Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2020 г. N Ф08-7571/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2020 г. |
дело N А32-5032/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Сулименко Н.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
(до и после перерыва в судебном заседании) от общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея": представитель Хачатрян А.С. по доверенности от 05.03.2020; представитель Ткачева-Албул Н.Ю. по доверенности от 01.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2020 по делу N А32-5032/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.01.2020 года N 2 по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.01.2020 года N 2 по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2020 по делу N А32-5032/2020 признано незаконным постановление Управления Росреестра по Краснодарскому краю по делу об административном правонарушении от 27.01.20202 N 2 о привлечении ООО АФ "Ея" к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 50 000 руб. Суд первой инстанции изменил его в части санкции, определив наказание в виде предупреждения. В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2020 по делу N А32-5032/2020, общество с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в части определения наказания в виде предупреждения и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО АФ "Ея" не было известно о том, что 25.10.2019 зарегистрирован договор аренды между собственником земельного участка Стражевской Л.П. с ООО "Гранит".
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея" поддержали правовую позицию по спору.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании до 17.07.2020.
После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея", участвовавших до перерыва.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2020 по делу N А32-5032/2020 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Ея", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ввиду поступления заявления Стражевской Л.П., государственным инспектором по использованию и охране земель в Крыловском и Павловском районах в соответствии с заданием от 21 ноября 2019 года N 717 проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:844, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крыловский район, СПК "Кавказ", отд. 4 поле 1/1 кл. 1, 2, 3; поле 2/1, кл. 1, 2.
В результате проведенного обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:14:0305000:844 используется ООО АФ "Ея" для выращивания сельскохозяйственной продукции (озимая зерновая культура). При этом в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) право собственности на указанный участок принадлежит Стражевской Л.П. (запись регистрации от 17 октября 2019 года N 23:14:0305000:844-23/043/2019-1), в отношении участка зарегистрировано обременение - правом аренды ООО "Гранит" (запись регистрации от 24 октября 2019 года N 23:14:0305000:844-23/043/2019-3 (акт обследования от 26.11.2019 года N 83).
На основании зафиксированных обстоятельств, административным органом проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО АФ "Ея", в ходе которого подтвержден факт самовольного занятия и использования обществом земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:844, принадлежащего на праве собственности Стражевской Л.П., в отсутствие правоустанавливающих документов.
Уполномоченным должностным лицом ответчика 24.01.2020 года, при участии законного представителя общества Чернята В.А., составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия ООО АФ "Ея" квалифицированы по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола под роспись вручена Чернят В.А.
Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Крыловском и Павловском районах 27.01.2019 года, при участии законного представителя общества, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено постановление N 2 о привлечении ООО АФ "Ея" к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 года N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением, в том числе выполнения требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
На основании пунктов 4 и 7 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе: осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и ин ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (части 2 и 3 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 года N 251, при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследовании;, информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административное обследование земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:844, проведено должностным лицом управления в пределах предоставленных Земельным кодексом Российской Федерации полномочий.
Статьей 74 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является лицо, самовольное занявшее земельный участок или часть земельного участка, в том числе использовавшее земельный участок, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что самовольным занятием земельного участка или части земельного участка лицом, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок, следует понимать пользование земельным участком, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 25 и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, необходимо доказать пользование субъектом земельным участком при отсутствии в установленном порядке выраженной воли собственника или законного владельца на использование им земельного участка.
В силу статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки предоставляются и используются на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного пользования, праве пожизненного наследуемого владения, по договору аренды или субаренды и праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитута).
При этом согласно положениям статей 15, 22, 24, 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности, аренды либо только в предусмотренных законом случаях в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с положениями статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основаниями возникновения прав на такой вид недвижимого имущества как земельные участки, согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок.
В соответствии с положениями частей 3 - 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
При этом земельное и гражданское законодательство Российской Федерации не предусматривает возникновение у юридического лица в одностороннем порядке вещных или обязательственных прав на земельный участок. Действующим законодательством право на использование земельного участка возникает только при наличии документов о праве у лица его использующего, а административная ответственность установлена в отношении лица, использующего земельный участок без документов, предоставляющих такое право в соответствии с действующим законодательством. При этом у юридического лица имелась возможность не использовать земельный участок до оформления в установленном порядке гражданско-правовых отношений с собственником земельного участка, или лицом, им уполномоченным.
Из материалов дела следует, что Стражевская С.П., являлась участником долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:14:0305000:221, общей площадью 2 705 330 кв.м. расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Крыловский. СПК "Кавказ" отд. 4 поле 1/1 кл. 1,2,3; поле 2/1 кл.1,2.
Вышеуказанный земельный участок использовался арендатором - ООО АФ "Ея" на основании договора аренды от 01 декабря 2004 года (запись о государственной регистрации от 25 ноября 2005 года N 23-23/43/21/2005-153/1).
Ввиду предоставленного участникам общей долевой собственности права на выдел земельных участков в счет принадлежащих им долей без согласия арендатора (пункт 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденный Президиумом Верховною Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года, определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 32-КП6-23), по основаниям и в порядке, установленном статьями 13, 13.1., пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственником были проведены работы по формированию земельного участка в счет принадлежащих ему земельных долей: кадастровым инженером подготовлен проект межевания, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания и необходимости согласования проекта межевания опубликовано кадастровым инженером в общественно-политической газете "Авангард" N 72 (10858) от 10 июля 2018 года.
Решением Крыловского районного суда Краснодарского края от 13 марта 2019 года по гражданскому делу N 2-52/2019 удовлетворены исковые заявления Стражевской Л.П., Медовник СП., Гапотий Н.Е., Волик Е.С. Синько Н.Д. к ООО АФ "Ея" о согласовании размера и местоположения границ земельных участков, сформированных в счет земельных долей истцов.
10 сентября 2019 года апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Крыловского районного суда Краснодарского края оставлено без изменения.
Таким образом, решение Крыловского районного суда Краснодарского края от 13 марта 2019 года по гражданскому делу N 2-52/2019 вступило в законную силу 10.09.2019 года.
В отношении выделенных земельных участков договор аренды от 01 декабря 2004 года прекращается по правилам пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и с этого момента договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельною участка прекращается, и собственник вправе распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.
Решением Крыловского районного суда Краснодарского края от 18.09.2019 по делу N 2-250/2019 исковые требования Стражевской Л.П., Медовник СП., Гапотий Н.Е., Волик Е.С. Синько Н.Д. к ООО АФ "Ея" о признании недействительным дополнительного соглашения от 01.03.2013 к договору аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.12.2004, об освобождении земельного участка удовлетворены. Признано недействительным соглашение дополнительное соглашение от 01.03.2013 к договору аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.12.2004. Погашена запись о государственной регистрации права аренды ООО АФ "Ея" на земельный участок. Суд обязал ООО АФ "Ея" освободить земельный участок по окончании сельскохозяйственного цикла 2018-2019 года. ООО АФ "Ея" была участником этого спора, а следовательно, знало о принятом решении суда и должно было соотносить свои действия с ним.
Ссылки апеллянта на распашку на земельном участке ООО АФ "Ея", не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что у ООО АФ "Ея" в связи с этим появилось право осуществлять посевные работы, несмотря на прекращение действия договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.12.2004.
Земельный участок с кадастровым номером 23:14:0305000:844, образованный в счет земельной доли участника долевой собственности Стражевской Л.П. из состава исходного земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:221, находившегося в аренде ООО АФ "Ея", поставлен на государственный кадастровый учет 15 октября 2019 года. Соответственно, с указанной даты обременение земельного участка правом аренды ООО АФ "Ея" прекращено.
Из текста постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 26.10.2019 года, вынесенного УУП ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Крыловскому району капитаном полиции Андрющенко Е.В. следует, что на момент проверки, проведенной в период с 19.10.2019 года по 26.10.2019 года, посевные работы на земельном участке с кадастровым номером 23:14:0305000:844 еще не были осуществлены заявителем, были проведены только подготовительные к севу работы.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что посев земельного участка зерновыми культурами, осуществлен заявителем после 18.10.2019 года. Доказательств, опровергающих данный вывод, обществом не представлено.
Использование обществом указанного земельного участка с кадастровым номером 23:14:0305000:844 для сельскохозяйственного производства, без согласия собственника данного имущества Стражевской Л.П., а также без оформления правоустанавливающих документов (договор арены и др.), образует состав административного правонарушения предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы процессуального права при возбуждении дел об административном правонарушении и рассмотрении материалов дел об административном правонарушении не нарушены.
Следовательно, общество на основании оспариваемого постановления правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждается, что ООО АФ "Ея" обладает статусом малого предприятия.
Обстоятельств, подтверждающих причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также нанесения имущественного ущерба административным органом при проведении и проверки и рассмотрении административного дела не установлено.
В материалы дела не представлены доказательства привлечения общества ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, ответчиком не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность общества, а именно совершение административного правонарушения впервые.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменил назначенное обществу оспариваемом постановлением наказание по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей на предупреждение.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что посредством замены назначенного обществу наказания на предупреждение, цель административного порицания в рассматриваемом случае будет достигнута. Следовательно, имеются основания для признания незаконным и изменения оспариваемого постановления в части наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей, с заменой наказания на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Как указано в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27.01.2003 года в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума ВАС РФ.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производств по делам об административных правонарушениях не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что производство по делу в части указанного требования общества в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2020 по делу N А32-5032/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5032/2020
Истец: ООО агрофирма "Ея", ООО АФ Ея
Ответчик: Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Павловского и Крыловского районов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Крыловскому и Павловскому районам
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5117/2021
08.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7571/20
22.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8592/20
21.05.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5032/20