г. Киров |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А28-9439/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" филиал "Кировский" на решение в виде резолютивной части (ст. 229 АПК РФ) Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2023 по делу N А28-9439/2023, принятое в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350) филиал "Кировский"
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ Кировской области административный орган) от 06.07.2023 N 314, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.09.2023 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления Общества отказано.
20.10.2023 в связи с подачей ПАО "Т Плюс" апелляционной жалобы судом изготовлено мотивированное решение по делу.
По мнению ПАО "Т Плюс", в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в действиях Общества события административного правонарушения. Из апелляционной жалобы следует, что позиция Инспекции основана на рекомендациях и не может быть положена в основу подтверждения события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.10.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31.10.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Определением суда от 27.12.2023 рассмотрение дела назначено в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции с вызовом сторон. Судебное разбирательство на основании статьи 158 АПК РФ отложено с 27.12.2023 на 13 часов 30 минут 29.01.2024.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением 27.02.2023 обращения жителей многоквартирного дома по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 78 (далее - МКД N 78), содержащего информацию о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям начальником ГЖИ Кировской области принято решение от 29.03.2023 N Ц-35/2023 о проведении в отношении ПАО "Т Плюс" внеплановой документарной проверки.
29.03.2023 в адрес Общества направлено требование о предоставлении документов.
Из пояснений Общества от 17.03.2023, 13.04.2023 следует, что с 01.05.2018 потребители жилых помещений в МКД N 78 приняты на обслуживание филиалом "Кировский" ПАО "Т Плюс" (заключены прямые договоры); по данным тепловой инспекции Кировского филиала АО "Энергосбыт Плюс" коммунальная услуга по горячему водоснабжению в МКД отсутствовала в период:
- с 08.00 08.07.2022 по 10.00 03.08.2022 по причине проведения гидравлических испытаний на тепловых сетях (ГИ секция 1-10) и устранения дефекта;
- с 09.00 по 18.45 07.11.2022 по причине устранения дефекта (от камеры 2-18 до камеры 2-23) на тепловых сетях.
На основании изложенного в акте проверки от 20.04.2023 административный орган заключил, что период непредоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению превысил 14 дней, что является нарушением пункта 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
10.05.2023 главным государственным инспектором отдела по контролю за коммунальными услугами ГЖИ Кировской области по факту выявленного нарушения в отношении ПАО "Т Плюс" составлен протокол об административном правонарушении, которым деяние заявителя квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ.
06.07.2023 заместителем начальника ГЖИ Кировской области по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 314 о признании ПАО "Т Плюс" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Ресурсоснабжающие организации, на которые нормативно возложена обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами в части поставки коммунальных ресурсов, относятся к субъектам указанного правонарушения.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действие (бездействие), повлекшее нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
В пункте 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В силу пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до 01.03.2021, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Период допустимого отключения систем горячего водоснабжения в СанПиН 1.2.3685-21 отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на дату совершения правонарушения регулировался Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889).
Согласно пункту 3 Правил N 889 в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 4 Правил N 889 вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее - сводный план), утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт (далее - заявка), а также уведомлений о внеплановом ремонте.
При необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов (пункт 10 Правил N 889).
Постановлением администрации города Кирова от 30.11.2021 N 2831-п был утвержден сводный план вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2022 году (утратил силу в связи с изданием постановления администрации г. Кирова от 29.11.2022 N 3368-п), в соответствии с которым ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов рекомендуется производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток (пункт 2).
МКД N 78 не включен в сводный план-график вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2022 году, утвержденный Постановлением N 2831-п.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд исходил из того, что во вменяемый заявителю период непредоставления (отсутствия) коммунального ресурса, необходимого для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, действовало Постановление от 30.11.2021 N 2831-п, предусматривающее возможность отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов на срок не более 14 суток.
Указанное нормативное положение представляет собой реализацию органом местного самоуправления возложенной на него пунктом 5.1.5 Правил N 170 обязанности установить конкретную продолжительность ремонта, связанную с прекращением горячего водоснабжения, ориентируясь при этом на примерный срок - 14 дней.
Между тем суд первой инстанции не учел, что в протоколе от 10.05.2023 и оспариваемом постановлении от 06.07.2023 N 314 в вину Обществу вменено отсутствие в МКД N 78 горячего водоснабжения с превышением допустимого срока - 14 суток. В качестве нарушенных Обществом требований законодательства Инспекция указала: пункт 4 статьи 3 ЖК РФ, пункт 5.1.5 Правил N 150, пункт 4 Приложения N 1 к Правилам N 354, пункт 2 Постановления N 2831-п.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора Правила N 354, Правила N 170 и Постановление N 2831-п на дату совершения вменяемого правонарушения не содержали императивного срока отключения систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток. Как указано выше, в период отключения ГВС (с 08.07.2023 по 03.08.2022) законодателем были установлены только рекомендуемые сроки.
В Постановлении от 27.03.2023 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что наступление административной ответственности возможно лишь за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются административными правонарушениями. Наличие состава такого правонарушения является необходимым основанием административной ответственности, а его системообразующие признаки, как и содержание конкретных составов, должны согласовываться с принципами демократического правового государства, включая принципы равенства всех перед законом и юридической справедливости. Любое административное правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе таким образом, чтобы исходя из его текста (если нужно, с помощью толкования, данного судами) каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своего поведения.
Несмотря на то, что ПАО "Т Плюс" не приняты меры по согласованию с органом местного самоуправления вывода в ремонт сетей, как того требуют Правила N 889, привлечение Общества к административной ответственности за отключение ГВС на срок, императивно не ограниченный законом, в данном случае недопустимо.
Следовательно, вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, нарушение ПАО "Т Плюс" рекомендуемого срока не может быть вменено в качестве объективной стороны правонарушения.
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановления ГЖИ Кировской области от 06.07.2023 N 314 по делу об административно правонарушении следует признать незаконными.
Апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению. Решение Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2023 (резолютивная часть от 26.09.2023) по делу N А28-9439/2023 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ПАО "Т Плюс" требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2023 (резолютивная часть от 26.09.2023) по делу N А28-9439/2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление публичного акционерного общества "Т Плюс" удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Кировской области от 06.07.2023 N 314.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9439/2023
Истец: ПАО "Т ПЛЮС", ПАО "Т Плюс" филиал "Кировский"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области