Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2020 г. N Ф07-10191/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А56-25199/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым А.Е.
при участии:
от заявителя: предст. Лысенкова У.А. - доверенность от 22.10.2019
от заинтересованного лица: предст. Федосеенко Л.Л. - доверенность от 29.02.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13297/2020) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2020 по делу N А56-25199/2020 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к закрытому акционерному обществу "Промотходы"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Промотходы" (далее - заинтересованное лицо, Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.04.2020 в удовлетворении заявления Управления о привлечении Общества к административной ответственности отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 15.04.2020 отменить. Податель жалобы полагает, что материалами административного дела подтверждается, что объект для размещения отходов (полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок 1), эксплуатируемый ЗАО "Промотходы" со значительным превышением допустимых показателей вместимости объекта размещения отходов (то есть не безопасным для окружающей среды способом), не соответствует установленным требованиям, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава, административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представил дополнения к апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора отходов III-IV класса опасности, утилизация IV класса опасности, размещение III-IV класса опасности) серия 78 N 00085 от 09.12.2016 по адресу: 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок 1.
15.11.2019 уполномоченным должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО "Промотходы" дела N АД-13-274/2019 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 18.03.2020 по делу N АД-13-007/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором отражены следующие обстоятельства, установленные Управлением в ходе административного расследования:
ЗАО "Промотходы" имеет одну производственную площадку, по адресу: 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Самарка, участок 1, на которой расположен полигон "Северная Самарка".
В соответствии с договором аренды от 26.10.1998, заключенным Администрацией муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" с ЗАО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов", срок действия с 01.07.1998 по 30.07.2023 (номер государственной регистрации 47- 01/09-13/200-63-2 от 21.12.2000), дополнительным соглашением N 1 о внесении изменений в договор аренды земель для несельскохозяйственных целей N ЛО-3507- 8332 от 26.10.1998 от 06.02.2008 (номер государственной регистрации 47-78- 12/025/2007-147 от 25.04.2007) и договором N 1 от 06.02.2008 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей N ЛО3507-8332 от 26.10.1998 (номер государственной регистрации 47-78-12/015/2008-244 от 03.04.2008) у ЗАО "Промотходы" в аренде находится земельный участок по адресу: 188686, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Самарка, участок 1, для размещения полигона твердых отходов.
ЗАО "Промотходы" получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора отходов III-IV класса опасности, утилизация IV класса опасности, размещение III-IV класса опасности) серия 78 N 00085 от 09.12.2016.
ЗАО "Промотходы" осуществляет деятельность по размещению отходов на указанном полигоне твердых отходов "Северная Самарка" с 2002 года по настоящее время.
В ходе проведения административного расследования в соответствии с определением N АД-13-274/2019 о назначении экспертизы от 03.12.2019 была проведена геодезическая съемка для определения площади полигона, определения объема и массы отходов, размещенных на полигоне и определения углов откосов полигона "Северная Самарка". Согласно протоколу отбора проб, обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды N АД-13-274/2019 от 10.12.2019 и протоколу отбора проб, обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды N АД-13-274/2019 от 11.12.2019 геодезическая съемка осуществлена аппаратом геодезическим спутниковым EFT МЗ GNSS, регистрационный N 66126-16 (Свидетельство о поверке АПМ N 0298997). По окончанию геодезической съемки предоставлен технический отчет по определению объемов отходов, размещенных на территории полигона ТКО "Северная Самарка".
Для установления наличия превышения вместимости полигона, проведена оценка вместимости полигона по имеющимся документам в материалах дела.
По результатам проведенной оценки Управлением было установлено, что полигон твердых отходов "Северная Самарка" спроектирован в 1971 году и принят в эксплуатацию в 1974 году. Начальная проектная мощность полигона составляла 1 000 000м3/год, емкость складируемых на полигоне отходов изначально составляла 20 000 000м3, при укатке тонких слоев на теле полигона плотность отходов возрастала до 0,6-0,8 т/м3, при этом требуемое уплотнение отходов до величины 0,67 т/м3 достигалось за 3-4 прохода бульдозера по одному следу (заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности ЗАО "Промотходы" по сбору собственных отходов 1, 4, 5 классов опасности, сбору и транспортировке сторонних отходов 3-5 класса опасности, размещению собственных и сторонних отходов 3-5 класса опасности N 163 от 12.03.2007), расчетный срок эксплуатации полигона - 20 лет. Общая площадь земель, предоставленных под полигон твердых отходов, составляла 61 га, из которых освоенная к 2005-2006 годам часть полигона составляла 38 га, в том числе площадь карт - 32,97 га (сведения из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта "Реконструкция полигона твердых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области" первый вариант технических решений первой очереди строительства" N 729 от 07.11.2006), также вышеуказанные сведения подтверждены в Технологическом регламенте работы полигона твердых отходов N 2 "Северная Самарка" ЗАО "Промотходы" 2008 год.
В 2005 году организацией ООО "Проектный институт "Петрохим-Технология" был разработан проект "Реконструкция полигона твердых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области" первый вариант технических решений первой очереди строительства", проектными решениями которого предполагалось увеличить емкость складируемых на полигоне отходов до 54 280 000м3, при этом по первой очереди реконструкции (на освоенных территориях) увеличение емкости полигона предполагалось до 33 180 000 м3 отходов (в т.ч. ТБО - 6 230 000 м3); объемы уплотненных отходов в плотном теле полигона должны были составить 7 200 000 м3 (первая очередь реконструкции). Мощность полигона должна была возрасти до 1 500 000 м3/год (в т.ч. ТБО - 300 000 мЗ/год). Предельная высота террикона отходов устанавливалась в размере 49 м.
В вышеуказанном проекте, для локализации участка складирования отходов, по его контуру предусматривалось устройство дамбы высотой 3.0 м, трапецеидальной формы, протяженностью 2,3 км. Ширина дамбы по верху - 12 м. В теле дамбы предусматривалось устройство противофильтрационной завесы, которая полностью бы перекрывала песчаный слой, подстилающий террикон отходов, и врезалась в слой суглинков на 1 м. Высота террикона в 49 м определялась из условия заложения внешних откосов 1:4 (примерно 15°), с устройством промежуточных берм на высоте через 12 м и плановой шириной верхней площадки не менее 38 м, обеспечивающей безопасную работу мусоровозов и бульдозеров.
Проект "Реконструкция полигона твердых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области" первый вариант технических решений первой очереди строительства" получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 729 от 07.11.2006, утвержденное Приказом Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному округу N 1661-ЭЗ от 07.11.2006, но не был реализован, что подтверждается справкой ЗАО "Промотходы", представленной в составе материалов плановой проверки N ПВ46/13-14-16, проведенной в период с 07.07.2015 по 24.08.2015.
Согласно представленных на анализ данных Характеристики объекта размещения отходов (ОРО) полигона твердых отходов "Северная Самарка", составленной по итогам инвентаризации ОРО за 2014 и 2019 годы объект построен и эксплуатируется на основании проекта, разработанного в 1971 году ГУП "ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ".
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что деятельность на полигоне твердых отходов "Северная Самарка" должна осуществляться ЗАО "Промотходы" в соответствии с проектными решениями, принятыми в составе проекта, разработанного в 1971 году ГУП "ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ", в котором предусматривалась вместимость ПТО "Северная Самарка" - 20 000 000 м3 отходов.
В этом случае, как указывает Управление, в характеристике ОРО по состоянию на 2019 год, представленной ЗАО "Промотходы" в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, неверно указана проектная вместимость ОРО 54 280 000 м3/ 12 038 593,04 т.
Управлением установлены объемы (масса) принятых и размещенных на полигоне "Северная Самарка" отходов производства и потребления за 1974-2019 годы.
С 1974 года по 2006 год на полигоне твердых отходов "Северная Самарка" было размещено 16 780 000 м3 отходов, из них ТБО - 2 950 000 м3, что составляет 17,8%. Принимая плотность всех размещаемых отходов равной плотности ТБО - 0,2 т/м3, масса размещенных с 1974 года по 2006 год на полигоне отходов будет не менее 3 356 000 т.
С 2007 года по 2018 год включительно на полигоне "Северная Самарка" было размещено 4 319 784,7 т отходов, из них ТБО (ТКО) - 837 466,9 т; ТБО (ГКО) составляют 19,4% от общей массы размещенных на полигоне отходов.
Итого с 1974 по 2018 год на полигоне размещено 3 356 000 + 4 319 784,7 = 7 675 784,7 т отходов. Учитывая отходы, поступившие на полигон за 1-3 кв. 2019 года, общая масса отходов на полигоне "Северная Самарка" составляет 8 315 174,3 т.
На декабрь 2003 года по данным топографической съемки объем свалочных масс в плотном теле полигона составил 3,04 млн м3, высота отвала отходов достигала в среднем 10 м (сведения из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта "Реконструкция полигона твердых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области" первый вариант технических решений первой очереди строительства" N 729 от 07.11.2006).
Согласно данным Технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях М 1:1000 "Объект для проектирования "Реконструкция Полигона твердых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области" по данным геодезического обследования полигона "Северная Самарка", проведенного в середине марта 2016 года, максимальная высота тела полигона на момент обследования составляла около 35 м и объем размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 6 832 440 м3.
Таким образом, как указывает Управление, в период с 2003 года по март 2016 года на полигоне "Северная Самарка" размещено 3 792 440 м3 отходов производства и потребления в плотном теле, а высота полигона выросла на 25 метров.
Согласно данным "Технического отчета по определению объема отходов, размещенных на территории полигона ТКО "Северная Самарка", Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок N 1", полученного по результатам геодезического обследования полигона твердых отходов "Северная Самарка", проведенного 10-11 декабря 2019 года, площадь, занятая отходами, составила 31,4 га, максимальная высота тела полигона составила - 49,87 м, объем размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8 855 521,4 м3.
Таким образом, в период с 2016 года по декабрь 2019 года на полигоне "Северная Самарка" размещено 2 023 081,4 м3 отходов производства и потребления в плотном теле, а высота полигона выросла на 14,87 метра.
Как отмечает Управление, достигнутые в декабре 2019 года значения превышают значения нереализованного проекта реконструкции первой очереди полигона 2005 года, где при его реализации могли быть достигнуты, следующие показатели: максимальная высота тела полигона 49 м (сейчас 49,87-м); вместимость полигона 7 200 000 м3 уплотненных отходов (превышение на 1 655 521 м3 по сравнению с декабрем 2019 года).
Согласно данным из характеристики ОРО 2019 года, представленной ЗАО "Промотходы" в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (исх. N 029-Э от 10.09.2019, вх. N 14382 от 11.09.2019), с 1974 года по 2019 год на полигоне размещено 26 478 650,74 м3/5 825 303,16 т отходов. По данным из характеристики ОРО средняя плотность отходов, принятых на полигон составила 5 825 303,16 / 26 478 650,74 ~ 0,22 т/м3 в рыхлом теле. При этом по данным годового учета, включая отчетность 2-ТП (отходы) на начало 2019 года на полигон принято 7 675 784,7 т отходов, что на 1 850 481,54 т больше, чем указано в характеристике ОРО на 2019 год.
Учитывая, что по результатам геодезических работ объем размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8 855 521,4 м3, и согласно данным из характеристики ОРО 2019 года, на полигоне размещено 26 478 650,74 м3 отходов, Управлением установлено, что коэффициент уплотнения в этом случае равен К=26 478 650,74/8 855 521,4=3,0
В соответствии с Технологическим регламентом работы полигона 2008 года, уплотнение отходов должно осуществляться до плотности не менее 0,67 т/м3. При средней плотности принятых на полигон отходов в 0,22 т/м3 и рассчитанном коэффициенте уплотнения равном К=3,0, фактическое уплотнение отходов на полигоне происходит до плотности 0,22*3,0=0,66 т/м3, что близко к указанному в Технологическом регламенте 2008 года.
В проекте 1971 года емкость складируемых на полигоне отходов изначально составляла 20 000 000 м3 (заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности ЗАО "Промотходы" по сбору собственных отходов 1, 4, 5 классов опасности, сбору и транспортировке сторонних отходов 3-5 класса опасности, размещению собственных и сторонних отходов 3-5 класса опасности N 163 от 12.03.2007).
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что по состоянию на 2019 год емкость полигона "Северная Самарка" исчерпана и превышена на 6 478 650,74 м3.
Нормативно-методические документы по эксплуатации полигонов твердых отходов не запрещают размещение отходов на высоконагружаемых полигонах до высоты 49 м, однако, это возможно лишь при наличии положительного заключения комиссии государственной экологической экспертизы, соблюдении рекомендаций, высказанных в заключении комиссии государственной экологической экспертизы, выполнении всех проектных решений по ограничению негативного техногенного воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду. Таким образом, Управление посчитало, что поскольку проектные решения 2005 года (Реконструкция полигона твердых бытовых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области, 2005 год) не были реализованы, увеличение высоты тела полигона до 49 м недопустимо.
Согласно сведениям, представленным в "Техническом отчете по определению объема отходов, размещенных на территории полигона ТКО "Северная Самарка", Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок N 1", по данным геодезического обследования полигона твердых отходов "Северная Самарка", проведенного 10.12.2019-11.12.2019, угол откоса тела полигона составляет 20°-24°. При этом в соответствии с Инструкцией по эксплуатации полигона, угол откосов должен составлять 1:4 (-14°), что подтверждается заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по СевероЗападному ФО", по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения N 001-Э-20 от 14.01.2020.
Таким образом, Управлением было установлено следующее:
Проектом, разработанным в 1971 году ГУП "ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ", проектная вместимость полигона твердых отходов "Северная Самарка" составляет 20 000 000 м3.
По данным из характеристики ОРО 2019 года, представленной ЗАО "Промотходы" в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (исх. N 029-Э от 10.09.2019, вх. N 14382 от 11.09.2019), в период с 1974 года по 2019 год на полигоне фактически было размещено 26 478 650,74 м3 / 5 825 303,16 т отходов.
По представленным на экспертизу данным учета отходов, включая статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы), с 1974 года по 2018 год на полигоне размещено 7 675 784,7 т отходов, учитывая отходы, поступившие на полигон за 1-3 кв. 2019 года, общая масса отходов на полигоне "Северная Самарка" составляет 8 315 174,3 т.
Согласно данным "Технического отчета по определению объема отходов, размещенных на территории полигона ТКО "Северная Самарка", Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок N 1", полученного по результатам геодезического обследования полигона твердых отходов "Северная Самарка", проведенного 10-11 декабря 2019 года, площадь, занятая отходами, составила 31,4 га, максимальная высота тела полигона составила - 49,87 м, объем размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8 855 521,4 м3.
Рассмотрев имеющиеся материалы (в том числе характеристику ОРО 2019 года, представленную ЗАО "Промотходы" в Департамент Росприроднадзора по СевероЗападному федеральному округу (исх. N 029-Э от 10.09.2019, вх. N 14382 от 11.09.2019) Управление пришло к выводу о превышении вместимости полигона твердых отходов "Северная Самарка" над установленной в проекте ГУП "Ленгипроинжпроект" 1971 года. Вместимость полигона твердых отходов "Северная Самарка" по расчетам Управления превышена на 6 478 650,74 м3.
Проектные решения, заложенные в проекте "Реконструкции полигона твердых бытовых отходов "Северная Самарка" во Всеволожском районе Ленинградской области, СПб, 2005 год" не реализованы, таким образом, увеличение высоты тела полигона до 49 м в отсутствие утвержденного в установленном порядке и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта, недопустимо и противоречит требованиям части 1 и части 2 статьи 36, части 1 статьи 38, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе".
Существующие на настоящий момент углы откосов тела полигона составляют 20°-24°, что не соответствует требованиям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Постановлением Минстроя России 05.11.1996 (угол заложения внешних откосов должен составлять 1/4 или =14°) (Заключению ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО", по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения N 001-Э-20 от 14.01.2020).
На основании вышеизложенного Управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований пунктов 1, 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" у лицензиата - ЗАО "Промотходы", отсутствуют необходимые для выполнения работ здания, строения, сооружения (в том числе объект обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещения, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующие установленным требованиям, а именно эксплуатируемый полигон "Северная Самарка" исчерпал свою вместимость.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем отказал в привлечении ЗАО "Промотходы" к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 15.04.2020 в связи со следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом в том числе требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Согласно подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Управление пришло к выводу о том, что в нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании у лицензиата - ЗАО "Промотходы", отсутствуют необходимые для выполнения работ здания, строения, сооружения (в том числе объект обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещения, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующие установленным требованиям, а именно эксплуатируемый полигон "Северная Самарка" исчерпал свою вместимость. Вместимость полигона твердых отходов "Северная Самарка" по расчетам Управления превышена на 6 478 650,74 м3. Увеличение высоты тела полигона до 49-м в отсутствие утвержденного в установленном порядке и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта, недопустимо и противоречит требованиям части 1 и части 2 статьи 36, части 1 статьи 38, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе". Существующие на настоящий момент углы откосов тела полигона составляют 20°-24°, что не соответствует требованиям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Постановлением Минстроя России 05.11.1996 (угол заложения внешних откосов должен составлять 1/4 или =14°). Указанные выводы отражены в заключении ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" от 14.01.2020 N001-Э-20.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, высотные показатели полигона, равно как и показатели объема (массы) складированных на нем отходов не нормируются правовыми актами и относятся к переменным, расчетным величинам, которые могут неоднократно пересматриваться в ходе текущей эксплуатации полигона.
Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 (далее - Инструкция), на которую ссылается Управление, установлены параметры расчета вместимости полигона, который производится для обоснования требуемой площади участка складирования ТБО. При этом Инструкцией также не регламентирована предельная высота полигона либо предельная вместимость полигона.
Таблицей 1 пункта 1.7 Инструкции установлены соотношение показателей высоты полигона к его площади, исходя из которых значение показателя высоты полигона при площади земельного участка от 27 до 31 метра может составлять 60 метров, что превышает высоту полигона, эксплуатируемого Обществам (49 метров).
Соответственно, сам по себе факт достижения полигоном определенных значений высоты и объема складированных отходов не может рассматриваться как основание для привлечения к административной ответственности.
Информация о предельной мощности (вместимости) полигона (20 000 000 м3) установлена Управлением не напрямую из разработанного институтом "Ленгипроинжпроект" в 1971 проекта строительства полигона, а из двух заключений экологической экспертизы N 729 от 07.11.2006 и N 163 от 12.03.2007.
При этом, в заключении экологической экспертизы N 729 от 07.11.2006 (том 1 л.д.97-104) сведения о проектной мощности (вместимости) полигона "Северная Самарка" отсутствуют.
В заключении экологической экспертизы N 163 от 12.03.2007 (том 1 л.д.91-96) указана проектная мощность полигона 20 000 000 м3 с поступлением 1 000 000 м3/год. Однако источник данных сведений не указан.
В списке документов к заключениям экологической экспертизы N 729 от 07.11.2006 и N 163 от 12.03.2007, исследованных экспертами при проведении экспертиз, проект "Ленгипроинжпроект" от 1971 года не значится.
Каких-либо иных документов в подтверждение проектной мощности полигона в 20 000 000 куб.м. Управлением не представлено.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции с целью текущей эксплуатации полигона "Северная Самарка" разработан и согласован необходимый комплекс актуальной и действующей в настоящее время разрешительной документации:
- утвержденные Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для полигона "Северная Самарка" от 27.10.2017 N 26-5324-Н-17/22 (том 3 л.д.150-166);
- разрешение Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 17.11.2017 N 26-5703-4-В-17/22 (том 3 л.д.146-149);
- технический отчет по контролю за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от полигона "Северная Самарка" ЗАО "Промотходы" в 2019 году (том 3 л.д.1-145), в котором указана планируемая вместимость (неуплотненных отходов) - 54 280 000 м3, планируемый годовой объем принимаемых отходов - 1 500 000 м3;
- постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2015 N 96 от 28.12.2015 об установлении санитарно-защитной зоны имущественного комплекса полигона твердых бытовых отходов ЗАО "Промотходы", Проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны для ЗАО "Промотходы" (том 4), в котором указано, что общая площадь полигона составляет 61 га, 38 га занято существующим терриконом отходов, 22 га отведены под развитие полигона и в настоящее время не освоены; проектная емкость полигона 54 280 000 м3, мощность 1 500 000 м3/год;
- Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (том 5 л.д.1-18);
- Программа производственного экологического контроля (том 5 л.д.19-44);
- Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов - полигона твердых отходов "Северная Самарка", и в пределах его воздействия на окружающую среду (том 5 л.д.45-103), в которой указано, что планируемая вместимость (неуплотненных отходов) 54 280 000 м3 твердых отходов.
- Производственная программа в сфере захоронения твердых коммунальных отходов на 2019-2021 годы (том 1 л.д.124-130), в которой отражено, что в 2017 году общий объем накопленных отходов составил 29064 тыс.м3, что соответствует 53,5% заполнения полигона, в 2018 году ожидаемое заполнение составляет 30564,0 тыс.м3, что составляет 56,3% заполнения полигона, в 2019 году планируемый объем накопленных отходов составляет 32064 тыс.м3, что составляет 59,1% заполнения полигона.
В материалы дела также представлена Характеристика "Объекта размещения отходов полигона твердых бытовых отходов "Северная Самарка"" 2014 года с указанием вместимости 54 280 000 м3 (том 1 л.д.106)
Кроме того, показатели вместимости полигона "Северная Самарка", в том числе его свободной мощности, отражены в утвержденной приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 N 5 Территориальной схеме обращения с отходами в Ленинградской области, в которой указаны данные о состоянии объектов, включая информацию о проектной вместимости для объектов размещения отходов: 55 982 028 куб.м; данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов: I очередь 6151522 куб. м., II очередь 21000000 куб. м.(Приложение 10). Эти данные согласуются со значениями проектной вместимости (мощности) полигона, указанными в Характеристиках полигона "Северная Самарка" за 2014 и 2019 годы, Техническом отчете по контролю за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от полигона твердых отходов "Северная Самарка"; Проекте санитарно-защитной зоны полигона, утвержденной постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2015 N 96.
Таким образом, приведенные в вышеперечисленных документах данные о проектной мощности полигона "Северная Самарка" 54 280 000 м3 свидетельствуют о наличии значительных объемов остаточной вместимости полигона. Управлением также установлено и материалами административного дела подтверждается, что из 61 га площади полигона в настоящее время эксплуатируется только лишь 32,97 га, то есть чуть больше половины площади полигона.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал несостоятельным и неподтвержденным вывод Управления об исчерпании мощности (вместимости) полигона. Тот факт, что существующие на углы откосов тела полигона составляют 20°- 24°, что не соответствует требованиям Инструкции, сам по себе не свидетельствует об исчерпании мощности спорного полигона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не доказано нарушение Обществом подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, выразившегося в отсутствии у лицензиата необходимых для выполнения работ здания, строения, сооружения (в том числе объект обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещения, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующие установленным требованиям, поскольку не доказано, что эксплуатируемый полигон "Северная Самарка" исчерпал свою вместимость.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, датой выявления правонарушения является 15.01.2019 (указанная дата отражена в протоколе от 18.03.2020 по делу N АД-13-007/2020 об административном правонарушении). Таким образом на момент рассмотрения апелляционной жалобы, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявления административного органа о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2020 по делу N А56-25199/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25199/2020
Истец: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ЗАО "ПРОМОТХОДЫ"