Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 октября 2020 г. N Ф05-15549/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 февраля 2020 г. |
Дело N А40-194931/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2019 по делу N А40-194931/19-72-1548
по заявлению ТУ Росимущества в г.Москве
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица - 1) ФГБУК "Государственный театр наций", 2) Мосгорнаследие
о признании незаконным решения N 77-0-1-71/3134/2019-26 от 07.05.2019
при участии:
от заявителя: |
Баринов Г.М. по дов. от 02.10.2019 |
от ответчика: от третьих лиц |
не явился, извещен; 1) Кобцева Н.В. по дов. от 02.09.20192) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в г. Москве (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, заинтересованное лицо) от 07.05.2019 N 77-0-1-71/3134/2019-26 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 12-14, строение 1 (кадастровый номер 77:01:0001014:1097) и обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта недвижимого имущества расположенного по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 12-14, строение 1 (кадастровый номер 77:01:0001014:1097) на основании Технического плана, подготовленного кадастровым инженером Серченя Геннадием Сергеевичем.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2019 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик считает, что решение об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным, так как из технической документации на здание следует, что работы по фасаду были осуществлены.
В судебном заседании представители заявителя и ФГБУК "Государственный театр наций" (далее - Театр) поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и Мосгорнаследия, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Росимущества от 10.04.2019 N 346-р Территориальным управлением Росимущества в городе Москве Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный театр наций" на праве оперативного управления были предоставлены помещения, площадью 1 206,3 кв.м, составляющие часть здания (восточный флигель) по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 12-14 стр. 1, являющиеся федеральной собственностью.
Здание является объектом культурного наследия федерального значения.
В соответствии с согласованным Департаментом культурного наследия города Москвы (далее - Мосгорнаследие) Проектом и полученным Разрешением от 21.07.2017 N ДКН1859397-2017 Театром были выполнены работы по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию.
Выполненные работы по сохранению объекта культурного наследия были приняты Мосгорнаследием по Акту приемки выполненных работ от 26.10.2017 г. N ДКН-16.42- 420/7-1 без замечаний.
Проект был подготовлен, чтобы привести в соответствие фактические планировки и поэтажные планы БТИ.
При проведении работ по приспособлению были также демонтированы ранее возведенные прежними владельцами без соответствующих разрешений перегородки.
Иные строительные работы, связанные с внесением изменений во внешний вид объекта недвижимости Театром не производились.
После оформления Акта приемки выполненных работ ГБУ "МосгорБТИ" была проведена техническая инвентаризация изменений характеристик помещений. Кадастровым инженером Серченя Г.С. был подготовлен технический план.
29.01.2019 в Управление Росреестра по городу Москве было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
После рассмотрения документов Театр получил уведомление о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от 07.02.2019 N 77-1-71/3134/2019-26.
Причинами приостановления кадастрового учета указано: - выявлены разночтения в документах, включенных в состав Приложения к техническому плану (сведения "до перепланировки" технической документации и сведениями ЕГРН); - в связи с нарушением п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в состав Приложения к техническому плану не включены документы, согласовывающие в полном объеме все строительные работы, осуществлённые в отношении объекта недвижимости в связи с непоступлением ответа на запрос, направленный в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
06.03.2019 Театр обратился с заявлением в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Решением заседания апелляционной комиссии от 28.03.2019 N 278/2019 заявление об обжаловании решения о приостановлении было отклонено.
07.05.2019 Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости. В обоснование причины отказа Управление Росреестра по Москве сослалось на пп. 5,7 ч. 1 ст. 26 и ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закон N218-ФЗ).
Согласно пп. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 67.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения оно осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Согласно п. 4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Согласно пп. 6 п. 5 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Из представленного в Территориальное правление обращения Театра от 18.06.2019 N 459 следует, что фактически причинами отказа в проведении государственного кадастрового учета является то обстоятельство, что в помещении произведены работы по фасадам без согласования с Департаментом культурного наследия города Москвы, а именно заложены два окна (слуховых) по главному фасаду по ул. Солянка и устроено окно по дворовому фасаду в помещении электрощитовой на первом этаже.
Из обращения Театра следует, что Театр принял помещения в 2011 году.
На момент принятия объекта недвижимого имущества окна на фасадах зданий были в таком же состоянии, как и в настоящее время.
В связи с тем, что все работы по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию, которые проводил Театр, проводились под контролем сотрудников Мосгорнаследия, а само здание неоднократно ими инспектировалось, Театр обратился в Мосгорнаследие с просьбой подтвердить, что Театром не проводились работы по изменению фасадов с 2011 по 2018 годы (письмо от 25.06.2018 N 463).
Письмом от 26.07.2018 N ДКН-16-09-2187/8 Мосгорнаследие подтвердило, что Театр работ по изменению фасадов в 2011 - 2018 году не производил.
Указанное письмо является приложением к Техническому плану, подготовленному по результатам проведенных Театром работ по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию (п. 5 раздела "Исходные данные" Технического плана).
Технический план вместе с письмом представлялся в Управление Росреестра по Москве для проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, имеющимися доказательствами подтверждается, что Театром строительные работы по внесению изменений в фасады объекта недвижимости не производились, оснований для представления этих документов для проведения государственного кадастрового учета у Театра не имелось. Вместе с тем, документы подтверждающие законность внесения изменений в конструктив здания в части фасадов, произведенные неустановленными лицами до 2011 года, в Территориальном управлении отсутствуют.
Мосгорнаследие каких-либо предписаний Театру, либо Территориальному управлению, о необходимости внести изменения в фасадную часть зданий (заложить окна или восстановить оконный проем) не выносило.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что причины приостановки проведения государственного кадастрового учета, указанные Управлением Росреестра по Москве, являются незаконными, так как Театром были представлены все необходимые документы для проведения государственного кадастрового учета изменений, обязанность представлять иные документы отсутствовала.
Как верно установлено судом первой инстанции, Управление не имело оснований для применения пп. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости для приостановки и в последующем отказе в государственном кадастровом учете "не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав".
Театром были представлены документы, которые по форме и содержанию соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, действия Театра были направлены на приведение сведений о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН в соответствии с актуальным состоянием.
В связи с этим имели место расхождения в сведениях, содержащихся в ЕГРН и приведённых в Техническом плане.
Указанные расхождения не могут являться причиной для приостановления государственного кадастрового учета по пп. 7 п. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации "форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации".
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются, так как не опровергают верные выводы суда первой инстанции о том, что представлены все необходимые и достаточные документы для кадастрового учета здания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2019 по делу N А40-194931/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194931/2019
Истец: Территориальное управление Росимущества в г. Москве
Ответчик: Управление Росреестра по Москве
Третье лицо: Мосгорнаследие, ФГБУК "Государственный театр наций"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15549/20
17.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-685/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-194931/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-194931/19