Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф04-4905/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А75-3649/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5380/2020) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.05.2020 по делу N А75-3649/2020 (судья Зубакина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (ОГРН 1188617004729, ИНН 8603232976, место нахождения: 628615, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 17Б) к обществу с ограниченной ответственностью "НТГМ" (ОГРН 1048600507471, ИНН 8603115020, место нахождения: 628614, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. 2П-2, дом 36) о взыскании 446500 руб. штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Управление, УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НТГМ" (далее - общество, ООО "НТГМ") о взыскании 446 500 руб. штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.05.2020 по делу N А75-3649/2020 в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока отказано в связи с отсутствием обоснования пропуска срока, доказательств уважительности причин пропуска. В удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Не согласившись с принятым решением, УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске Управлением срока на обращение в суд с настоящими требованиями. Как указывает податель жалобы, правоотношения, вытекающие из пенсионного законодательства, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), касающиеся исковой давности, к ним неприменимы.
В письменном отзыве ООО "НТГМ" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество представило в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации 19.03.2018 исходный отчет по форме СЗВ-М за февраль 2018 года на 893 застрахованных лиц.
Полагая, что обществом несвоевременно представлены сведения за февраль 2018 года, Управлением 23.04.2018 составлен акт N 2791 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 15).
По результатам рассмотрения материалов проверки УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры принято решение от 07.06.2018 N 2791 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 446 500 руб. в отношении 893 застрахованных лиц (л.д. 13).
Страхователю выставлено требование от 10.07.2018 N 2791 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 02.08.2018 (л.д. 11).
Неисполнение ООО "НТГМ" требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры в суд с соответствующим заявлением.
07.05.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в момент привлечения учреждения к ответственности, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за несвоевременное представление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществу было направлено требование об уплате финансовых санкций от 10.07.2018 N 2791, которым предлагалось уплатить штраф в срок до 02.08.2018. Таким образом, с заявлением о взыскании начисленного штрафа в судебном порядке УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры могло обратиться до 02.02.2019.
В то же время, как следует из материалов дела, с рассматриваемым заявлением о взыскании спорных финансовых санкций Управление обратилось только 05.03.2020, т.е. за пределами установленного срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 46 НК РФ).
По общему правилу, арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
Поскольку процессуальным законодательством не установлены какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, вопрос о том, являются ли причины пропуска указанного срока уважительными, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, а также необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Указанная позиция содержится в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Апелляционный суд учитывает, что просительная часть заявления УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры содержала ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, однако каких-либо доводов в части уважительных причин его пропуска заявителем не приведено.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Рассматриваемые правоотношения, в том числе в части срока обращения УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, регламентируются нормами законодательства о налогах и сборах, которыми, в свою очередь, не предусмотрены основания для перерыва течения срока на обращение в суд с требованием о взыскании таких санкций в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о пропуске Управлением срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями. При этом, ограничившись формальным заявлением ходатайства о восстановление срока, УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры причины пропуска срока не мотивировало.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным Федеральным законом либо арбитражным судом.
Изложенное, как верно отметил суд первой инстанции, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.05.2020 по делу N А75-3649/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3649/2020
Истец: ГУ ОСП - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НИЖНЕВАРТОВСКЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО НТГМ