Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф05-17503/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
21 июля 2020 г. |
дело N А40-1553/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Никифорова Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2020 по делу N А40-1553/20
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме;
при участии:
от заявителя - Федотова М.И. по доверенности от 12.05.2020;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2020 в удовлетворении заявленных Департаментом городского имущества г. Москвы требований о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 27.06.2019 N 77/017/213/2019-6602 об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:04:0004006:14019 общей площадью 357,4 кв.м., расположенного по адресу: Москва, Кузьминки Старые, дом 15, стр. 2, отказано.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель регистрирующего органа в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела, 18.03.2019 Департамент городского имущества г. Москвы обратился с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) (вх. N 77/017/213/2019-6602) о нежилом здании, расположенном по адресу: Москва, улица Кузьминки Старые, дом 15, стр. 2 (кадастровый номер 77:04:0004006:14019).
Решением от 27.03.2019 N 77/017/213/2019-6602 Управлением заявитель уведомлен о приостановлении осуществления государственной регистрации в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, не устранены, решением от 27.06.2019 исх. N 77/017/213/2019-6602 отказано в регистрации на основании ст. 27 Закона о недвижимости.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости.
Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ст. 18 Закона о недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Закона о недвижимости.
Одним из основных этапов порядка проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета предусмотрены в ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно сведениям ЕГРН 02.07.2001 зарегистрировано право собственности г. Москвы на нежилое здание - Ансамбль усадьбы "Кузьминки". Двор конный: корпус конюшен с двумя Г-образными в плане боковыми корпусами начало XIX века, этажностью 2, общей площадью 656,6 кв.м., инвентарный номер 0/22, литер 22, расположенное по адресу: Москва, улица Кузьминки Старые, дом 15, стр. 2.
Сведения о его технических характеристиках, в том числе о площади 656,6 кв.м. внесены в соответствии с представленным в материалы дела паспортом БТИ 00-1877/22 от 18.06.1997.
Сведения о данном объекте недвижимости внесены в кадастр недвижимости в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (кадастровый номер 77:04:0004006:140019) с содержанием сведений о нежилом здании с кадастровым номером 77:04:0004006:1233, этажностью 1, общей площадью 357,4 кв.м., расположенном по адресу: Москва, улица Кузьминки Старые, дом 15 стр. 2.
Сведения о данном объекте внесены в кадастр на основании сведений, переданных органом технической инвентаризации по состоянию на дату последней инвентаризации 05.04.2012.
В ходе рассмотрения представленных для целей учета изменений объекта документов (справка ГУП г. Москвы МосгорБТИ от 09.01.2017 N 6698314948) установлено, что площадь здания изменилась с 656,6 кв.м. на 357,4 кв.м. (на 299,2 кв.м.) и в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризаций, проведения реставрации с восстановлением исторического облика здания (демонтаж перекрытия между первым и вторым этажами).
При сравнении документов БТИ по состоянию на 03.04.2001, представленных ранее в пакет правоустанавливающих документов при регистрации права собственности г. Москвы и данных государственного кадастра недвижимости установлено, что в настоящее время указанное здание состоит из одного этажа.
По состоянию на 03.04.2001 здание по указанному адресу являлось двухэтажным и изменены внешние границы.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, в здании проведена реконструкция.
Разрешительная документация в порядке, установленном Законом о недвижимости в регистрирующий орган не представлена.
На основании решения, принятого 02.06.2017 на заседании рабочей группы по повышению качества сопоставимости данных реестра прав, ограничения прав и обременении недвижимого имущества и реестра объектов недвижимости, в кадастр недвижимости ЕГРН 16.06.2017 внесены сведения - по объекту с кадастровым номером 77:04:0004006:1233 присвоен статус "архивный", как дублирующему объект с кадастровый 1 номером 77:04:0004006:14019; осуществлен перенос сведений о характеристиках с объекта с кадастровым номером 77:04:0004006:1233 на объект с кадастровым 1 номером 77:04:0004006:14019; в кадастре недвижимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0004006:14019 внесена информация о статусе сведений (площадь 357,4 кв.м.) "актуальные незасвидетельствованные" в соответствии с ч. 2 п. 179 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943; значение площади объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0004006:14019, содержащееся в реестре прав на недвижимость составляет 656.6 кв.м.
Данный объект недвижимости является памятником архитектуры.
Согласно ст. 29 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" перемещение, изменение, снос недвижимых памятников истории и культуры запрещаются.
Исключение из этого правила может допускаться в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" строительные работы, иные работы и проекты проведения указанных работ должны быть согласованы с исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия.
Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 3 ст. 40 Закона).
Представленные в качестве основания для учета изменений копия разрешения Государственного учреждения "Главное управление охраны памятников г. Москвы" от 28.04.2005 N 16-05/253 на производство ремонтно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры, распоряжение Префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы от 20.10.2005 N 1323 об утверждении перепланировки, распоряжение Префекта Юго-Восточного административного округа г. Москвы от 20.10.2005 N 2190 "Об утверждении акта приемочной комиссии по приемке законченных аварийно-восстановительных работ и комплекса 5 реставрационных мероприятий объекта: "конный двор в усадьбе Кузьминки" свидетельствует только о приемке аварийно-восстановительных работ и комплекса реставрационных мероприятий объекта согласно проекту.
Проект в Управление не представлен, соответственно сделать вывод какие работы разрешены и фактически проведены невозможно.
В ответе на запрос Управления (в рамках ранее поданного заявления) Департаментом культурного наследия г. Москвы (вх. N 012-587/2015) представлено разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения от 16.07.2014 N ДКН-291187- 2014; ДКН-291144-2014, которым разрешено проведение работ исключительно по ремонту фасадов и крыши на основании проектной документации 2005, разработанной ФГУП ЦНРПМ.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 18 и пп. 10 п. 3 ст. 20 N 73-ФЗ основанием для включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются их особенности, подлежащие обязательному сохранению (предмет охраны объекта культурного наследия).
С предметом охраны объекта культурного наследия непосредственно связана и государственная охрана такого объекта.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление предмета охраны и законодательное закрепление ответственности за осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны.
Таким образом, объект культурного наследия имеет исторические и культурные особенности (предмет охраны), которые обусловливают его особую защиту, обеспечиваемую как за счет ограничительных законодательных требований, связанных с функционированием данных объектов и прилегающей к ним территории (данные требования содержатся, в том числе в пп. 1 п. 1 ст. 5.1 и п. 3 ст. 40 названного Федерального закона), так и за счет законодательных требований, непосредственно направленных на проведение работ по сохранению этих объектов, включая их консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования
Под сохранением объекта культурного наследия подразумеваются меры, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ,: выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления указанным органом- контроля за проведением работ.
Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно ч. 7 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствий с требованиями, установленными настоящей статьей.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что документации в подтверждение правомерности проведения работ по демонтажу перекрытия между 1 и 2 этажами в регистрирующий орган не представлено, как и проекта, содержащего отметку Департамента культурного наследия г. Москвы о согласовании указанных работ.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 6 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 10 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Для принятия решения об изменении статуса сведений о характеристике объекта недвижимости регистрирующим органом в рамках ранее представленного заявления (от 18.09.2018 вх. N 77/017/209/2018-202) направлены соответствующие запросы в ГБУ г. Москвы МосгорБТИ, Мосгорнаследие, ФГУП Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры Российской Федерации (ФГУП ЦНРПМ) для получения документов, подтверждающих соответствующие изменения.
Согласно поступившему 24.10.2018 ответу из Мосгорнаследия вх. N 03- 716/2018 в 2003-2005 по манежу по проектно-сметной документации, разработанной в 2001-2005 Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими Министерства культуры Российской Федерации осуществлен комплекс первоочередных и ремонтно-реставрационных работ по разрешениям Главного управления охраны памятников г. Москвы от 22.03.2012 N 16-05/139 и 22.04.2013 N 1605/915.
Проектная документация по манежу Мосгорнаследием не согласовывалась и в отдел архивных фондов Мосгорнаследия не передавалась.
По состоянию на 10.10.2018 проектная документация по сохранению манежа в Мосгорнаследие на рассмотрение не поступала, акты приемок выполненных работ, разрешение на строительство и разрешение на ввод манежа в эксплуатацию Мосгорнаследием не оформлялись.
Согласно ответу ФГУП ЦНРПИ поступившему 20.11.2018 вх. N 03-862/2018 ФГУП ЦНРПМ в 2005 на основании договора подряда, заключенного с ООО "Простор XIX" от 2004, разработана научно-проектная документация на реставрационные работы на объект культурного наследия:
Памятник архитектуры XVIII-XIX веков усадьба Кузьминки. Конный двор.
Генеральным заказчиком на выполнение указанных работ выступил ГУП ГДЕЗ ЮВАО (ныне ГКУ ("Дирекция ЖКХИБ ЮВАО").
По результатам выполнения условий договора, ФГУП ЦНРПМ передана по акту вся разработанная научно-проектная документация заказчику - ООО "Простор XXI".
Для получения разрешительной документации (научно-проектной документации, государственного контракта, договора подряда, разрешения) следует обратиться в ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЮВАО", как правопреемника ГУП ГДЕЗ ЮВАО.
Управлением в адрес ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЮВАО" направлен соответствующий запрос, однако до настоящего времени ответ не поступил.
Управлением в адрес ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЮВАО" направлен повторный запрос.
Поскольку разрешительная документация на проведение указанных работ в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0004006:14019 в Управлении отсутствует, внести изменения в ЕГРН в части исключения соответствующей записи и приведением площади объекта недвижимости в соответствие государственным кадастром недвижимости в настоящее время невозможно.
Таким образом, выводы регистрирующего органа и суда первой инстанции с учетом изложенных обстоятельств о том, что при проведении правовой экспертизы отсутствовали основания для государственной регистрации внесения изменений, являются правомерными.
Департамент городского имущества г. Москвы не лишен возможности вновь обратиться в Управление Росреестра по г. Москве с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2020 по делу N А40-5221/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1553/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ