г. Калуга |
|
10 июня 2019 г. |
Дело N А64-7092/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2019.
Арбитражный суд Центрального округав составе:
председательствующего |
Шульгиной А.Н. |
||
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Нарусова М.М. Солодовой Л.В.
Давыдовым А.Д. |
||
при участии в заседании |
|
||
от истца: АО "Тамбовские коммунальные системы"
от ответчика: Администрация города Тамбова |
представитель Светкина Е.А. (дов. N 2268АА1164353 от 15.01.2019);
представитель Зубкова С.Н. (дов. N 2-40-513/19 от 29.03.2019; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А64-7092/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее -истец, общество, АО "Тамбовские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город Тамбов в лице администрации города Тамбова (далее - ответчик, заявитель, администрация) о взыскании за счет муниципальной казны затрат в размере 1 284 313 руб. 56 коп., понесенных на восстановление дорожного покрытия после капитального ремонта канализационного коллектора, расположенного по ул. Б. Васильева, на участке от ул. Чичканова до дома N 18 по ул. Б. Васильева г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018 (судья Истомин И.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи Кораблева Г.Н., Щербатых Е.Ю., Поротиков А.И.) исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а так же неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, ответчик обратился в суд округа с кассационный жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что отраслевыми сметными нормами "ГЭСНтр 81-06-03-2001. Отраслевые сметные нормативы на эксплуатацию зданий и сооружений. Государственные элементные сметные нормативы на техническое обслуживание и ремонт оборудования городского хозяйства. Часть 3. Канализационные коллекторы" восстановление дорожного покрытия не включено в состав работ по ремонту канализационных коллекторов; у истца отсутствовало разрешение на проведение земляных работ, а также договор со специализированной организацией о восстановлении дорожного покрытия; Порядок производства реконструкции, капитального ремонта арендуемых объектов не предусматривает возмещение затрат за восстановление дорожного покрытия при проведении таких работ.
В судебном заседании кассатор поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец (общество) в судебном заседании и отзывом не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе. Считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между истцом (далее- арендатор) и ответчиком (далее - арендодатель) заключен договор аренды движимого имущества (долгосрочный) N 3 от 07.10.2005 (далее - договор).
Согласно условий п. 1.1. договора, муниципальное имущество переданное в аренду используется обществом для единственной цели- обеспечение потребителей на территории муниципального образования- город Тамбов услугами по энерго-, тепло-, водоснабжению и водоотведению.
Договор заключен на срок 25 лет (п. 1.2 договора), то есть до 07.10.2030.
За использование арендованного имущества арендатор уплачивает согласно расчету арендную плату, определенную в соответствии с Методикой арендной платы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы, при условии включения размера арендной платы в полном объеме в тарифы по видам деятельности (вода, тепло, свет), устанавливаемые уполномоченными государственными и муниципальными органами.
В п. 2.1. договора стороны определили права арендодателя, в том числе, пп. 2.1.5. право арендодателя (ответчика) возместить арендатору (истцу) стоимость затрат произведенного капитального ремонта и реконструкции арендуемых объектов, относящихся к муниципальной собственности, в счет арендной платы в соответствии с Порядком производства реконструкции, капитального ремонта арендуемых объектов нежилого фонда, инженерной и транспортной инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности городского округа город Тамбов, и зачета затрат на их проведение в счет арендной платы (утв. постановлением администрации города Тамбова от 14.06.2013 N 5060).
В соответствии с вышеуказанным Порядком зачет затрат арендатора по капитальному ремонту инженерной инфраструктуры в счет арендной платы производится арендодателем на основании предоставленного арендатором пакета документов и оформляется постановлением администрации города.
В 2016 году арендатором во исполнение условий договора аренды выполнены и сданы арендодателю работы - капитальный ремонт канализационного коллектора по ул. Б.Васильева, на участке от ул. Чичканова до дома N 18 по ул. Б. Васильева, с восстановлением дорожного покрытия по ул. Чичканова" на сумму 6 430 950 руб. 36 коп.
Постановлением администрации г. Тамбова от 30.12.2016 N 8170 стоимость ремонта зачтена в счет арендной платы по договору аренды движимого имущества (долгосрочный) N 3 от 07.10.2005.
Однако к зачету не приняты понесенные истцом затраты в составе ремонтных работ коллектора на восстановление дорожного покрытия по ул. Чичканова г. Тамбова в размере 1 038 613 руб. 56 коп.
Актом от 2017 года приемочной комиссии о приемке законченного ремонта произведенного арендатором подтверждается, что АО "Тамбовские коммунальные системы" произведены работы по восстановлению дорожного покрытия в щебеночном исполнении после капитального ремонта арендуемого канализационного коллектора по ул. Б. Васильева, на участке от ул. Чичканова до дома N 18 по ул. Б. Васильева, качество произведенного ремонта удовлетворительное, отремонтированный объект принят арендодателем.
Истец в адрес ответчика направил претензию от 11.07.2018 о принятии затрат на восстановление дорожного покрытия по ул. Чичканова к зачету в счет арендной платы по договору договора аренды движимого имущества (долгосрочный) N 3 от 07.10.2005.
Оставление претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций сославшись на положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого администрацией г. Тамбов постановления от 14.06.2013 N 5060 "Об утверждении Порядка производства реконструкции, капитального ремонта арендуемых объектов нежилого фонда, инженерной и транспортной инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности городского округа город Тамбов, и зачета затрат на их проведение в счет арендной платы", а также условия пп. 2.1.5 договора, указали, что поскольку администрацией были приняты все проведенные работы по капитальному ремонту канализационного коллектора, однако возмещена их часть за исключением затрат на восстановление дорожного покрытия, необходимость восстановления которого вызвана ремонтом муниципальной сети для нужд муниципального образования, то и такие работы должны производиться за счет собственника коммуникаций.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
Финансирование товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд осуществляется с соблюдением процедур размещения заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В данном случае муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов водоотведения, заключенного по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, между сторонами не имеется.
Предъявляя требования к администрации, как стороне договора аренды N 3 от 07.10.2005, истцом, по сути, заявлены требования о взыскании с муниципального образования платы за фактически выполненные им работы по капитальному ремонту арендованных им систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, судам следовало четко определить характер правоотношений, в рамках которых обществом заявлены исковые требования, а также установить закон подлежащий применению в сфере правоотношений по возмещению расходов на капитальный ремонт систем водоснабжения и (или) водоотведения.
При этом, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов об обязанности арендодателя возместить расходы арендатора на капитальный ремонт объекта- канализационного коллектора, не соответствуют нормам специального законодательства в указанной сфере.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 616 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, проведение капитального ремонта имущества, переданного в аренду, возлагается на арендодателя и осуществляется за его счет.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Исходя из специфики заключенного сторонами договора и его цели, а также материалов дела, общество является ресурсоснабжающей организацией оказывающей в г. Тамбов потребителям коммунального ресурса соответствующие коммунальные услуги.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций не учли иное, чем установлено общими нормативными положениями ст. 616 ГК РФ, а именно предусмотрено специальными нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении), учитывающими особенности статуса субъектного состава спорных правоотношений, специфику переданного в аренду имущества и нахождение его в публичной собственности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона о водоснабжении канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а также ГОСТу 25150-82 "Канализация. Термины и определения", канализационная сеть представляет собой систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Таким образом, канализационный коллектор является частью системы канализационной сети.
Пунктом 3 части 1 статьи 41.3 Закона о водоснабжении определено, что арендатор по договору аренды обязан поддерживать централизованные системы и (или) объекты горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Указанные специальные нормы права, устанавливающие за арендатором объектов водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязанность проводить за свой счет все необходимые манипуляции с арендуемым имуществом, направленные на поддержание его надлежащего состояния, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, являются императивными.
Императивность данных норм права связана именно со специальным режимом муниципального имущества- систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, которое предоставляется во временное пользование и владение балансодержателю в целях организации качественного и бесперебойного тепло и водоснабжения, водоотведения.
Кроме того, передача в аренду указанного имущества направлена не на его использование в целях удовлетворения потребностей самого арендатора, а на осуществление арендатором своей хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Транспортировка воды, включая распределение воды, прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт "а" пункта 1 части 1, пункт 2 части 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ). Оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется по соответствующим тарифам (часть 3 статьи 16 и часть 3 статьи 17 Закона N 416-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и водоотведение, устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
В необходимую валовую выручку подлежат включению ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, и расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (подпункт "б" пункта 38, пункт 40 Основ ценообразования). Размер ремонтных расходов определяется с использованием расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованного объема ремонтных работ, предусмотренного производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
В силу положений подпунктов "а", "д", "е" и "о" пункта 17 Правил регулирования тарифов для целей подтверждения расходов регулируемая организация прилагает к заявлению об установлении тарифов, в частности: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов), а также копии договоров (с приложениями) в том числе на выполнение ремонтных работ подрядными организациями.
Из изложенного следует, что расходы арендатора на осуществление ремонта объектов водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа ресурсоснабжающей организации (пункты 15, 23 Методических указаний).
Таким образом, общество, приняв в аренду муниципальные сети водоотведения и их отдельные объекты, обязано осуществлять их содержание, производить не только текущий, но и капитальный ремонт и нести соответствующие затраты за свой счет.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 19.09.2016 по делу N А70-8443/2015, от 02.08.2016 по делу N А70-8445/2015, от 23.10.2017 по делу N А03-5417/2016, от 22.08.2016 по делу N А70-8438/2015, сложившейся судебной практикой округа- постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2018 по делу N А35-11408/2017.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об обязанности администрации возместить расходы общества по проведению капитального ремонта канализационного коллектора, сделаны без учета вышеприведенных норм специального законодательства.
С учетом длящихся правоотношения сторон по договору аренды от 07.10.2005, а также того, что капитальный ремонт канализационного коллектора был проведен в 2016 году, согласованная сторонами возможность зачета арендодателем расходов арендатора на капитальный ремонт в счет арендной платы подлежит оценке судом с учетом требований статьи 422 ГК РФ и установленных норм специального законодательства статей 5, 31, 41.3 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Следовательно, заслуживали внимая и требовали проверки в судебном заседании обстоятельства того, учитывались ли (либо могут быть учтены в последующих периодах) расходы арендатора на осуществление ремонта таких объектов при установлении обществу тарифа.
Судам необходимо исследовать материалы тарифного дела и сопоставить фактические действия общества с решениями, принятыми регулирующим органом. При этом бремя подтверждения таких обстоятельств лежит на истце. В порядке статей 51, 55.1 АПК РФ для исследования данного вопроса суд может привлечь для участия в деле орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) или вызвать специалиста этого органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку вывод судов первой и апелляционной инстанций основан не неверном толковании норм материального права и противоречит сложившейся судебной практике, то решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по настоящему делу не могут быть признаны законными и обоснованными, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду следует установить все имеющие значение для дела обстоятельства и дать надлежащую правовую оценку доводам истца, на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств, с учетом сложившейся судебной практики устранить отмеченные недостатки, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А64-7092/2018 - отменить, направив дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Шульгина |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений подпунктов "а", "д", "е" и "о" пункта 17 Правил регулирования тарифов для целей подтверждения расходов регулируемая организация прилагает к заявлению об установлении тарифов, в частности: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов), а также копии договоров (с приложениями) в том числе на выполнение ремонтных работ подрядными организациями.
Из изложенного следует, что расходы арендатора на осуществление ремонта объектов водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа ресурсоснабжающей организации (пункты 15, 23 Методических указаний).
Таким образом, общество, приняв в аренду муниципальные сети водоотведения и их отдельные объекты, обязано осуществлять их содержание, производить не только текущий, но и капитальный ремонт и нести соответствующие затраты за свой счет.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 19.09.2016 по делу N А70-8443/2015, от 02.08.2016 по делу N А70-8445/2015, от 23.10.2017 по делу N А03-5417/2016, от 22.08.2016 по делу N А70-8438/2015, сложившейся судебной практикой округа- постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2018 по делу N А35-11408/2017.
...
С учетом длящихся правоотношения сторон по договору аренды от 07.10.2005, а также того, что капитальный ремонт канализационного коллектора был проведен в 2016 году, согласованная сторонами возможность зачета арендодателем расходов арендатора на капитальный ремонт в счет арендной платы подлежит оценке судом с учетом требований статьи 422 ГК РФ и установленных норм специального законодательства статей 5, 31, 41.3 Закона о водоснабжении и водоотведении.
...
Поскольку вывод судов первой и апелляционной инстанций основан не неверном толковании норм материального права и противоречит сложившейся судебной практике, то решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.11.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по настоящему делу не могут быть признаны законными и обоснованными, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 июня 2019 г. N Ф10-2078/19 по делу N А64-7092/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2078/19
17.07.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10082/18
25.02.2020 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7092/18
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7092/18
10.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2078/19
13.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10082/18
08.11.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7092/18