г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А56-128937/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14118/2020) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2020 по делу N А56-128937/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению товарищества собственников жилья "Исток"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления от 23.10.2019,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Исток" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 23.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 14-27/013940.1, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 06.04.2020 в виде резолютивной части Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным и отменил постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу от 23.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 14-27/013940.1 в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
18.05.2020 судом изготовлено мотивированное решение суда.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда от 18.05.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что положения статьи 2.9 КоАП РФ не подлежали применению, поскольку Товарищество не могло не знать о перечислении денежных средств контрагентом. Поскольку данные перечисления носили регулярный характер, в самом Товариществе ведется бухгалтерский учет, в назначении всех осуществленных платежей делалась ссылка на договор N 420-15-56-1 от 09.02.2015.
Податель жалобы считает, что совершенное Товариществом административное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям, поскольку посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере финансов.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании поручения N 173/1 от 14.10.2019 Инспекцией проведена проверка выполнения Товариществом требований по использованию организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц (осуществляющими деятельность поставщика), специального банковского счета, в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в результате которой установлено, что в нарушение части 2 статьи 453 ГК РФ Товарищество продолжило время от времени производить прием денежных средств от физических лиц в пользу ТСЖ и перечислять их на специальный банковский счет ТСЖ N 40705810555070009297, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
По результатам проверки Инспекцией 14.10.2019 составлен акт проверки N 013940с и составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено постановление N 14-27/013940.1 от 23.10.2019, которым Товарищество признано виновным в совершении вмененного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований в связи с малозначительностью совершенного правонарушения обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
ТСЖ "Исток" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: 197227, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Комендантский, 7. 1.
Как следует из материалов дела, между ТСЖ и АО "Петроэлектросбыт" заключен договор от 09.02.2015 N 420-15/56-1, согласно которому АО "Петроэлектросбыт" производило прием денежных средств от физических лиц в пользу ТСЖ и перечисляло их на специальный банковский счет ТСЖ N 40705810555070009297 в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
02.07.2018 в адрес АО "Петроэлектросбыт" направлено уведомление о расторжении договора, которое получено АО "Петроэлектросбыт" 13.07.2018.
Таким образом, с 23.07.2018 договор расторгнут.
В соответствии с Положением о плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденным Банком России 27.02.2017 г. N 579-П (далее - План счетов), специальные счета подлежат открытию на балансовом счете N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции от 18.04.2018, действовавшей на момент совершения Товариществом административного правонарушения) (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации регулирует настоящий Федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ, поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона N 103-ФЗ контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Во исполнение условий договора о приеме платежей N 420-15/56-1 от 09.02.2015 АО "Петроэлектросбыт" перечислило на "специальный банковский счет товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций" ТСЖ "ИСТОК" (номер счета 40705810555070009297, открытый в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк, БИК 044030653) в период с 01.08.2019 по 01.10.2019, платежи, поступившие от плательщиков (физических лиц, за взносы на капитальный ремонт:
-12.09.2019 в размере 175,56 руб.;
-17.09.2019 в размере 545,83 руб.;
-18.09.2019 в размере 164,62 руб.;
-20.09.2019 в размере 1126,32 руб.;
-23.09.2019 в размере 254,9 руб.;
-25.09.2019 в размере 381,68 руб.;
-26.09.2019 в размере 776,1 руб.;
-27.09.2019 в размере 364,35 руб.; -30.09.2019 в размере 678,75 руб.; -01.10.2019 в размере 2472,91 руб.; и т.д., которые были перечислены АО "Петроэлектросбыт" на "специальный банковский счет товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций" ТСЖ "Исток", открытый в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк, БИК 044030653, номер счета 40705810555070009297, который не является специальным банковским счетом платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика.
В соответствии с Положением о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П, специальные счета подлежат открытию на балансовом счете N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика".
Согласно указанному Положению, назначение счета - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 513-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее -Федеральный закон N 513-ФЗ) часть 3 Федерального закона N 103-ФЗ дополнена пунктом 20.1 следующего содержания: "лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме."; Дата официального опубликования нормативного документа: 28.12.2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Согласно статье 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
В соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральным законом N 513-ФЗ не установлен особой порядок вступления в законную силу. Тем самым, изменения, внесенные настоящим нормативно-правовым актом, применяются к правоотношениям, возникшим после 08 января 2020 года, и положения указанного пункта не действовали в момент совершения административного правонарушения.
Тем самым, использование специального банковского счета 40705 (специальный банковский счет, открываемый товариществам собственников жилья для учета денежных средств фонда капитального ремонта собственных помещений) на момент совершения административного правонарушения действовавшими нормативными актами не допускалось.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, подтверждающих, что Товарищество приняло все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства не представлено.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции посчитал возможным применить в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод о малозначительности деяния сделан судом первой инстанции в пределах усмотрения, должным образом аргументирован, в связи с чем пересмотру не подлежит.
В свою очередь Инспекцией не представлено в материалы дела доказательств того, что допущенное заявителем правонарушение причинило какой-либо организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля в сфере соответствующих правоотношений.
Вопреки позиции подателя жалобы в данном случае применение положений статьи 2.9 КоАП РФ соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.05.2020 по делу N А56-128937/2019 оставить без изменения. апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-128937/2019
Истец: ТСЖ "ИСТОК"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 26 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: АО "ПЕТРОЭЛЕКТРОСБЫТ"