Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф05-17505/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-298995/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПРОФИТ - ЭЛИТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-298995/19
по заявлению ООО "ПРОФИТ - ЭЛИТ"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ДГИ города Москвы.
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Бережецкий С.М. по дов. от 03.04.2019; |
от ответчика: |
Фокина Н.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Профит - Элит" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 26.09.2019 N 77/003/253/2019-1617.
Решением суда от 04.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ПРОФИТ - ЭЛИТ" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что договор приватизации был заключен в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда, просил его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.12.2001 между ДГИМ и ООО "Профит-Элит" заключен договор N 05-460/01 на аренду нежилого помещения (1 этаж, помещение III, комнаты 1-4), общей площадью 30,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, бульв. Жулебинский, д. 18/8.
05.02.2002 общим собранием участников ООО "Профит-Элит", было принято решение о выкупе нежилого помещения площадью 30,7 кв.м. по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, д. 18/8. Решение принято единогласно.
15.04.2002 Департаментом Государственного и Муниципального имущества г. Москвы получено обращение ООО "Профит-Элит" в котором Общество просит рассмотреть возможность выкупа в собственность арендуемое по договору аренды N 05-460/01 от 11.12.2001 помещение по адресу: Жулебинский бульвар, 18/8, общей площадью 30,7 кв.м. Оплату Общество гарантировало.
24.04.2002 Комиссией по продаже объектов нежилого фонда г. Москвы было принято решение о продаже в собственность ООО "Профит Элит" нежилого помещения по адресу: г. Москва, Жулебинский бульв., д. 18/8, общей площадью 30,7 кв.м., установив стоимость помещения в размере 12 280 (двенадцать тысяч двести восемьдесят) долларов США по курсу ЦБ на момент платежа.
29.04.2003 Распоряжением N 1911-р Департамента городского имущества города Москвы, решено продать в собственность ООО "Профит-Элит" арендуемое нежилое помещение по Жулебинскому б-ру, д. 18/8, общей площадью 30,7 кв.м (выписка из технического паспорта на здание (строение) N дела 3864/3 Литер - по состоянию на 17.07.2000, выданная ТБТИ Юго-Восточное 26.10.2001: этаж 1, пом. Ill, (комн. 1-4); установить стоимость нежилого помещения 12 280 долларов США (с оплатой в рублях) по курсу ЦБ РФ на момент платежа; ООО "Профит-Элит" перечислить 100% стоимости нежилого помещения до 30.04.2003; СГУП по продаже имущества г. Москвы обеспечить заключение ДКП в установленном порядке; после оформления ДКП на нежилое помещение расторгнуть договор аренды, внести необходимые изменения в базу "Недвижимость".
24.06.2003 своим письмом N 03/14141 Департамент городского имущества города Москвы, подтвердил поступление в полном объеме денежных средств от ООО "ПрофитЭлит" за выкуп нежилого помещения по адресу: Жулебинский бульвар, д. 18/8.
Последний платеж Обществом был осуществлен 22.04.2003. 12.05.2003 между СГУП по продаже имущества г. Москвы (Продавец) и ООО "Профит-Элит" (Покупатель) заключен ДКП ВАМ (МКИ) N 21240, в соответствии с условиями которого нежилое помещение общей площадью 30,7 кв.м (выписка из технического паспорта на здание (строение) N дела 3864/3 по состоянию на 19.02.2004, выдана ТБТИ "Юго-Восточное" 07.04.2004, экспликация форма N22, выдана ТБТИ "ЮгоВосточное" 06.04.2004: 1-ый этаж пом. III комнаты 1-4), расположенное по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, дом 18/8, передается в собственность ООО "Профит-Элит".
Право собственности переходит к ООО "Профит-Элит" с момента государственной регистрации, осуществляемой после полной оплаты стоимости выкупаемого помещения.
Согласно п. 7.2 Договора Продавец выдает Покупателю Свидетельство к ДКП на нежилое помещение при выполнении Покупателем условия об оплате.
ООО "Профит-Элит" оплачены денежные средства по ДКП ВАМ (МКИ) N 21240 от 12.05.2004 в полном объеме до 22.04.2003 (п/п N 6 от 19.07.2002, п/п N 2 от 21.01.2003, п/п N 3 от 25.02.2003, п/п N 6 от 27.03.2003, п/п N 3 от 21.04.2003, Письмо ДГИМ N 03/14141 от 24.06.2003, Дополнительное соглашение от 13.10.2003 к Договору аренды N 05-460/01 от 11.12.2001).
12.05.2004 СГУП по продаже имущества г. Москвы выдано Свидетельство реестр N 16220 к ДКП ВАМ (МКИ) N 21240 от 12.05.2004, о том, что ООО "Профит-Элит" является собственником помещения по адресу: г. Москва, Жулебинский бульвар, дом 18/8, площадью 30,7 кв.м, Паспорт БТИ N дела 3864/3.
17.06.2019 ООО "Профит-Элит", подало заявление N 77/003/253/2019-1617 о государственной регистрации права собственности на основании Договора ВАМ-МКИ N 21240 от 12.05.2004, в отношении нежилого помещения (кадастровый номер: 77:04:0005008:5488), общей площадью 30,7 кв.м, по адресу: г. Москва, бульв. Жулебинский, д. 18/8.
26.06.2019 Государственным регистратором Управления Росреестра по г. Москве, в соответствии с п.п. 5,7 ч.1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 218-ФЗ было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на основании заявления N 77/003/253/2019-1617 от 17.06.2019.
Основанием для приостановления регистрации права, послужило то обстоятельство, что в силу ч.ч. 3,5 ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 218-ФЗ заявителем не было предоставлено заявление Департамента городского имущества города Москвы, как собственника.
Также, по мнению Управления из представленных документов (ДКП ВАМ (МКИ) N 21240 от 12.05.2004, Распоряжения ДГИМ N 1911-р от 29.04.2003, выписки из протокола N 55 от 24.04.2002) не предоставляется возможным установить, что приватизация заявленного помещения была осуществлена способом, предусмотренным Законодательством о приватизации.
16.09.2019 ООО "Профит-Элит" направило в адрес Управления документы, содержащие сведения, необходимые для государственной регистрации права собственности и информационное письмо, с разъяснением о законности проведения приватизации спорного нежилого помещения в порядке ФЗ от 21.07.1997 N 123-ФЗ.
26.09.2019 Государственным регистратором Управления Росреестра по г. Москве А.В.Казанцевой, в соответствии с ст. 27 ФЗ от 13.07.2015 218-ФЗ, было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на основании заявления N 77/003/253/2019-1617 от 17.06.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из соответствия обжалуемого решения требованиям законодательства о регистрации недвижимости.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости.
Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие.
Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Таким образом, регистратор должен установить, что форма, содержание и результат сделки являются законными, о чем указано и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за N 7088/1 от 01.11.2011.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом первой инстанции верно установлено, что в качестве документа-основания для проведения государственной регистрации права собственности ООО "Профит-Элит" в материалы реестрового дела N 77/003/253/2019-1617 был представлен Договор ВАМ (МКИ) N 21240 купли-продажи имущества от 12.05.2004, заключенный между Специализированным государственным унитарным предприятием по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы и Обществом с ограниченной ответственностью ООО "ПрофитЭлит" (далее - Договор купли-продажи), распоряжение Департамента городского и муниципального имущества города Москвы N 1911-р от 29.04.2003.
В соответствии с п. 2.1. представленного Договора купли-продажи предметом договора является выкуп нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, бульв. Жулебинский, д. 18/8, общей площадью 30,7 кв.м, находящегося в государственной собственности города Москвы и арендуемого "Покупателем" на основании договора аренды нежилого фонда N 05-460/01 от 11.12.2001 (далее - Договор аренды).
Под приватизацией государственного имущества согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12. 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (вступил в силу 26.04.2002, далее - Закон о приватизации) понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации в собственность юридических лиц.
В соответствии с выпиской из протокола N 55 от 24.04.2002 заседания Комиссии по продаже объектов нежилого фонда г. Москвы Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы принимает решение о продаже (возмездном отчуждении из государственной собственности в частную) указанного объекта ООО "Профит-Элит".
На дату принятия решения комиссией по продаже объектов нежилого фонда города Москвы о продаже данного имущества правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества регулировались Федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
При этом договор купли-продажи заключен уже в период действия Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ), нормы которого применяет государственный регистратор.
В отказе указана ссылка на ст. 43 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ, содержащую переходные положения, в соответствии с которыми возможно применение ранее действующего законодательства.
Также указано на не предоставление документов, подтверждающих соответствие покупателя критериям, указанных в данной статье. Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ, как впоследствии и Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ, устанавливал закрытый перечень способов приватизации государственного имущества.
Таким образом, учитывая, что договор купли-продажи был заключен уже в период действия Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ, положение п. 2 ст. 43 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ устанавливает, что с даты вступления в силу указанного Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном таким Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества.
В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.
Так как решение комиссией по продаже объектов нежилого фонда города Москвы о продаже данного имущества было принято в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ, к сделке по приватизации заявленного объекта недвижимости необходимо применять требования указанного нормативного правового акта.
В качестве одного из способов приватизации Федеральный закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ предусматривал выкуп государственного или муниципального имущества, сданного в аренду: в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены договором; посредством преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ, а именно ст. 26 указанного закона, такой способ приватизации, как выкуп арендованного имущества, допускался на основании договоров аренды, заключенных до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1.
В соответствии с п. 2 указанной статьи в других случаях арендатор имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона, может приобрести государственное и муниципальное имущество можно также в порядке, установленном государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 22.07.1994 N 1535, согласно п. 4.5 которой право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий предоставляется гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в случае, если договор аренды объектов нежилого фонда был заключен ими на основании конкурса или аукциона.
Между тем, документы, свидетельствующие о проведении конкурса при заключении договора аренды, не были представлены в Управление.
Представленный в дело правоустанавливающих документов договор аренды был заключен 11.12.2001 на основании распоряжения Департамента имущества города Москвы N 4006-Р/05 от 23.10.2000.
Однако подтверждающие документы, о том, что Заявитель имеет право приватизировать вышеуказанное недвижимое имущество путем прямого выкупа по договору купли-продажи, либо документы, подтверждающие приобретение арендованного имущества в собственность в ином порядке, установленном законодательством о приватизации, представлены не были.
В соответствии с п. 5 ст. 29 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ, осуществление приватизации государственного или муниципального имущества способами, отличными от способов, установленных указанным Федеральным законом, не допускается, а соответствующие сделки приватизации государственного или муниципального имущества признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут за собой правовые последствия.
Согласно пункту 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 г. N 1535, право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имеют: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 14 декабря 2010 г. N 11302/10, арендатор, которому не предоставлено право в особом порядке получить в собственность арендуемое им имущество, не обладает правом на приобретение этих объектов, минуя способы приватизации, установленные действовавшим на тот момент федеральным законодательством.
Поскольку ООО "Профит-Элит" не относится к лицам, которым федеральным законодательством предоставлялось право в особом порядке получить в собственность арендуемое им имущество, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для понуждения Управления Росреестра по Москве к государственной регистрации перехода права собственности от города Москвы к ООО "Профит-Элит" на отчужденное по договору купли-продажи от 12.05.2004 ДКП ВАМ (МКИ) N 21240 недвижимое имущество.
Судом первой инстанции проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, поскольку заявителем не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-298995/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-298995/2019
Истец: ООО "ПРОФИТ - ЭЛИТ"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы