город Москва |
|
21 июля 2020 г. |
дело N А40-1020/20 |
Резолютивная часть постановления от 21.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 21.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи Г.М.Никифорова, С.М.Мухин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговый дом Турменистана" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2020
по делу N А40-1020/20
по заявлению ООО "Торговый дом Туркменистана" (ОГРН 1107746305083)
к ИФНС России N 17 по г. Москве (ОГРН 1047717037180)
о признании незаконными постановлений;
от заявителя - Филатов В.С. по доверенности от 31.10.2019;
от заинтересованного лица - Скороходова В.А. по доверенности от 10.01.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Торговый дом Туркменистана" требований о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России N 17 по г. Москве 77172019121000315/3, 771720191121000316/3, 771720191121000317/3, 771720191121000318/3, 771720191121000319/3, 771720191121000320/3 от 05.12.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, обществу вменятся правонарушение, выразившееся в осуществление валютной операции, не предусмотренной ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (денежные средства в иностранной валюте поступили на счет N 23203934270668303890000, открытый в банке JSC SEN AG AT BANK (Туркменистан) минуя уполномоченные банки Российской Федерации), что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности за нарушение ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. ч. 6, 6.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках.
При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ противоречат валютному законодательству.
Частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов административных дел следует, что обществу в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями от ООО "Эко-Текс" (Дополнительное соглашение N 7 от 05.06.2017 к контракту N 312-13-02 от 12.02.2012 (ИМП-248398 от 18.02.2012)), Компании "В-Textile Enterprises LTD" (Дополнительное соглашение N 2 от 11.12.2017 к контракту N 2/27/14 от 12.09.2014 (ИМП-335349 от 24.12.2014), перешло право требования долга у Государственной оптово-розничной фирмы предприятия "Туркменполат ве энжамлар", индивидуального предприятия "Гайрат", за поставленные товары (радиаторы, декоративные металлические конструкции для моста). Кроме того, между ООО "Торговый Дом Туркменистан" и Государственной оптово-розничной торговой фирмой "Туркменбакалея" Министерства торговли и внешнеэкономических связей заключен контракт N 11/13 от 04.10.2013 на поставку товара (сигарет с фильтром). По условиям контракта 14.12.2017, 25.12.2017 произведена оплата в размере 656.000 новых туркменских манат.
Таким образом, операции по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидентов в счет оплаты за поставленные товары, не входят в перечень разрешенных случаев, указанных в ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Усмотрев в действиях общества признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговым органом в отношении ООО "Торговый Дом Туркменистан" составлены протоколы об административном правонарушении от 21.11.2019 N 771720191121000315/1, N 7717320191121000316/1, N 7771720191121000317/1, N 771720191121000318/1 N 771720191121000319/1, N 771720191121000320/1, по результатам, рассмотрения которых вынесены оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности и назначены административные штрафы на общую сумму в размере 68.342.256, 28 руб.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Довод общества о произведенном зачислении денежных средств в АК Банк "Сенагат" в соответствии с валютным законодательством Туркменистана отклоняется, поскольку ООО "Торговый Дом Туркменистан" создано как юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления экономической деятельности и в силу п. 6 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ является резидентом Российской Федерации, резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 173-ФЗ).
Ссылка общества на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2018 N А65-35897/2017, согласно которому постановления налогового органа признаны незаконными на том основании, что обществом предприняты все необходимые и зависящие от него меры для соблюдения действующего валютного законодательства, отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации обязано не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности.
Согласно сведениям Торгового представительства Российской Федерации в Туркменистане, в Туркменистане с января 2016 полностью прекращены операции по конвертации национальной валюты в иностранную свободно конвертируемую валюту; данная ограничительная мера была введена решением Центрального банка Туркменистана; ограничения по конвертации применяются абсолютно ко всем импортным контрактам.
Согласно материалам административных дел, в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями, датированными июнем и декабрем 2017, заявителю перешло право требования у нерезидентов долга за поставленные товары.
При таких обстоятельствах, заявителю на момент подписания соответствующих Дополнительных соглашений было известно о прекращении операций по конвертации национальной валюты в иностранную свободно конвертируемую валюту.
Представленные заявителем запросы в ОАО Банк "Содружество" от 09.06.2015, АО "Альфа-Банк" от 16.06.2017 и полученные на них ответы, в том числе от ПАО "Совкомбанк" от 02.12.2019 не могут свидетельствовать о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению положений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения предписания в установленный срок, а также свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него своевременные меры по его исполнению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Оснований для снижения размера штрафа не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2020 по делу N А40-1020/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Г.М.Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1020/2020
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ТУРКМЕНИСТАНА"
Ответчик: ИФНС N17 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17598/20
21.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30292/20
19.05.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-1020/20
16.01.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-1020/20