Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 ноября 2020 г. N Ф08-8519/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2020 г. |
дело N А53-6986/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Емельянова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булатовой К.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции апелляционную жалобу товарищества собственников жилья N 10
на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ростовской области от 30.04.2020 по делу N А53-6986/2020
по заявлению товарищества собственников жилья N 10 (ИНН 6147021586, ОГРН 1026102105138)
к администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области (ИНН 6147013169, ОГРН 1026102108042)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья N 10 (далее - заявитель, ТСЖ N 10) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии при администрации г. Каменск-Шахтинский (далее - заинтересованное лицо, административный орган, комиссия) от 19.02.2020 о назначении административного наказания юридическому лицу по делу об административном правонарушении N 10/10-2020.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением (резолютивная часть) суда от 30.04.2020 по делу N А53-6986/2020 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, Административная комиссия при администрации г. Каменск-Шахтинский имеет право осуществлять контроль только за муниципальным жилищным фондом, в то время как многоквартирный жилой дом N 48 по адресу: г. Каменск-Шахтинский, мкр. Лиховской, ул. Советская, находится в собственности граждан, в связи с чем комиссией превышены полномочия при привлечении к ответственности ТСЖ. Административным органом не представлены возражения на документы товарищества, направленные в суд с обоснование заявленных требований. Заявитель жалобы не согласен с квалификацией сосулек в качестве обледенения крыши; указывает на отсутствие в материалах дела доказательств угрозы жизни и здоровью граждан в результате правонарушения.
Определением от 26.05.2020 апелляционная жалоба принята к производству с учетом положений части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 26.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по причине отсутствия в материалах дела мотивированного решения, вынесенного по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, после поступления апелляционной жалобы.
В отзыве на заявление администрация города Каменск-Шахтинский Ростовской области просит отказать в удовлетворении заявления ТСЖ N 10, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Также от ТСЖ N 10 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявления, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ТСЖ N 10 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.02.2020 в 10 часов 14 минут ведущим специалистом отдела Муниципальной инспекции администрации города Каменск-Шахтинский Кривомазовым В.Е. (далее - специалист), в рамках осуществления своих полномочий, при осуществлении мониторинга муниципальной территории города Каменск-Шахтинский, по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. Лиховской, ул. Советская, д. 48, обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", выразившиеся в нарушении п. 12.4, п. 12.4.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский", утвержденных решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 27.03.2019 N 364 далее - Правила), а именно: ТСЖ N 10, осуществляя управление эксплуатацией жилого многоквартирного дома, не приняло своевременных мер по удалению обледенений с крыши многоквартирного дома.
В этот же день, 14.02.2020, специалистом в присутствии представителя ТСЖ N 10 - председателя Михайличенко Елены Васильевны составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом N 104.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы19.02.2020 административная комиссия вынесла постановление о назначении административного наказания по делу N 104/104-2020, которым ТСЖ N 10 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 27.03.2019 N 364 утверждены правила благоустройства территории муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский", пунктами 12.4, 12.4.1 которых предусмотрена обязанность собственников земельных участков, зданий, строений и сооружения и/или уполномоченных ими лицами, являющимися владельцами и/или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений обеспечивать уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, производить покос сорной растительности, а также очистку их от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, а в случаях, установленных настоящими Правилами благоустройства - и в отношении прилегающей территории.
Из материалов дела следует, что ТСЖ N 10 является организацией, обеспечивающей управление эксплуатацией жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. Лиховской, ул. Советская, д. 48.
В протоколе N 104 от 14.02.2020 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, составленным ведущим специалистом отдела Муниципальной инспекции администрации города Каменск-Шахтинский Кривомазовым В.Е., установлено, что в 10 часов 14 минут 14.02.2020 по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. Лиховской, ул. Советская, д. 48, установлено, что ТСЖ N 10 не приняло своевременных мер по удалению обледенений с крыши многоквартирного дома. Факт нарушения зафиксирован в фототаблице, являющейся приложением к протоколу от 14.02.2020.
Представитель ТСЖ N 10 в протоколе от 14.02.2020 N 104 указала, что в связи с недостаточностью денежных средств на счете отсутствует возможность аренды автовышки. В настоящее время имеется договоренность с альпинистами по очистке крыши. 15.02.2020 работы будут выполнены.
При таких обстоятельствах, административная комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что неисполнение ТСЖ N 10 указанных обязанностей образует состав предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" правонарушения.
Таким образом, товарищество правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административной комиссии права на привлечение ТСЖ N 10 к ответственности судом отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2 - 2.5, 2.7, 2.10, 2.12, 3.2, 4.1, 4.4, 4.5, частью 1 статьи 4.6, статьями 5.1 - 5.5, 6.3, 6.4, 8.1, 8.2, 8.8, 8.9, частью 2 статьи 9.1, статьей 9.3, частью 2 статьи 9.9 Областного закона 25.10.2002 N 273-ЗС (далее - государственные полномочия). Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, утверждается главой местной администрации.
Постановлением администрации города Каменск-Шахтинский от 05.06.2019 N 610 утвержден перечень должностных лиц администрации города, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 12 перечня, утвержденного постановлением администрации города Каменск-Шахтинский от 05.06.2019 N 610, отдел муниципальной инспекции администрации города уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях":
- начальник отдела,
- ведущий специалист.
В настоящем деле протокол N 104 от 14.02.2020 составлен ведущим специалистом отдела Муниципальной инспекции администрации города Каменск-Шахтинский Кривомазовым В.Е. в присутствии представителя ТСЖ N 10 - председателя Михайличенко Е.В.
14.02.2020 представителю ТСЖ N 10 - председателю Михайличенко Е.В. вручена повестка по делу об административном правонарушении, о необходимости явки в администрацию города в заседание административной комиссии 19.02.2020 в 14 час. 30 мин.
Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.05.2019 N 376 утверждено Положение о порядке образования административной комиссии в муниципальном образовании "Город Каменск-Шахтинский".
Постановлением администрации г. Каменск-Шахтинский от 15.10.2019 N 1053 утверждено Положение о порядке деятельности административной комиссии в муниципальном образовании "Город Каменск-Шахтинский".
Постановлением администрации города Каменск-Шахтинский от 21.08.2015 N 658 утвержден состав административной комиссии, уполномоченный рассматривать протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законом.
19.02.2020 административной комиссией при администрации г. Каменск-Шахтинский в составе председательствующего Срыбного А.Н. (включен в состав комиссии постановлением администрации города от 30.01.2019 N 83), ответственного секретаря Гапоновой А.Г. (включена в состав комиссии постановлением администрации города от 25.09.2018 N 999), членов комиссии Орловой С.В. (постановление от 21.08.2015 N658), Юровой А.О. (постановление от 12.02.2020 N 100), Хворостной Н.А.(постановление от 21.08.2015 N 658) в отсутствие представителя ТСЖ N 10 надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения административного материала, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 104 от 14.02.2020, приложения в проколу, вынесла постановление о назначении административного наказания по делу N 104/104-2020, которым ТСЖ N 10 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Постановление направлено по юридическому адресу ТСЖ N 10.
Нарушения прав и законных интересов товарищества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с КоАП РФ. На момент вынесения оспариваемого постановления установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что зафиксированные в протоколе обледенения в виде сосулек не являются доказательством угрозы жизни и здоровью граждан в связи с их незначительным размером судом апелляционной инстанции отклоняются.
Правила благоустройства не предусматривают характеристик к размерам наледи и сосулек, а лишь устанавливают обязанность по очистке кровель от снега, обледенений в зимнее время организациями или предприятиями, в ведении которых находятся здания.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов усматривается, что размер сосулек и нависших снежных накатов образует угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
При назначении административного наказания административный орган обоснованно применил к ТСЖ N 10 административный штраф в минимальном размере - 25 000 рублей.
В материалы дела представлено платежное поручение от 14.05.2020 N 117, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей, однако в силу п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с изложенным государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Ростовской области от 30.04.2020 по делу N А53-6986/2020 отменить, в удовлетворении требований товарищества собственников жилья N 10 (ИНН 6147021586, ОГРН 1026102105138) отказать.
Возвратить товариществу собственников жилья N 10 (ИНН 6147021586) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 14.05.2020 N 117.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6986/2020
Истец: ТСЖ N10
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ