г. Тула |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А62-10481/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной В.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2020 по делу N А62-10481/2019 (судья Красильникова В.В.), принятое по исковому заявлению администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050) о снятии земельного участка с кадастрового учета;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
администрация города Смоленска (далее - администрация) обратилась в суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка КN 67:27:0020433:10, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Нахимова, в районе дома N 27, площадью 800 кв.м.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2020 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказать.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что земельный участок КN 67:27:0020433:10 не подлежит снятию с государственного кадастрового учета, в том числе и в порядке, установленном ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации и п. 181 Порядка, поскольку спорный земельный участок является земельным участок, государственная собственность на который не разграничена, и администрация определена уполномоченным органом на распоряжение такими земельными участками, что само по себе исключает обязанность органа местного самоуправления регистрировать право собственности при распоряжении таким земельным участком, а регистрирующего органа - запрашивать сведения о правах.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 22.07.2005 земельный участок КN 67:27:0020433:10 (далее - земельный участок), расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Нахимова, в районе д. 27, был поставлен на кадастровый учет, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства объекта торговли, площадь земельного участка 800 кв.м.; границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В отношении земельного участка между муниципальным образованием город Смоленск (арендодатель) и Петровым Ю.А. (арендатор) был заключен договор аренды от 06.03.2006 N 5819/А сроком на 3 года. Государственная регистрация договора аренды (запись от 03.04.2006 N 67-67-01/011/2006-498) была прекращена 17.10.2013 на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20.09.2013 N 1529.
Постановлением администрации от 24.12.2014 N 2253-адм разработан и утвержден проект планировки и межевания (далее - проект) территории в границах ул. Нормандия-Неман - ул. Нахимова - ГСК "Планета" - ул. Полтавской.
В границах указанной территории расположен земельный участок, который, согласно проекту, подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен ст. 3.3, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно решению Смоленского городского Совета от 20.02.2015 N 1323 "Об определении уполномоченного органа на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска", администрация определена в качестве такого уполномоченного органа.
Сведения о регистрации каких-либо прав на земельный участок, а также сведения о его преобразовании отсутствуют.
В целях реализации проекта 10.09.2019 администрация обратилась в управление с заявлением о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 11.09.2019 N КУВД-001/2019-11171556/1 государственным регистратором осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости приостановлено на три месяца с указанием на то, что земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), так как по данным ЕГРН указанный земельный участок имеет статус "ранее учтенный".
В связи с тем, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, уведомлением от 18.12.2019 N КУВД-001/2019-11171556/2 администрации было отказано в снятии с учета земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения администрации в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное администрацией требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, земельный участок поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) и имеет статус "ранее учтенный".
Согласно п. 1 ст. 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 Закона N 221-ФЗ особенностей, признается юридически действительным.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (п. 14, 15 ст. 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).
Пунктом 3 ст. 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Как справедливо указал первой инстанции, системный анализ положений Закона N 218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
Материалами дела установлены факты того, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.07.2005, имеет статус "актуальный, ранее учтенный".
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со ст. 64 ЗК РФ.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного ст. 64 Конституции Российской Федерации (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.07.2019 по делу N А68-3244/2018).
В рассматриваемом случае заявленный способ защиты соответствует целям восстановления нарушенных прав администрации.
Суд учитывает тот факт, что принятие постановления Администрации города Смоленска от 24.12.2014 N 2253-адм "Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных и подлежащих застройке территорий", было вызвано необходимостью, в том числе развития территории, развития систем социального и транспортного обслуживания. Администрация указала, что в ее адрес поступило коллективное обращение о необходимости сформировать земельный участок под многоквартирным домом N 27 по ул. Нахимова г. Смоленска. Поставленный на кадастровый учет земельный участок с видом разрешенного использования "для строительства объекта торговли" фактически препятствует реализации указанного проекта планировки территорий, то есть формированию земельного участка под МКД.
Таким образом, обоснованность заявленных администрацией требований о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, в отношении которого фактически отсутствует спор о праве, подтверждена материалами дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что фактически управление не имеет иных правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке, а администрация не имеет иных способов защиты нарушенного права кроме обращения в арбитражный суд с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержат.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2020 по делу N А62-10481/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-10481/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ