Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф05-17515/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А40-30105/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Трансматик"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2020 г. по делу N А40-30105/20
по заявлению ООО "Трансматик"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Вербовский А.В. по дов. от 21.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансматик" (далее - Заявитель, ООО "Трансматик", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве (далее - Ответчик, ИФНС N 28 по г. Москве, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ИФНС N 28 по г. Москве постановления от 30.01.2020 г. N 77282001730372300002 по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "Трансматик" отказано.
ООО "Трансматик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Трансматик" доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ИФНС N 28 по г. Москве с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением заместителя начальника ИФНС N 28 по г. Москве Шкабат Д.Б. N 77282001730372300002 от 30.01.2020 г. ООО "Трансматик" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 309 952,26 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон о валютном регулировании, Закон N 173-ФЗ).
Инспекцией установлено совершение Обществом незаконной валютной операции.
Так, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, 05.02.2018 г. Общество осуществило зачисление на свой счет N KZ26965F010000417873, открытый в банке FORTEBANK (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за товары и услуги от ТОО EQUIPMENTSERVICESLTD в сумме 2 372 917,51 казахских тенге.
Поступление денежных средств подтверждается Отчетом о движении средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2018 года, подтверждающими банковскими документами - банковской выпиской.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закон N 173-ФЗ валютной операцией является - приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в польз) резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Статьей 12 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках.
Операции по зачислению денежных средств, поступивших от ТОО EQUIPMENTSERVICESLTD в сумме 2 372 917,51 казахских тенге, в счет оплаты за оказанные им услуги, не входят в перечень случаев, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ. должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках РФ.
Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статье 25 Закона N 173-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Таким образом, зачислив 05.02.2018 г. на свой счет N KZ26965F010000417873 открытый в банке FORTEBANK (Республика Казахстан), денежные средства в иностранной валюте в сумме 2 372 917,51 казахских тенге, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, Общество осуществило валютную операцию, не предусмотренную Законом N 173-ФЗ, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, Общество могло и было обязано зачислить полученные от нерезидента денежные средства на счет в любом уполномоченном банке РФ и далее распоряжаться ими по своему усмотрению.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия каких-либо объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля Общества, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, как требовалась от него в целях надлежащего исполнения Запроса, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности Ответчиком соблюдены.
09.01.2020 г. Инспекцией в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) направлено уведомление от 09.01.2020 г. N 17-07/АНВ/01, которым руководителю (уполномоченному представителю Общества) предложено 16.01.2020 г. явиться в Инспекцию, для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Указанное уведомление получено Обществом 10.01.2020 г., что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. На момент составления протокола об административном правонарушении от 16.01.2020 г. Инспекция располагала сведениями о том, что Общество извещено о дате и времени составления протокола надлежащим образом.
Поскольку представитель Общества не явился, о переносе даты и времени составления протокола не ходатайствовал, протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении ООО "Трансматик" составлен в отсутствие руководителя (представителей) Общества.
Уведомлением от 16.01.2020 г. N 17-07/АНВ/31, руководителю (уполномоченному представителю Общества) было предложено 30.01.2020 г. явиться в Инспекцию, для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. Указанное уведомление направлено в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) 24.01.2020 г. (получено Обществом 27.01.2020 г.), что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
Таким образом, Общество было извещено, как о дате и времени составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В данном случае вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ с учетом положения части 2 статьи 2.1. КоАП РФ заключается в том, что налогоплательщик в силу рода своей деятельности обязан был соблюсти требования положений Закона N 173-ФЗ, но им не были приняты все зависящие от него меры с целью недопущения нарушения требований актов валютного законодательства Российской Федерации.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем Постановление ИФНС N 28 по г. Москве постановления от 30.01.2020 г. является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.05.2020 по делу N А40-30105/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30105/2020
Истец: ООО "ТРАНСМАТИК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 28 ПО Г. МОСКВЕ