Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф06-67339/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А57-26533/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Степуры С.М.,
судей - Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алижановой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Облдорстрой" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года по делу N А57-26533/2019 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Облдорстрой" (ИНН 6319221693, ОГРН 1176313085321)
заинтересованное лицо - Нижне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Территориальный отдел по Саратовской области (г. Саратов, ул. 1-я Садовая, 104)
об отмене постановления о назначении административного наказания N 010000707 от 12.08.2019 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ
при участии в судебном заседании: от заявителя - Артешина Е.В., представителя по дов. от 18.10.2019 (пост.); от административного органа - Аксеновой О.А., представителя по дов. от 17.02.2020 N 06-6/495 (пост.);
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Облдорстрой" с заявлением об отмене постановления Территориального отдела по Саратовской области Нижне-Волжского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора о назначении административного наказания N 010000707 от 12.08.2019 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года по делу N А57-26533/2019 суд восстановил срок на подачу заявления. Постановление Территориального отдела по Саратовской области Нижне-Волжского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 12.08.2019 N010000707 изменил в части размера санкции, снизив размер штрафа до 100000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Общество с ограниченной ответственностью "Облдорстрой", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административное производство по постановлению старшего государственного инспектора территориального отдела по Саратовской области Нижне-Волжского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Чурилова С.П. от 12.08.2019 N 010000707 прекратить.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 11 декабря 2019 года произведена замена судей Пузиной Е.В. и Смирникова А.В. на судей Акимову М.А. и Землянникову В.В. при рассмотрении апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Облдорстрой" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года по делу N А57-26533/2019.
После замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство производится с самого начала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 06.08.2019 с 08 час 00 мин. до 15 час. 00 мин., на основании приказа заместителя начальника Нижне-Волжского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.07.2019 N 1099, проведен контрольный осмотр (обследование) участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астра-хань (подъезд к г. Саратову), (на участке с 504+500 км по 729+594 км).
В ходе проверки установлено, что ООО "Облдорстрой" в соответствии с государственным контрактом N 1/27-18 от 20.04.2018 на содержание автомобильной дороги общего пользования федерального значения обеспечивает круглогодичное безопасное и бесперебойное движение автомобильных транспортных средств, заданного уровня содержания, а также сохранность имущественного комплекса, включая дорожные сооружения, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения "Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову) на участке км 504+500 - км 729+594.
В ходе проведения контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову) на участке км 504+500 - км 729+594, были выявлены нарушения по его содержанию, а именно:
1. Отсутствует дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" на км 588+050 (справа), отсутствует дорожный знак 6.13 "Километровый знак" на км 602+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает требования п. 13.5(A) ТР ТС 014/2011 "Безопас-ность автомобильных дорог" от 18.10.2011, п. 6.2 ГОСТа Р 50597-2017, п. 6.1.1 ГОСТ 33220-2015.
2. Наличие съездов с автомобильной дороги в неустановленных местах км 645+650 (слева), км 698+250 (слева), 531+000 (справа), 586+000 (справа), 674+700 (справа) автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает требования ст. 20 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ, п. 6.1 ГОСТ 33180-2014.
3. Наличие повреждений элементов конструкции металлических ограждений км 586+000, км 602+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает требования п. 13.6 ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" от 18.10.2011, п. 6.5 ГОСТа Р 50597-2017, п. 6.4.2 ГОСТ 33220-2015.
4. Наличие занижения обочины, не отделенной от проезжей части бордюром, ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см на км 681+000 (слева), км 710+800 (слева), км 710+800 (справа), автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает п. 13.2 (Г) ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" от 18.10.2011, п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.
5. Наличие на обочине деформаций, повреждений, превышающих предельно-допустимые значения (глубина более 5 см, площадь более 0,09 м) на км 595+200 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает требования п. 13.2 (Д) ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" от 18.10.2011, п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.
6. Наличие травы и древесно-кустарниковой растительности на обочинах, высотой более 15 см на км 645+000 - км 665+000, км 670+000 - км 672+000, км 691+000 - км 698+000, автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает требования п. 6.1 ГОСТ 33180-2014.
7. Износ и разрушение дорожной разметки на км 600+000 - км 602+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, что нарушает требования п. 13.5 (Б) ТР ТС 014/2011 "Без-опасность автомобильных дорог" от 18.10.2011, п. 6.2 ГОСТ 33220-2015, п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017.
06.08.2019 составлен акт контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения N 814Д.
09.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 010000704.
12.08.2019 по результатам проведенной проверки вынесено постановление N 010000707, действиям общества дана квалификация по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 150 000 руб.
Административный орган считает, что обществом не были приняты все зависящие от него меры для обеспечения соблюдения требований Технического регламента.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для снижения штрафа суд не усмотрел.
Апелляционный суд считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 "Каспий" а/д М-4 "Дон" Тамбов-Волгоград-Астрахань (подъезд к г. Саратову), на участке с 504+500 км по 729+594 км, на котором административным органом проводилась проверка, содержится подрядной организацией (ООО "Облдорстрой") на основании государственного контракта от 20.07.2018 N1/27-18, заключенного с ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства".
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ООО "Облдорстрой " как подрядная организация, на которую на основании государственного контракта возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги, является лицом, ответственным за ее содержание и контроль за ее состоянием и, как следствие, несет ответственность по статье 14.43 КоАП РФ за несоответствие автодороги требования технических регламентов при ее содержании.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям устанавливает Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827.
Требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации определены в пункте 13 статьи 3 ТР ТС 014/2011.
Пунктом 25 статьи 5 ТР ТС 014/2011 установлено, что государственный контроль за соблюдением требований технического регламента осуществляется органом государственного надзора в сфере автомобильных дорог в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п. 13.5(А) ТР ТС 014/2011 технические средства организации дорожного движения должны соответствовать следующим требованиям безопасности: дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации, за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. В случае если разметка, определяющая режимы движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки.
Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если ее износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию. Восстановление дорожной разметки необходимо производить при наступлении условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения (п. 13.5 (Б).
В соответствии с п. 13.6. ТР ТС 014/2011 поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 13.2. (Г) ТР ТС 014/2011 предусмотрено, что возвышение обочины и разделительной полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра не допускается. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
Обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта а) настоящей статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения (13.2 (д).
ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" устанавливает следующие стандарты:
Дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения (п. 6.2.1).
Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Лицевая поверхность дорожного знака не должна иметь загрязнений и снежно-ледяных отложений, затрудняющих распознавание его символов или надписей, которые должны быть удалены в течение одних суток с момента обнаружения (п. 6.2.2).
Утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1. (п. 6.2.3).
Дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1. (п. 6.2.4).
Дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289 (6.5.1).
Дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4. (п. 6.5.2).
Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4. (п. 5.3.1).
С 1 декабря 2015 года введен в действие "ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию".
Дороги должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945 и национальным стандартам государств - участников Соглашения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения.
Знаки переменной информации должны соответствовать требованиям ГОСТ 32865 и быть установлены в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения.
Опоры дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948 (п. 6.1.1 "ГОСТ 33220-2015).
Дорожные ограждения не должны иметь дефектов, указанных в таблице 5, снижающих их удерживающую способность (п. 6.4.2).
Обочины, разделительные и укрепительные полосы автомобильных дорог не должны иметь дефектов, указанных в таблице 3 (п. 5.3.1).
На дорогу должна быть нанесена дорожная разметка по ГОСТ 32953 и национальным стандартам государств - участников Соглашения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке (п. 6.2.1).
Дорожная разметка не должна иметь дефектов:
-разрушение или износ по площади, превышающие значения по ГОСТ 32953;
-снижение значений коэффициента яркости, удельного коэффициента световозвращения и удельного коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении ниже установленных ГОСТ 32953.
Срок устранения дефектов не более 30 сут. с момента обнаружения (п. 6.2.2).
С 1 декабря 2015 года введен в действие "ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания".
Состояние полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог должно соответствовать требованиям таблицы 1. Описание дефектов приведено в таблице А.1 приложения А (п. 6.1).
Факт нарушения Обществом требований ТР ТС 014/2011 подтверждается актами контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения от 06.08.2019 N 814Д, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оспаривая постановление, Общество ссылается на отсутствие полномочий должностного лица органа, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, по составлению протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ при определении подведомственности и территориальности.
Данный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" установлено, что органом, ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.201 N 236, при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе их осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, в том числе требований к обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, к соблюдению порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, техническим требований и условий размещения объектов временного и капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, а также объектов дорожного сервиса и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения, требований в отношении присоединения объектов дорожного сервиса, объектов другого функционального значения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также в отношении введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно статье 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частями 1 и 2 статьи 14.43 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с п. "3" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При привлечении общества к административной ответственности требования территориальности не нарушены, поскольку рассмотрение административного дела проведено в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ, по месту совершения административного правонарушения на территории оперативного введения административного органа.
Оценив доводы апелляционной жалобы Общества о нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со статьей 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, к формам государственного контроля относятся проведение проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Перечень мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), предусмотрен статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ. При этом данный перечень не является исчерпывающим, что следует из пункта 8 части 1 названной нормы, согласно которой к обозначенным мероприятиям отнесены другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
В силу положений части статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 22 статьи 3 Закона N 257-ФЗ государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог - действия должностных лиц органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, физическими лицами (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования автомобильных дорог (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также связанные с систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
Статьей 13.1 Закона 257-ФЗ установлено, что государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1).
15.02.2015 вступил в силу утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011).
Со вступлением в силу его требования являются обязательными для исполнения при проектировании (в том числе изысканиях), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них на территории государств-членов Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" сторонам предписано к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию (пункт 6.1); обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу (пункт 6.2).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" органом, ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, с целью реализации полномочий.
Подпунктом "д" пункта 3 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 установлено, что в полномочия государственного транспортного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта входит осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения.
В рассматриваемом случае проверочное мероприятие проведено Территориальным отделом в порядке, предусмотренном статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ, без взаимодействия с юридическим лицом. Территориальный отдел провел контрольные мероприятия на предмет установления соответствия состояния автомобильной дороги общего пользования федерального значения техническому регламенту и иным нормативным документам, исполняя возложенные на него функции. В компетенцию Территориального отдела входит проведение контроля объектов транспортной инфраструктуры - дорог федерального значения, на предмет соответствия требованиям в области транспортной безопасности, сохранности автомобильных дорог путем обследования, систематического наблюдения. Проверка в отношении деятельности самого Общества в смысле Закона N 294-ФЗ не проводилась.
Обследование спорного объекта, вопреки доводам Общества, проведено с соблюдением требований Закона N 257-ФЗ, Закона N 294-ФЗ и других нормативных актов. Каких-либо грубых нарушений порядка проведения мероприятий по контролю со стороны ответчика, влекущих в соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ недействительность их результатов, из материалов дела не усматривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Данные, полученные административным органом в ходе проведения мероприятий по контролю, являются достаточными для возбуждения на основании положений пункта 1 части статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
Заявитель указывает, что в акте контрольного осмотра указаны числовые показатели нарушений предельно допустимых норм, однако сведений о применении технических средств и средств измерений административное дело не содержит, что делает акт недопустимым доказательством. Данный довод не принимается судом в силу следующего.
В соответствии со статьей 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.
Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает обязательного отражения в протоколе сведений используемого технического средства.
Приведенные в акте и протоколе нарушения, отраженные числовыми показателями, подтверждаются объективными средствами фиксации нарушений - фотосъемкой, путем сопоставления выявленных нарушений (более чем на 4 см, более 5 см, более 15 см) с предметами, масштабы которых постоянны и общеизвестны.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о снижении размера штрафа до 100000 руб. и изменению постановления в части назначенного наказания.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 февраля 2020 года по делу N А57-26533/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26533/2019
Истец: ООО "Облдорстрой"
Ответчик: Нижне-Волжское МУГАДН
Третье лицо: Арбитражный суд Самарской области, ООО "Облдорстрой", ТО по Саратовской области Нижне-Волжского МУГАДН
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67339/20
22.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2195/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-26533/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-26533/19