г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А56-12067/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15029/2020) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2020 по делу N А56-12067/2020 (судьяДомрачева Е.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску АО "Ленстройкомплектация"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛЕНСТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - ответчик) о взыскании пени в размере 525 660 руб. 84 коп. за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.04.2020 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взысканы пени за просрочку доставки груза в размере 450 000 руб., расходы по госпошлине в размере 13 513 руб., в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что истцом неправильно определен период просрочки доставки груза. По мнению ответчика, истцом неправомерно начислена неустойка на сумму платы за перевозку с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на явную несоразмерность пени последствиям нарушения обязательства.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, в феврале-марте 2019 года ответчиком допущена просрочка доставки груза до станции Каменногорск не принадлежащих перевозчику порожних вагонов в адрес грузополучателя - истца.
Претензия истца с требованием оплаты пени в размере 525 660,84 руб. в связи с допущенной просрочки доставки грузов оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными в части взыскании пени в сумме 450 000 руб.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон договора перевозки.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В силу положений статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 данного Устава обстоятельств.
На основании пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30) при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Согласно пункту 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 (далее - Правила N 39), расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
В рассматриваемом случае ответчик нарушил срок исполнения обязательства, допустив просрочку доставки груза.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что срок превышен не на 5 суток, а на 3 суток, отклоняется апелляционным судом, поскольку в представленных в материалы дела транспортных железнодорожных накладных ЭЕ629754, N ЭЕ629933 указано на увеличение срока доставки на 5 суток, о чем составлены акты общей формы N 486 от 11.03.2019, N 487 от 11.03.2019.
Следовательно, истец правомерно начислил ответчику пени за нарушение срока доставки груза в размере 525 660 руб. 84 коп.
Довод ответчика о необоснованности начисления неустойки на сумму провозной платы с учетом НДС отклоняется апелляционным судом, как противоречащий материалам дела. Согласно представленному истцом расчету, неустойка начислена на тариф (провозную плату) без учета НДС.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылаясь на наличие оснований для снижения размера неустойки.
Пунктом 1 статьи 333 ГК РФ предусмотрено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.
Поскольку неустойка является специальной мерой гражданской ответственности, способствующей исполнению обязательств, которая носит как карательный, так и компенсационный характер, суд считает возможным снизить размер заявленной ко взысканию неустойки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О; от 14.03.2001 N 80-О). Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При таких обстоятельствах задача суда состоит в устранении явной несоразмерности применяемой ответственности, следовательно, суд может уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.
Применяя статью 333 ГК РФ, суд, исходя из всей совокупности материалов дела и доводов сторон, устанавливает возможность снижения суммы неустойки, руководствуясь принципом справедливости, но с учетом состязательности арбитражного процесса и распределения бремени доказывания.
Учитывая несоразмерность предъявленной неустойки последствиям нарушения обязательства, отсутствие доказательств наступления для истца неблагоприятных последствий в связи с нарушением сроков, а также ввиду того, что груз доставлен с нарушением срока, по удовлетворенным требованиям, 5 суток, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для снижения размера неустойки до 450 000 руб.
Апелляционный суд полагает указанный размер неустойки обоснованным, соразмерным и не подлежащим дальнейшему снижению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2020 по делу N А56-12067/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12067/2020
Истец: АО "ЛЕНСТРОЙКОМПЛЕКТАЦИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", Октябрьская железная дорога