г. Москва |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А40-307245/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 по делу N А40-307245/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства (33-2452)
по заявлению ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - антимонопольный орган, ФАС) о признании незаконным и отмене Постановления от 22.10.2019 г. N 21/04/19.8-24/2019 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 27.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель, считает, что отсутствует событие административного правонарушения. По мнению заявителя, ответ на запрос антимонопольного органа был представлен своевременно.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
На основании статьи 25 Закона о защите конкуренции ФАС России письмом от 26.06.2019 N ВК/53917/19 направила мотивированное требование в адрес ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - Запрос ФАС России), в соответствии с которым Обществу в срок до 01.08.2019 надлежало представить следующие сведения за 2018 год:
- сведения о совокупном фактическом объеме отпуска электрической энергии и мощности по тарифным группам потребителей гарантирующего поставщика по форме, указанной в приложении N 1 к Запросу ФАС России в формате Microsoft Excel с разбивкой объемов продажи по регулируемым договорам для населения, объемов продажи для прочих потребителей с выделением объемов по каждой ценовой категории, объемов продажи территориальными сетевыми организациями для компенсации потерь в электрических сетях, объемов продажи энергосбытовыми компаниями с разбивкой по ценовым категориям;
- реестр договоров купли-продажи электроэнергии (договоры энергоснабжения), заключенных с энергосбытовыми компаниями по форме, указанной в приложении N 2 к Запросу ФАС России в формате Microsoft Excel (отчет необходимо представлять исходя из принципа:
одна таблица - один отчетный месяц), с указанием реквизитов договоров купли-продажи электроэнергии и мощности с представлением в электронном виде копий таких договоров, действующих на период с 2018 года по март 2019;
- сведения об объеме покупки электроэнергии по каждой энергосбытовой компании, с которыми заключены договоры купли-продажи электроэнергии (договоры энергоснабжения) гарантирующим поставщиком по 3-6 ценовых категориях в интегральном выражении, с разбивкой по каждому часу суток в формате Microsoft Excel по форме, являющейся приложением 3 к Запросу ФАС России;
- информацию о средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию (мощность) за расчетный период, связанной с учетом данных за предыдущие расчетные периоды с указанием основания для проведения корректировки.
Общество направило в адрес антимонопольного органа письмо от 05.08.2019 N УНПО.08.07.356 о продлении срока предоставления информации до 31.08.2019.
Дополнительно Общество письмом от 19.08.2019 N 01-02-6325 запросило продление срока предоставления информации до 30.09.2019.
Так как документов, подтверждающих невозможность предоставления Общество запрошенной информации в установленный срок не предоставлено, ФАС посчитала, что Обществом нарушена ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции.
По данному факту антимонопольным органом 27.09.2019 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
24.10.2019 ФАС вынесла постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 21/04/19.8-24/2019, которым ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ" привлечено к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения в действиях Общества доказаны, подтверждаются материалами дела, процедура и порядок назначения штрафа не нарушены.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50000 до 500000 руб.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию этих органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
Функции и полномочия антимонопольного органа определены статьями 22 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Таким образом, антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него функций и полномочий вправе запрашивать у коммерческих и некоммерческих организаций (их должностных лиц) необходимые документы и информацию, а указанные организации в установленный срок обязаны их представить либо уведомить о невозможности представления.
При этом Закон о защите конкуренции не содержит ограничений по составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций.
Объем запрашиваемых сведений, состав документов (информации), порядок и сроки их представления должны определяться антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств, обуславливаться необходимостью осуществления им возложенных на него задач и функций.
Указание в запросах и (или) определениях на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации в соответствии с возложенными на Федеральную антимонопольную службу полномочиями свидетельствует о соблюдении антимонопольным органом требований ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции, о мотивированности запроса.
Таким образом, запросы и (или) определения, содержащие указание на процессуальный повод истребования информации и нормативно-правовое основание (ст. 25 Закона о конкуренции) являются мотивированными.
При таких обстоятельствах требования ФАС содержат достаточную мотивировку необходимости представления документов.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 307-АД18-24091, неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.
Санкция нормы, предусматривающей ответственность за непредставление информации по запросу антимонопольного органа, предусматривает возможность дифференциации назначаемого наказания, исключая при этом необходимость использования для этой цели такого правового института как малозначительность административного правонарушения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ПАО "ТНС энерго Кубань" не была представлена в полном объеме информация по запросу антимонопольного органа.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами объекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но иным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не имеется и Обществом не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеются событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, апелляционным судом не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности соблюден.
Доводы жалобы о том, что Обществом не был нарушен срок, так как ФАС не ответила на ходатайство о его продлении отклоняются, так как не получив решение о продлении срока, у заявителя не было оснований считать, что его ходатайство о продлении удовлетворено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 по делу N А40-307245/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, установленном ч. 4 ст. 229 АПК РФ.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-307245/2019
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО КУБАНЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА