии включения размера арендной платы в полном объеме в тарифы по видам деятельности (вода, тепло, свет), устанавливаемые уполномоченными государственными и муниципальными органами.
Пунктом 2.1.5. договора предусмотрено право арендодателя возместить арендатору стоимость затрат произведенного капитального ремонта и реконструкции арендуемых объектов, относящихся к муниципальной собственности, в счет арендной платы в соответствии с Порядком производства реконструкции, капитального ремонта арендуемых объектов нежилого фонда, инженерной и транспортной инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности городского округа город Тамбов, и зачета затрат на их проведение в счет арендной платы, утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 14.06.2013 N 5060.
В соответствии с вышеуказанным Порядком зачет затрат арендатора по капитальному ремонту инженерной инфраструктуры в счет арендной платы производится арендодателем на основании предоставленного арендатором пакета документов и оформляется постановлением администрации города.
В 2016 году арендатором во исполнение условий договора аренды выполнены и сданы арендодателю работы - капитальный ремонт канализационного коллектора по ул. Б.Васильева, на участке от ул. Чичканова до дома N 18 по ул. Б. Васильева, с восстановлением дорожного покрытия по ул. Чичканова на сумму 6 430 950 руб. 36 коп.
Постановлением администрации г. Тамбова от 30.12.2016 N 8170 стоимость ремонта зачтена в счет арендной платы по договору аренды движимого имущества (долгосрочный) N 3 от 07.10.2005. Актом от 2017 года отремонтированный объект принят арендодателем.
Однако к зачету не приняты понесенные истцом затраты в составе ремонтных работ коллектора на восстановление дорожного покрытия по ул. Чичканова г. Тамбова в размере 1 038 613 руб. 56 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, соблюдая претензионный порядок урегулирования спора, обратился в суд с настоящими требованиями.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Центрального округа указал на специфику возникших между сторонами правоотношений, подлежащих регулированию специальными нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", учитывающими особенности статуса субъектного состава, особенности переданного в аренду имущества и нахождение его в публичной собственности, а также на необходимость установления при разрешении настоящего спора обстоятельства учета расходов арендатора на осуществление ремонта объектов в составе определенного на соответствующий период тарифа водоотведения.
При новом рассмотрении дела, арбитражный суд области, учитывая разъяснения кассационной инстанции, принимая во внимание особенности установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав представленные материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.
В силу пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Общество является ресурсоснабжающей организацией оказывающей соответствующие коммунальные услуги потребителям в городе Тамбове, в связи с чем, исходя из специфики заключенного сторонами договора и его цели, а также материалов дела, к возникшим между сторонами правоотношениям подлежат применению специальные нормы законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения и водоотведения, поскольку передача в аренду указанного имущества направлена не на его использование в целях удовлетворения потребностей самого арендатора, а на осуществление арендатором своей хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов.
Пунктом 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что арендатор по договору аренды обязан поддерживать централизованные системы и (или) объекты горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Указанные специальные нормы права, устанавливающие за арендатором объектов водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязанность проводить за свой счет все необходимые манипуляции с арендуемым имуществом, направленные на поддержание его надлежащего состояния, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, являются императивными.
Следовательно, общество, приняв в аренду муниципальные сети водоотведения и их отдельные объекты, обязано осуществлять их содержание, производить не только текущий, но и капитальный ремонт и нести соответствующие затраты за свой счет.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе, путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и водоотведение, устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
В необходимую валовую выручку подлежат включению ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (подпункт "б" пункта 38, пункт 40 Основ ценообразования). Размер ремонтных расходов определяется с использованием расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованного объема ремонтных работ, предусмотренного производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
Таким образом, расходы арендатора на осуществление ремонта объектов водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (выпадающие расходы или недополученные расходы), то они учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов в полном объеме не позднее, чем за 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Согласно письменным пояснениям Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, изложенным в отзыве на иск, заявленная ко взысканию сумма расходов не была включена в установленные тарифы на водоотведение по статьям "Текущий ремонт" и "Капитальный ремонт" на 2016-2018 годы; при регулировании тарифов на 2019 год АО "ТКС" были заявлены недополученные доходы за 2017 год в размере 9,6 млн. руб., сложившиеся в связи со снижением фактического объема принятых от потребителя сточных вод в 2017 году, а также недополученные доходы по отдельным статьям за трат в размере 6 472,3 тыс. руб., которые были учтены Управлением при установлении тарифов на 2019 - 2023 годы.
Ввиду того, что при регулировании тарифов на 2018 год выпадающие расходы за отчетный период 2016 года регулируемой организацией заявлены не были, учесть эти расходы в 2020 году и последующих периодах регулирования не представляется возможным.
Поскольку заявленная ко взысканию сумма расходов не предъявлялась органу регулирования для включения в тариф, в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, иного заявителем жалобы не доказано, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения данного судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.02.2020 по делу N А64-7092/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7092/2018
Истец: АО "Тамбовские коммунальные системы"
Ответчик: городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2078/19
17.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10082/18
25.02.2020 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7092/18
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7092/18
10.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2078/19
13.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10082/18
08.11.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7092/18