Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф05-14494/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А40-343068/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2020 по делу N А40-343068/19
по заявлению Центральной акцизной таможни
к ООО "ПЕЖО СИТРОЕН РУС"
о взыскании суммы утилизационного сбора,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Карнавский А.В. по дов. от 27.01.2020. |
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - истец, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "ПЕЖО СИТРОЕН РУС" (далее - ответчик, Общество) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 15 196 500 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Пежо Ситроен Рус" по декларациям на товары (ДТ) N N 10009240/120716/0001502 и 10009242/111017/0000310 были ввезены 103 новых грузовых фургона марки PEUGEOT модель BOXER, в соответствии с физическими характеристиками и в состоянии, описанном в графк 31 указанных таможенных деклараций, классифицированные в товарной субпозиции 8704 21 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которые в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления были выпущены Южным акцизным таможенным постом в свободное обращение 13.07.2016 и 11.10.2017.
В отношении 41 колесного транспортного средства, оформленного в качестве товаров N N 1-40 по ДТ N10009240/120716/0001502 и товара N 1 по ДТ N 10009242/111017/0000310, ООО "Пежо Ситроен Рус" уплатило утилизационный сбор таможенному органу и получило соответствующие паспорта транспортных средств.
В отношении 62 колесных транспортных средств, оформленных в качестве товаров N N 41-48 по ДТ N 10009240/120716/0001502 и товаров NN 2-55 по ДТ N 10009242/111017/0000310, ООО "Пежо Ситроен Рус" утилизационный сбор таможенному органу не уплачивало и за выдачей паспортов транспортных средств в таможенный орган не обращалось в связи с тем, что они подлежали переоборудованию в транспортные средства специального назначения на сертифицированных производственных площадках организаций, являющихся изготовителями транспортных средств, с изменениями их физических и эксплуатационных характеристик.
В соответствии с расчетом таможенного органа размер суммы неуплаченного Обществом утилизационного сбора в отношении единиц техники составляет 15 196 500 руб.
В связи с неуплатой указанной суммы утилизационного сбора Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд г. Москвы принял во внимание то обстоятельство, что спорная техника была переоборудована ответчиком с изменением физических и эксплуатационных характеристик, утилизационный сбор на задекларированные ответчиком автомобили был уплачен налоговому органу.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Пежо Ситроен Рус" письмами от 14.07.2016 исх. б/н (вх. ЮАТП от 14.07.2016 N 03304) и от 12.10.2017 исх. б/н (вх. ЮАТП от 16.10.2017 N 0145) проинформировало таможенный орган о том, что все спорные транспортные средства являются базовыми транспортными средствами, предназначенными для изготовления на сертифицированных производственных площадках организаций, являющимися изготовителями транспортных средств, что во ввезенном виде транспортные средства к эксплуатации не планируются, а также, что утилизационный сбор в отношении них будет уплачиваться налоговым органам при выдаче соответствующих паспортов транспортных средств.
В соответствии с договорами на изготовление (переоборудование) автомобилей на базе цельнометаллических фургонов и шасси, заключенными ООО "Пежо Строен Рус" 01.07.2014 с ООО "АВТОДОМ", 20.06.2016 с ООО "Промтех", 28.07.2017 с ООО "Интеравтоцентр", 06.12.2017 с ООО "ГАС", соответствующими заявками к указанным договорам на производство транспортных средств, а также актами выполненных работ и счетами-фактурами на базе ввезенных транспортных средств указанными организациями были изготовлены транспортные средства специального назначения различных марок, моделей и наименований, в том числе лаборатории различного типа (криминалистическая, пост весового контроля, ГИБДД "Пункт технического осмотра" и иные лаборатории), инкассаторские бронированные автомобили, автомобили скорой медицинской помощи, социальное такси и другие.
Согласно транспортным накладным доставка ввезенных транспортных средств на производственные площадки организаций-изготовителей осуществлялась автовозами.
Самостоятельно по дорогам общего пользования ввезенные транспортные средства, подлежащие переоборудованию, не передвигались.
Изготовление транспортных средств производилось на основании выданных Росстандартом одобрений типов транспортных средств (ОТТС) N N E-RU.MT20.A.00554, E-RU.MT20.A.00203, ТС RU E-RU.MT35.00059, ТС RU E-RU.MT25.00055, ТС RU E-RU.MT22.00200.P1, ТС RU E-RU.MT22.00674 и ТС RU E-RU.MT22.00675.P1 о соответствии выпускаемых транспортных средств требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
На основании имеющихся у указанных организаций свидетельств о присвоении Международного идентификационного кода изготовителя транспортного средства (WMI) после переоборудования (изготовления) транспортным средствам были присвоены новые идентификационные номера (VIN). После этого за счет средств ООО "Пежо Ситроен Рус" указанными организациями уплачивался утилизационный сбор и оформлялись паспорта транспортных средств с получением у налогового органа соответствующей отметки о проверке правильности уплаты указанного сбора.
Об обстоятельствах уплаты утилизационного сбора в отношении спорных транспортных средств ООО "Пежо Ситроен Рус" сообщило Южному акцизному таможенному посту письмом от 05.04.2019 исх. N ПСР-557, полученным таможенным органом 15.04.2019.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе платежными поручениями об уплате утилизационного сбора, паспортами транспортных средств, содержащими отметку налоговых органов об уплате утилизационного сбора, и таможенным органом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ N 81, установлено, что в случае если в течение 3-х лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) постановления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10-ти рабочих дней с даты обнаружения указанного факта информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Пунктом 11(1) Постановления Правительства РФ N 81 установлено, что документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть предоставлены в таможенный орган в течение 15-ти дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования). Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, указанных в пунктах 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Согласно пункту 6 ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза.
В пункте 7 Технического регламента указано, что датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В Решении от 11.01.2018 N АКПИ17-949 Верховный Суд РФ указал, что исходя из положений пунктов 6 и 7 Технического регламента датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента. В Российской Федерации таким документом является ПТС.
Следовательно, такая категория товаров, как автомобили, не может рассматриваться как выпущенная в обращение в Российской Федерации только в связи с фактом их ввоза, имеющейся у импортера целью их распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности и помещением под таможенную процедуру.
Только после получения в отношении автомобиля разрешения на его использование и распоряжение без ограничений в связи с подтверждением соблюдения требований безопасности, что оформляется выдачей ПТС, он считается выпущенным в обращение в Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, физические характеристики транспортного средства непосредственно влияют на исчисление утилизационного сбора, при этом согласно пункту 1 статьи 24.1 указанного Закона для целей уплаты указанного сбора значение имеют те характеристики, с которыми транспортное средство вводится в эксплуатацию и которые содержатся в паспорте транспортного средства, поскольку именно они оказывают влияние на объем затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами.
Письмом Федеральной налоговой службы от 30.10.2014 N ГД-4-3/22524@ разъяснено, что в случае ввоза на территорию Российской Федерации базового транспортного средства без оформления таможенными органами ПТС и без уплаты утилизационного сбора, в отношении достроенного на территории Российской Федерации транспортного средства, утилизационный сбор должен уплачиваться согласно данным его ПТС.
Как было указано выше, в рассматриваемом случае соответствующие паспорта в отношении спорных транспортных средств выдавались организациями-изготовителями на основании и в порядке, установленном пунктом 2 постановления Правительства N 477, пунктом 5 Положения о паспортах транспортных средств от 23.06.2005, а утилизационный сбор уплачивался налоговым органам при наличии оснований для его уплаты и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1, абзацем третьим пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, а также пунктами 4, 16-18 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 1291.
Уплата ООО "Пежо Ситроен Рус" утилизационного сбора в отношении переоборудованных (изготовленных) транспортных средств исходя из их физических характеристик, указанных в паспортах транспортных средств, отвечает правовой природе и целям взимания утилизационного сбора, определенным в статье 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Согласно пункту 24.1 Закона N 89-ФЗ взимание утилизационного сбора осуществляется в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их характеристик и износа. При установлении размера утилизационного сбора учитываются физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 г. N 30-П, обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, взыскание с ответчика таможенным органом заявленной суммы утилизационного сбора приведет к двойному обложению утилизационным сбором.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для уплаты Обществом утилизационного сбора в размере 15 196 500 руб. в адрес Центральной акцизной таможни.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в части суммы утилизационного сбора в размере 1 881 000 рублей истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием о взыскании утилизационного сбора.
С учетом изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционным судом не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2020 по делу N А40-343068/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-343068/2019
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ, ЮЖНЫЙ АКЦИЗНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ (СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА)
Ответчик: ООО "ПЕЖО СИТРОЕН РУС"