Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф01-14326/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А11-7985/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.03.2020 по делу N А11-7985/2019, принятое по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ОГРН 1023301463570, ИНН 3329007728) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" (ОГРН 1023300998313, ИНН 3316004215) об обязании возместить на счет по учету средств обязательного медицинского страхования необоснованно начисленную и выплаченную заработную плату в размере 257 467 руб. 40 коп., излишне уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (начисления на оплату труда) в сумме 70 006 руб. 01 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Фонда - Шаровой Т.С. по доверенности от 17.01.2020 сроком действия один год (представлен диплом о высшем юридическом образовании),
от Учреждения - Трохинской Ю.Ю. по доверенности от 18.03.2020 сроком действия до 31.12.2020 (представлен диплом о высшем юридическом образовании),
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" (далее - ответчик, Учреждение) об обязании возместить на счет по учету средств обязательного медицинского страхования денежные средства в размере 257 467 руб. 40 коп., составляющие необоснованно выплаченные трем работникам Учреждения стимулирующие выплаты; а также излишне уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (начисления на оплату труда) в сумме 70 006 руб. 01 коп.
Исковые требования основаны правовыми ссылками на нормы статей 10, 13, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 20, 34, 38-40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), пункты 17.2, 27 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пункты 5.5.3, 5.5.4, пункт 5 Приложения N 8 Положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 04.04.2016 N 277 (далее - Положение N 277), пункты 5.5.3, 5.5.4, пункт 5 Приложения N 6 Положения об оплате труда работников ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница", утвержденного приказом Учреждения от 12.04.2016 N 95/1-04 (далее - Положение N 95/1-04).
В обоснование предъявленных требований указано, что работникам Учреждения неправомерно начислены стимулирующие выплаты за качество, которые устанавливались по совмещаемым должностям.
Решением от 20.03.2020 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
По существу возражения заявителя сводятся к несогласию с выводом суда о том, что спорные стимулирующие выплаты следует квалифицировать как выплаты за качество, в связи с чем при рассмотрении спора судом применены не подлежащие применению положения пунктов 5.5.3 и пункт 5 Приложения N 6 Положения N 95/1-04. Заявитель настаивает, что спорные стимулирующие выплаты были начислены за интенсивность в полном соответствии с критериями, указанными в пункте 5.4.1.2 Положения N 95/1-04: высокий коэффициент совмещения должностей, высокая психологическая нагрузка.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал вышеизложенную позицию, подробно приведенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней, настаивал на отмене обжалуемого решения. Представитель Фонда указал на несостоятельность доводов заявителя, огласил возражения, изложенные в отзыве и дополнении к нему, просил оставить без изменения принятый по делу судебный акт.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 19.02.2018 по 27.03.2018 Фондом была проведена плановая комплексная проверка Учреждения по вопросам целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период 01.01.2016 по 31.12.2017.
Фондом составлен акт по результатам комплексной проверки целевого и эффективного использования средств ОМС Учреждением от 27.03.2018, согласно которому выявлен ряд нарушений.
В том числе был установлен факт выплаты из средств ОМС в нарушение пункта 5.5.4 Положения N 277 отдельным медицинским работникам (исполняющему обязанности главного врача Жадаеву И.Ф., заведующему поликлиникой врачу-отоларингологу Тарасовой Н.Ю., заместителю главного врача по медицинской части Гудкову Д.С.) стимулирующих выплат за качество выполняемых работ в общем размере 257 464 руб. 40 коп. по совмещаемым должностям, что привело к излишней уплате ответчиком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (начисления на оплату труда) в сумме 70 006 руб. 01 коп., то есть общая сумма неправомерных выплат составила 327 470 руб. 41 коп. (стр. 20, 21 акта от 27.03.2018).
В соответствии с указанным актом проверки Учреждению было рекомендовано устранить выявленные недостатки и нарушения, в том числе принять меры к возмещению неправомерно начисленных и выплаченных за счет средств ОМС стимулирующих выплат за качество в сумме 257 464 руб. 40 коп. (подстатья 211 "Заработная плата"), а также излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 70 006 руб. 01 коп.
Указанный акт проверки подписан Учреждением с протоколом разногласий, направленным в адрес Фонда 30.03.2018 (исх. N 324). Доводы протокола разногласий отклонены Фондом письмом от 04.04.2018 N 04-1259.
Учреждение в добровольном порядке не возместило начисленные и выплаченные за счет средств ОМС стимулирующие выплаты в сумме 257 464 руб. 40 коп. (подстатья 211 "Заработная плата"), а также излишне уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 70 006 руб. 01 коп., что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Фондом доказан факт нецелевого использования медицинской организацией средств ОМС, в связи с чем счел требования Фонда предъявленными правомерно и подлежащими удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены принятого по делу решения, при этом исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 39 Закона об ОМС по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
На основании части 2 статьи 34 Закона об ОМС территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных названным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в частности осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Оплата медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным Правилами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 39 Закона об ОМС).
Пунктом 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), установлено, что взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 124 Правил ОМС страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении представляет в территориальный фонд:
1) заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - заявка на авансирование);
2) заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь (далее - заявка на получение средств на оплату счетов) для проведения окончательного расчета с медицинскими организациями.
Медицинская организация представляет в страховую медицинскую организацию счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов медицинской помощи, распределенных медицинской организации Комиссией (пункт 122 Правил ОМС).
Территориальный фонд осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию (пункт 125 Правил ОМС).
Страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи, заключаемым с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой (пункт 138 Правил ОМС).
Пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из содержания статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" следует, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в названном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 и части 11 статьи 40 Закона об ОМС, пунктами 8, 12 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 21.04.2011 N 349, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Порядок осуществления контроля регламентируется Положением о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73 (далее - Приказ N 73).
Подпунктом 2 пункта 17.2 Приказа N 73 предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств ОМС на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На территории Владимирской области оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Владимирской области в 2017 году регулировалась Положением N 277.
Порядок оплаты труда Учреждения регламентирован Положением N 95/1-04, который разработан на основании Положения N 277.
Согласно пункту 5.3 Положения N 277 к выплатам стимулирующего характера относятся:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы и выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего работника устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Аналогичные положения закреплены в пункте 5.3 Положения N 95/1-04.
Согласно пункту 5.4.1 Положения N 277 выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются в соответствии с критериями, утверждаемыми руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников для конкретного структурного подразделения учреждения.
В пункте 5.4 Положения N 95/1-04 определен порядок установления стимулирующих выплат за интенсивность путем издания приказа главного врача как в процентном соотношении к окладу работника, так и в фиксированном размере.
Согласно пункту 5.4.1.2 к критериям для установления выплат за интенсивность и высокие результаты работы для работников амбулаторно-поликлинической службы в том числе относятся:
- высокий коэффициент совмещения должностей,
- высокая психологическая нагрузка.
Таким образом, порядок установления выплат за интенсивность предусматривает издание соответствующего приказа и соответствие работника утвержденным руководителем учреждения критериям.
Приказом главного врача Учреждения от 30.12.2016 "Об установлении выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу амбулаторного звена" выплаты за интенсивность установлены в том числе оказывающим амбулаторную медицинскую помощь на условиях совмещения должностей.
Установлен фиксированный размер выплат, который для врача специалиста составляет не менее 8000 руб. Выплаты за интенсивность осуществляются пропорционально отработанному времени по основной ставке, объему работы по совмещаемой должности на основании критериев согласно приложению 2 к настоящему приказу (пункт 3 Приказа).
Названным приказом также утвержден перечень должностей, совмещение которых дает право на получение данной выплаты (приложение 1), к числу которых в том числе относятся: врач-онколог и врач-отоларинголог.
Из материалов дела также усматривается, что те работники Учреждения, которым были начислены и выплачены спорные стимулирующие выплаты, в 2017 года обеспечивали совмещение процессий, а именно:
Жадаев И.Ф. - заведующий поликлиникой (основная должность), врач-оториноларинголог поликлиники (совмещение);
Тарасова Н.Ю. - заведующая городской поликлиники N 2 (основная должность), врач-оториноларинголог (совмещение);
Гудков Д.С. - заместитель главного врача по медицинской части (основная должность), врач-онколог (совмещение).
Следовательно, указанные работники имели право на получение стимулирующих выплат за интенсивность, поскольку соответствовали критериям, предусмотренным пунктом 5.4.1.2 Положения N 95/1-04 и Приказом главного врача Учреждения от 30.12.2016 "Об установлении выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу амбулаторного звена".
Анализ порядка расчета размера спорных стимулирующих выплат свидетельствует о том, что они были исчислены в соответствии с пунктом 3 Приказа главного врача Учреждения от 30.12.2016, то есть исходя из фиксированного размера 8000 руб., общего количества ставок работников амбулаторного звена узкой специальности (13,5), и пропорционально отработанному конкретным работником времени, выраженному в сумме баллов, полученной по результатам подсчета в соответствии с Приложением 2 к Приказу главного врача Учреждения от 30.12.2016 "Об установлении выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу амбулаторного звена".
Изложенное свидетельствует об обоснованности доводов Учреждения о том, что спорные стимулирующие выплаты относятся к категории "за интенсивность", а не "за качество", как утверждает Фонд.
Следовательно, при их установлении не требовалось соблюдение условий, предусмотренных пунктом 5.5.4 и пункта 5 Приложения N 8 Положения N 277, а также пунктом 5.5.3 и пункта 5 Приложения N 6 Положения N 95/1-04, поскольку указанные нормы относятся к разделу "Выплаты за качество выполняемых работ".
По результатам повторной оценки собранных по делу доказательств апелляционный суд приходит к выводу о том, что начисление Учреждением в 2017 году Жадаеву И.Ф., Тарасовой Н.Ю. и Гудкову Д.С. стимулирующих выплат за интенсивность в общем размере 257 464 руб. 40 коп. проведено в полном соответствии с пунктами 5.3, 5.4, 5.4.1 Положения N 277 и пунктами 5.3, 5.4, 5.4.1.2 Положения N 95/1-04, нецелевого расходования средств ОМС допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит законных оснований для удовлетворения предъявленного Фондом иска.
На основании изложенного принятое по делу решение подлежит отмене на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.03.2020 по делу N А11-7985/2019 отменить, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" - удовлетворить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Киржачская районная больница" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-7985/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "КИРЖАЧСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"