Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2020 г. N Ф07-9706/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А56-131472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Королева Н.В. по доверенности от 06.07.2020
от заинтересованного лица: Полторецкий С.В. по доверенности от 30.12.2019
от 3-го лица: 1,2) не явились, извещены
3) Андросов А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13967/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2020 по делу N А56-131472/2019 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению акционерного общества "Управление"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: 1) Савин Николай Евгеньевич;
2) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
3) Андросов Алексей Викторович
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, Управление) от 02.12.2019 N Р03/01-64 и предписания N П/03/01-10 от 02.12.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Савин Николай Евгеньевич, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Андросов Алексей Викторович.
Решением суда от 16.04.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает на то, что ограничение конкуренции подтверждается материалами дела, требование об обязательном заключении договора о задатке собственноручно в офисе организатора торгов создает необоснованные препятствия потенциальным покупателям к участию в торгах на основании чего жалоба Савина Н.Е. была признана обоснованной, в связи чем были выданы оспариваемые решение и предписание.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда, Андросов Алексей Викторович возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Савин Николай Евгеньевич, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступила жалоба Савина Николая Евгеньевича (вх. N 11162 от 13.11.2019) переданная Санкт-Петербургским УФАС России, на действия Организатора торгов - Акционерного общества "Управление" (далее - Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества, арестованного Полюстровским ОСП Красногвардейского района УФССП России по Санкт - Петербургу по и/п 41826/18/78006 - ИП от 16.07.2018, принадлежавшее должнику Подкопаеву СЛ., находящееся в залоге у АО "Райффазенбанк", квартира по адресу: Санкт - Петербург, пр-т Энтузиастов, д. 47, корпус 4, литер А, кв. 10, пл. 38,3 кв.м, кад. N 78:11:0006104:6138.
Обременение: ипотека.
Начальная цена - 2 461 600 руб. без НДС. Сумма задатка 123 080 руб. (ЛотN 1) (извещение N 241019/31623410/01 от 24.10.2019).
По мнению Савина Н.Е., организатор торгов нарушил действующее законодательство, поскольку не указал банковские реквизиты для перечисления задатка.
02.12.2019 года УФАС по Ленинградской области принято решение N Р03/01-64 о признании жалобы Н.Е. Савина обоснованной.
На основании указанного решения заявителю выдано предписание N П/03/01-10 от 02.12.20191 об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов, внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством и с учетом решения антимонопольного органа и при необходимости провести торги повторно.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, признав оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное на основании решения предписание, неправомерными, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника производится специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28.12.2018 г. МТУ Росимущества и АО "Управление" заключили Государственный контракт на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов.
На основании уведомления УФССП России по Санкт-Петербургу о готовности к реализации арестованного имущества N 44419 и во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя Полюстровского ОСП Красногвардейского района УФССП России по Санкт-Петербургу о передаче на реализацию имущества от 02.04.2019 г. МТУ Росимущества поручило реализовать указанное выше имущество на торгах специализированной организации - АО "Управление".
Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве).
Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. 2
4.10.2019 Организатор торгов опубликовал извещение о проведении торгов, назначенных на 07.11.2019 г., в газете "Санкт-Петербургские Ведомости" от 24.10.2019 в номере 200 (6553) (далее - печатное издание), являющейся источником официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (п. 2.2. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865 в ред. от 26.06.2015) и разместил на определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов -www.torgi.gov.ru (извещение о проведении торгов 241019/31623410/01, Лот 1).
В извещении о проведении торгов указан адрес, по которому можно было уточнить дополнительную информацию о торгах и правилах их проведения, ознакомиться с документацией, характеризующей объект торгов, получить, подписать необходимые для участия в торгах документы.
Всю необходимую информацию потенциальные претенденты на участие в торгах могли получить непосредственно по адресу места нахождения Организатора торгов в указанные в извещении о проведении торгов часы приема.
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно частям 1, 2 ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В силу статей 420 - 447 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Истец в извещении о торгах 241019/31623410/01 определил порядок проведения аукциона и порядок участия в торгах, а также порядок перечисления задатка на участие в торгах.
Основанием перечисления задатка на участие в торгах является заключенный между АО "Управление" и физическим/юридическим лицом Договор о задатке.
Только после заключенного Договора о задатке физическое/юридическое лицо имеет право перечислять задаток в рамках указанного договора.
Более того, в извещении о проведении торгов указано что "настоящее извещение не является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст.437 ГК РФ, исходя из этого денежные средства не будут считаться задатком в случае их перечисления без заключенного в письменной форме договора о задатке".
В решении УФАС указал, что данное требование противоречит пункту 14 Положения "Об организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860, согласно которому информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.
Данное утверждение необоснованно, поскольку п.1 указанного положения установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества, специализированного аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения и без объявления цены в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением.
Заявитель осуществляет организацию и проведение торгов по реализации арестованного имущества во исполнение судебных актов, в связи с чем не подпадает под действие указанного Положения, не осуществляют организацию и проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений о цене имущества, специализированного аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения и без объявления цены в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Ввиду изложенного заявитель не мог нарушить указанную норму права.
Извещение о проведении торгов было опубликовано на сайте- www.torgi.gov.ru (извещение о проведении торгов 241019/31623410/01, Лот 1).
На указанном сайте, в карточке извещения 241019/31623410/01 во вкладке "Лоты (1)" содержится вкладка "общие сведения".
Информация о расчетном счете для перечисления задатка содержится в указанной вкладке.
При таких обстоятельствах, довод заявителя об отсутствии реквизитов Организатора торгов в извещении о торгах не соответствует действительности.
Информация о расчетном счете АО "Управление" отражена в карточке торгов на сайте www.torgi.gov.ru.
Оспариваемым решением заявителю вменяется нарушение Регламента электронной площадки "РТС-тендер" Имущественные торги", в частности в решении указана ссылка на часть 7.4 гл. 7 Регламента: заявка на участие в аукционе и прилагаемые к ней документы подаются в электронной форме, в соответствии с требованиями, установленными аукционной документацией, в порядке, предусмотренном ч. 4.2. настоящего Регламента.
В извещении установлен порядок оформления участия в торгах "...K торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на электронной торговой площадке, находящейся в сети интернет по адресу www.rts-tender.ru, предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные электронно-цифровой подписью (далее-ЭЦП) с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа)...", в чем выразилось нарушение регламента, ответчик не обосновал.
УФАС указал на нарушение заявителем п.2 ст.57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)": публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту нахождения этого имущества.
В связи с тем, что офис организатора торгов расположен по адресу: Ленинградская область/ г. Лодейное Поле, ул. Карла Маркса, д. 1, Управление считает, что и торги проводятся по указанному адресу, тогда как торги проводятся в сети интернет на электронной площадке "РТС-тендер" http://www.rts-tender.ru.
Между МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Заказчик) и АО "Управление" (Исполнитель) заключен государственный контракт N 19/22 от 28.12.2018 года на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов.
В Техническом задании (Приложение N 1 к контракту) в качестве "места оказания услуг" указано "Санкт-Петербург и Ленинградская область".
Как пояснил заявитель, помещение, расположенное в г. Лодейное Поле по адресу, указанному в извещении, Организатор торгов арендует на основании действующего договора N 01А_2019 от 01.05.2019 года.
Данное офисное помещение используется организатором торгов для организации проведения торгов, а не для проведения самой процедуры торгов.
Необходимость заключения договора о задатке по месту нахождения организатора торгов никак не нарушает п.2 ст.57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Не обоснованы вывод УФАС о том, что нахождение заявителя по адресу: Ленинградская область, г. Лодейное Поле, ул. Карла Маркса, д. 1, противоречит выписке из единого государственного реестра юридических лиц, а также нормам Налогового кодекса РФ.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ адрес регистрации заявителя: Санкт-Петербург, улица Тимуровская, дом 8, корпус 1, литер А, помещение 8Н, комната N 10.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
На основании указанной нормы заявитель встал на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Организатором торгов УФАС были представлены документы, в том числе уведомление о постановке на учет Российской организации в налоговом органе от 03.09.2019 N 528303459, о создании обособленного подразделения по адресу: Ленинградская область, г. Лодейное Поле, ул. Карла Маркса, д. 1.
Местом исполнения условий Госконтракта являются два субъекта РФ - Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В полном соответствии с действующим законодательством организатор торгов состоит на учете в налоговых органах обоих субъектов РФ.
В ходе подготовки торгов по реализации квартиры (по адресу: г. Санкт-Петербург, пр-т Энтузиастов, д.47, корпус 4, лит.А, кв.10) было заключено четыре договора о задатке: договор N 68 от 01.11.19 года с Андросовым А.В.; договор N 69 от 01.11.19 года с Соколовым А.Н.; договор N 70 от 01.11.19 года с Хайловым И.С.; договор N 71 от 01.11.19 года с Вознович А.С.
На участие в торгах было подано две заявки от претендентов: Андросова А.В. и Соколова А.Н.
Торги состоялись 07.11.2019 года, победителем был признан Андросов А.В. согласно протоколу N 2 заседания комиссии об определении победителя торгов от 07.11.2019 года.
Таким образом, УФАС признавая жалобу Савина Н.Е. обоснованной, нарушил права и законные интересы победителя торгов.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, оспариваемые решение антимонопольного органа и предписание нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2020 года по делу N А56-131472/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-131472/2019
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Андросов Алексей Викторович, АО "УПРАВЛЕНИЕ", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Савин Николай Евгеньевич