г. Киров |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А82-23314/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Д.М.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Мостостройиндустрия"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2020
по делу N А82-23314/2019,
по заявлению акционерного общества "Мостостройиндустрия" (ОГРН 1027700116014, ИНН 7708000794)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ярославской области (ОГРН 1047600432219, ИНН 7604071920)
о признании уведомления незаконным, об обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мостостройиндустрия" (далее - заявитель, АО "МСИ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) от 08.10.2019 N 76/001/005/2019-14140 об отказе в государственной регистрации прекращения права (без перехода права) АО "МСИ" на 321/5664 доли в праве общей долевой собственности на помещения 1-8, 10-42, 45, 48, 49, 54-56, 59, 64-78, 82 общей площадью 431,8 кв.м., в том числе жилой 188,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 1, помещения 3 этажа; об обязании осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности АО "МСИ" на 321/5664 доли в праве общей долевой собственности на указанные помещения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "МСИ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель настаивает на незаконности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации прекращения права АО "МСИ". Ссылаясь на положения подпункта 8.1 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявитель считает, что при переходе права собственности на объект полностью или на часть (долю) прежний правообладатель освобождается от уплаты государственной пошлины. Указывает, что в рассматриваемом случае регистрации подлежит именно переход права собственности, в рамках которого вносятся запись о признании за приобретателем права на долю в праве и запись о прекращении права собственности на отчужденную долю. Более подробно доводы АО "МСИ" изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил письменный отзыв, в котором считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.05.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.05.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 16.06.2020 апелляционный суд в соответствии со статьей 158 АПК РФ отложил судебное заседание на 14.07.2020.
Стороны явку своих представителей в судебные заседания 16.06.2020, 14.07.2020 не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.06.2019 АО "МСИ" обратилось в Управление с заявлением о прекращении государственной регистрации права собственности в отношении помещений 1-8, 10-42, 45, 48, 49, 54-56, 59, 64-78, 82, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 1, помещения 3 этажа (далее - помещения) (л.д. 59-60).
11.06.2019 государственным регистратором в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 218-ФЗ) принято решение о возврате АО "МСИ" документов без рассмотрения по заявлению от 05.06.2019 в связи с тем, что информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на остаток доли в соответствии со статьей 333.33 НК РФ по истечении пяти дней с даты соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не представлен заявителем (уведомление о возврате документов без рассмотрения от 11.06.2019 N 76/001/005/2019-12238).
26.06.2019 АО "МСИ" повторно подано заявление о прекращении государственной регистрации права (без перехода права) в отношении указанных помещений. К заявлению было приложено решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 27.08.2012 по делу N 2-1670/12, вступившее в законную силу 26.10.2012 (л.д. 38-41).
Уведомлением от 08.07.2019 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав. В уведомлении указано, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) за АО "МСИ" зарегистрировано 1765/1888 доли в праве общей долевой собственности, в связи с чем заявителю было предложено представить заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на оставшуюся долю с оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию оставшейся доли (л.д. 52).
Поскольку причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление приняло решение об отказе в государственной регистрации прекращения права (без перехода права) общей долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимости, о чем направило заявителю уведомление от 08.10.2019 N 76/001/005/2019/14140 (л.д. 50).
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, АО "МСИ" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованиями в рамках настоящего спора.
Суд первой инстанции признал правомерным отказ в государственной регистрации и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Законом о государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (пункт 5).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ не устранение причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий.
В рассматриваемом случае оспариваемый заявителем отказ в государственной регистрации прекращения права (без перехода права) принят регистрирующим органом по итогам рассмотрения заявления АО "МСИ" от 26.06.2019 о прекращении государственной регистрации права (без перехода права) в отношении указанных помещений. Как следует из содержания названного отказа, основанием для его принятия стало неустранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, в частности заявитель не представил заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на оставшуюся долю с оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию, которая уплачивается лицом, чье право подлежит государственной регистрации.
Исследовав обстоятельства дела в совокупности с имеющимися доказательствами, суд апелляционной инстанции считает выводы регистрирующего органа, поддержанные судом первой инстанции, обоснованными на основании следующего.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Статья 58 Закона N 218-ФЗ предусматривает, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (часть 3 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
Согласно абзацу 2 пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи. Если судебный акт принят в отношении иного лица, отказ регистратора в государственной регистрации права на недвижимое имущество является законным.
В силу абзацев 1, 4 пункта 1 указанного Информационного письма основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Применительно к рассматриваемому делу вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 27.08.2012 по делу N 2-1670/12 признано за гражданами Каниной О.Е., Каниным О.Р., Каниной И.А. по 107/5664 доли каждому в праве общей долевой собственности на помещения 1-8, 10-42, 45, 48, 49, 54-56, 59, 64-78, 82 общей площадью 431,8 кв.м., в том числе жилой 188,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Алмазная д. 1, помещения 3 этажа, что соответствует комнате N 17, и о прекращении права собственности заявителя на 321/5664 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанные помещения (л.д. 38-41).
В настоящем деле с заявлением о прекращении права на недвижимое имущество (321/5664 доли в праве общей долевой собственности) обратилось Общество, приложив в качестве документа обоснования государственной регистрации прекращения права (без перехода права) указанное решение суда. В указанном заявлении содержалось только требование о государственной регистрации прекращения прав (без перехода права) на 321/5664 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанные помещения (л.д. 54).
Из материалов дела усматривается, что за АО "МСИ" зарегистрировано 1765/1888 доли в праве общей долевой собственности.
В рассматриваемом случае прекращение судом общей юрисдикции права собственности Общества на долю в праве общей долевой собственности (321/5664 доли) не влечет прекращения у него права на оставшуюся долю.
Поскольку в соответствии с Законом N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав носит заявительный характер и осуществляется на основании заявления правообладателя, а АО "МСИ" не представило в орган регистрации прав соответствующее заявление, то Управление имело предусмотренные Законом N 218-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации, указав на необходимость представления заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на оставшуюся долю с оплатой государственной пошлины за государственную регистрацию, которая уплачивается лицом, чье право подлежит государственной регистрации.
При этом утверждение заявителя в апелляционной жалобе, что регистрации в рассматриваемом случае подлежит именно переход права собственности, безосновательно и не соответствует содержанию представленного в регистрационный орган заявления от 26.06.2019, в котором заявитель просил осуществить государственную регистрацию именно прекращения права, не указывая на переход права к иному лицу.
Приведенное заявителем в апелляционной жалобе истолкование части 3 статьи 58 Закона N 218-ФЗ не может быть применено к рассматриваемой ситуации, поскольку с конкретным заявлением о государственной регистрации в данном случае обратилось Общество, чье право решением суда прекращается, а не лицо, у которого право возникает на основании решения суда.
В силу статьи 17 Закона о государственной регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Действительно, как указывает Общество, статья 333.35 НК РФ предусматривает льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. Так, подпункт 8.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ определяет, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела во взаимосвязи с приведенными нормативными положениями, апелляционный суд отмечает, что в данном случае оспариваемое решение Управления принято на основании заявления Общества о прекращении права на недвижимое имущество (без перехода права). Соответственно, оснований для применения подпункта 8.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ у ответчика не имелось, равно как не имелось и оснований для расширительного толкования данного нормативного положения. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на оставшуюся долю не было направлено Обществом в адрес Управления и предметом рассмотрения в данном случае не являлось.
Общество в рассматриваемой ситуации само определило способ обращения с заявлением о государственной регистрации, форму и содержание заявления о государственной регистрации, в связи с чем регистрирующий орган принял решение на основании поступивших заявления и документов.
При таких обстоятельствах утверждение заявителя о нарушении прав в результате принятия оспариваемого решения неосновательно. В рассматриваемом случае регистрирующий орган действовал в пределах предоставленных законом полномочий, на основании представленного Обществом заявления и при наличии к тому достаточных оснований.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Управления соответствует нормам действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя, в этой связи отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 12.05.2020 N 154567 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.03.2020 по делу N А82-23314/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Мостостройиндустрия" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Мостостройиндустрия" (ОГРН 1027700116014, ИНН 7708000794) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 12.05.2020 N 154567.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-23314/2019
Истец: АО "МОСТОСТРОЙИНДУСТРИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ