г. Самара |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А55-22663/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нугаевой А.Н.,
с участием:
от истца - Чевозерова Е.А., доверенность N 1 от 01 января 2020 года,
от ответчика Ляхов И.Е., доверенности N 1523 от 24 октября 2017 года,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2020 года по делу N А55-22663/2019 (судья Шаруева Н.В.),
по иску акционерного общества Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" (ОГРН 1056320183490 ИНН 6321153000), город Тольятти Самарской области,
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350 ИНН 6315376946), Красногорский район Московской области,
с участием третьего лица акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (ОГРН 1055612021981 ИНН 5612042824), Красногорский район Московской области,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Управляющая компания "Жилстройэксплуатация" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчику), с привлечением в качестве третьего лица акционерного общества "Энергосбыт Плюс", о взыскании неосновательного обогащения в размере 239 110 руб. 04 коп.
Решением суда от 17.03.2020 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требование, о чем просил в судебном заседании и представитель ответчика.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве и возражениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отношения сторон обусловлены договором теплоснабжения и поставки горячей воды N 30028ко от 07.09.2015 г. (далее - договор), в соответствии с условиями которого истец (теплоснабжающая организация) обязуется подавать ответчику (абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а ответчик (потребитель) обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергоресурсы в соответствии с разделом 4 договора, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергоресурсов. (п. 1.1)
В соответствии с п. 4.1, 4.4, 4.6 договора в потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии и стоимость горячей воды путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации до последнего рабочего дня месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательства по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации.
Согласно п. 4.8 договора основанием для расчетов являются оформленные энергоснабжающей организацией акт приема-передачи и счет-фактура, которые абонент (ответчик) обязан до 5 числа месяца, следующего за расчетным, получить, в течение трех рабочих дней надлежащим образом оформить и возвратить в энергоснабжающую организацию.
Из материалов дела следует, что объектом теплоснабжения по договору является многоквартирные дома N 47, 47А, 47Б, 49А, расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Победы.
Во исполнение условий договора истцу, являющемуся исполнителем коммунальных услуг и приобретающим энергоресурсы в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в период с мая по сентябрь 2016 г. были оказаны услуги по подаче тепловой энергии на сумму 867 601 руб. 84 коп., которые оплачены истцом в полном объеме, что сторонами не оспаривается.
Полагая, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, должно было определяться по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД, а не исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, на основании которых была произведена оплата ответчику, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Определяя объем тепловой энергии в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, истец исходил из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению утвержден постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 г. N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета" и в период с 07.11.2007 г. по 31.12.2017 г. составлял 0,066 Гкал/м3 для жилых домов, 4-6 категории с закрытой системой горячего водоснабжения.
При таком способе расчета разница между начисленной истом задолженностью и подлежащей оплате ответчиком, составила 239 110 руб. 04 коп. за май - сентябрь 2016 г.
Не соглашаясь с необоснованным начислением оплаты за тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения в объеме, указанном ответчиком, истец указал, что объем тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения, определяется исходя из нормативов расхода тепловой энергии на горячую воду, установленных органом исполнительной власти субъекта.
Порядок использования показаний общедомового прибора учета (ОПУ) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению определен в Правилах N 354.
Однако, в формулах 23, 24 Приложения N 2 к указанным Правилам N 354 значения ОПУ тепловой энергии, используемой на нужды ГВС, отсутствуют. Следовательно, использование показаний приборов учета тепловой энергии, потребляемой для нужд ГВС, Правилами N 354 не предусматривается.
Таким образом, отсутствуют основания для использования ОПУ при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из п. 1.2 договора следует, что потребитель (ответчик) является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию и горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (п.п. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Истец является управляющей организацией, имеющей в управлении многоквартирные жилые дома, в связи с чем, к отношениям сторон подлежат применению, в том числе, ЖК РФ, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
В силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду установлен в разделе VII Приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23: Р. =уп хТхв + (Зп хТт/э где: vi - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.
При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с п. 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством РФ тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
Qi - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении;
Т
т/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством РФ тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
При этом, величина Qi11 рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi"*1) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi11 и Qi^111 служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в определениях ВС РФ от 15.08.2017 г. N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 г. N 305-ЭС17-15601, и в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 5 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 27.12.2017 г.
Поскольку ответчик в спорный период без достаточных к тому оснований предъявлял истцу к оплате объем тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения без применения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, истец правильно посчитал, что ответчик неосновательно обогатился на сумму 239 110 руб. 04 коп.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указывал в отзывах на иск, что в п. 3.3 договора стороны предусмотрели определение объема энергетических ресурсов, поставляемых в жилой дом, оборудованный индивидуальным прибором учета на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Условия договора не признаны недействительными и соответствуют положениям действующего законодательства.
Действующим законодательством РФ установлен приоритет приборно-учетного метода расчета по отношению к иным способам расчета.
Кроме того, ответчик указывал, что в 2016 г. на территории г.о. Тольятти норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения отсутствовал.
Пункты 2.2.1 - 2.2.2 приложения N 3 к постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 г. N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливали ранее действовавшие нормативы, отменены с 01.01.2009 г. постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 30.10.2008 г. N 2688-п/1.
Кроме того, в п.п. "а" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 г. N 124, предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за соответствующий расчетный период, что также соответствует условиям договора.
В соответствии с положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утв. постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. N 337, министерство является органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг населением Самарской области и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 г. N 129 (в ред. постановления Правительства РФ от 27.12.2017 г. N 1670) органам государственной власти субъектов РФ необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020 г.
В соответствии с разработанным с учетом предложений, полученных от органов местного самоуправления, графиком указанные нормативы вводятся в действие в большинстве муниципальных образований региона с 01.07.2019 г.
При этом федеральным законодательством не определена величина нормативов, применяемая до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне.
При этом в соответствии с п. 2 (2) приложения N 2 Правил N 354, до вступления в силу нормативов, утвержденных на региональном уровне, сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012 г.
По аналогии с коммунальной услугой по отоплению до вступления в силу новых нормативов министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рекомендуется использование нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, применяемых по состоянию на 30.06.2012 г.
Таким образом, по состоянию на 30.06.2012 г. на территории г.о. Тольятти применялись нормативы, утв. постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 28.11.2007 г. N 3815-п/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по централизованному горячему водоснабжению и отоплению, водоснабжению и водоотведению для населения г.о. Тольятти, не имеющего индивидуальных (квартирных) приборов учета".
Доводы ответчика о несоответствии нормативов потребления тепловой энергии на подогрев тонны воды действовавшему в спорный период жилищному законодательству, правильно отклонены судом как необоснованные исходя из следующего.
Применение ранее действовавших нормативов является правомерным, поскольку иное нарушало бы баланс интересов сторон и ставило бы управляющие компании, действующие на территории различных субъектов РФ в неравное положение в нарушение правовой позиции ВС РФ, изложенной в определениях от 15.08.2017 г. N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 г. N 305-ЭС17-15601.
Аналогичные выводы изложены в постановлении АС Поволжского округа от 23.01.2019 г. N Ф06-41657/2018 по делу N А55-7750/2018.
Кроме того, ответчик возражая против удовлетворения заявленных требований, указывал в отзывах, что расчеты между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией за коммунальные ресурсы по показаниям общедомовых приборов учета предусмотрены Правилами N 124.
Между тем, п. 2 Правил N 124 среди раскрываемых используемых в них понятий не содержит понятия "общедомовый прибор учета".
В соответствии с п. 2 Правил N 354, "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Правилами N 354 определен порядок использования показаний ОПУ для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Так, при централизованной системе теплоснабжения и нецентрализованной системе горячего водоснабжения (многоквартирные дома с индивидуальными тепловыми пунктами) п. 54 Правил N 354 не предусмотрено при определении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению использование показаний ОПУ тепловой энергии в целях определения её объемов для расчета платы за горячую воду.
В формулах 20, 20.1, 20.2 Приложения N 2 к Правилам N 354 отсутствуют значения ОПУ тепловой энергии, используемой на нужды ГВС.
Таким образом, использование показаний приборов учета тепловой энергии, потребляемой для нужд ГВС, Правилами N 354 не предусматривается. Соответственно, прибор учета, измеряющий объем тепловой энергии, потребленной на нужды ГВС, не признается общедомовым прибором учета тепловой энергии для целей его использования при определении размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Кроме того, согласно п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ.
Пункт 1 ст. 157 ЖК РФ предписывает производить расчеты по показаниям приборов учета потребляемых коммунальных услуг.
Перечень коммунальных услуг содержится в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, среди прочего тепловая энергия как коммунальная услуга не поименована.
Довод ответчика о том, что для ПАО "Т Плюс" не установлены двухкомпонентные тарифы при нецентрализованной системе горячего водоснабжения правильно отклонен судом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 38 Правил N 354 тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для потребителей (то есть собственников помещений в МКД и иных пользующихся на законном основании жилыми помещениями), а не для ресурсоснабжающих организаций.
В случае установления двухкомпонентных тарифов размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, плата за горячее водоснабжение для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, являющихся объектами договора от 07.09.2015 г. N 30028ко складывается из тарифа на холодную (питьевую) воду и тарифа на тепловую энергию, что подтверждается платежными документами, направляемыми в адрес собственников и иных пользователей помещений.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 17.12.2015 г. N 659 для потребителей филиала Самарский ПАО "Т Плюс" установлены тарифы в закрытой системе горячего водоснабжения: компонент на холодную воду, компонент на тепловую энергию. Приобретение тепловой энергии в спорный период производилось по указанным тарифам и не оспаривается сторонами.
По смыслу п. 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Таким образом, расчет предприятием причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qvKp).
В силу ч. 2 ст. 1102 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из анализа ст. 1102 ГК РФ следует, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований.
Положения ст. 1103 ГК РФ предусматривают, что в силу п. 3 ст. 1103 Кодекса, поскольку иное не установлено настоящим кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 г. N 11524/12 указано, что для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счёт другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды в спорный период был установлен уполномоченным органом, основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, отсутствуют.
Принимая во внимание, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан истцом по данному нормативу и полностью оплачен, оснований для удержания излишне уплаченных ответчику денежных средств, с учетом вышеизложенного, не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в ст. 71 АПК РФ, а также руководствуясь положениями ст. ст. 309, 310, суд правильно посчитал исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена по делам в постановлениях Одиннадцатого ААС суда от 19.12.2019 г. N А55-38560/2019 и от 24.12.2019 г. NА55-30936/2018.
Что же касается заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой данности, то оно правильно отклонено судом по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 ст. 196 К РФ установлен общий срок исковой давности в 3 года, определяемый в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с п. 4.4 договора теплоснабжения N 30028ко от 07.09.2015 г. (в редакции протокола согласования разногласий) расчеты по договору осуществляются в срок до последнего рабочего дня месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Таким образом, за расчетный май 2016 г. истец должен был произвести оплату в срок до 30.06.2016 г., за июнь - до 30.07.2016 г., за июль - до 31.08.2016 г., за август - до 30.09.2016 г., за сентябрь - до 31.10.2016 г.
В данном случае неосновательное обогащение на стороне ответчика возникло в момент переплаты истцом.
Исходя из акта сверки взаимных расчетов и справки о распределении платежей, истец за май 2016 г. в полном объеме произвел оплату только 26.08.2016 г. (платежное поручение N 1174 от 26.08.2016 г.), за июнь и июль расчеты произведены в полном объеме 26.08.2016 г. (платежное поручение N 1174 от 26.08.2016 г.), за август - 28.10.2016 г. (платежное поручение N 1485 от 28.10.2016 г.), за сентябрь - 28.11.2016 г. (платежное поручение N 1672 от 28.11.2016 г.), а исковое заявление подано истцом в суд 15.08.2019 г.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что истцом срок исковой давности не пропущен, и основания для применения последствий срока давности отсутствуют.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка ответчика на судебные акты по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 марта 2020 года по делу N А55-22663/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22663/2019
Истец: АО Управляющая компания "Жилстройэксплуатация"
Ответчик: ПАО "Т Плюс"
Третье лицо: АО "Энергосбыт Плюс"