Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2020 г. N Ф06-66759/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А49-2066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - представителя Ларина А.В. (доверенность от 19.12.2019),
от общества с ограниченной ответственностью "Ардымский спиртзавод" - представителей Анисимова А.А. (доверенность от 26.02.2020), Воспенникова С.В. (доверенность от 26.02.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2020 года апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 июня 2020 года по делу N А49-2066/2020 (судья Столяр Е.Л.), принятое по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640), г. Н.Новгород, к обществу с ограниченной ответственностью "Ардымский спиртзавод" (ОГРН 1065837018631, ИНН 5837027261), Пензенская область, Пензенский район, с. Старая каменка,
об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта от 16.07.2019 N 58ПСЭ0008756,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ардымский спиртзавод" (далее - ООО "Ардымспирт", ответчик) об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) от 16.07.2019 N 58ПСЭ0008756.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Росалкогольрегулирование просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие оснований для аннулирования выданной обществу лицензии на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) в связи с допущенными им нарушениями, которые выразились в производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в информационной системе.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ардымспирт" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Росалкогольрегулирования поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Ардымспирт" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ардымспирт" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Пензенской области 05.04.2006, запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц N1065837018631.
Росалкогольрегулированием 16.07.2019 выдана лицензия ООО "Ардымспирт" на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) N 58ПСЭ0008756 сроком действия до 19.10.2021.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ на такой вид деятельности, как производство, хранение и поставка произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, выдается лицензия.
В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, согласно которому данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере (пункт 1) (далее - Положение о Росалкогольрегулировании).
Согласно пунктам 5.3.2 и 5.3.11(4) Положения о Росалкогольрегулировании данный государственный орган осуществляет лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, а также обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В данном случае действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Одним из оснований для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, является производство и (или) оборот данной продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона (подпункт 13 пункта 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Требования к использованию оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции содержатся в статье 8 Закона N 171 -ФЗ, согласно которому основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС (пункт 2).
В данном пункте также указано, что требования к автоматическим средствам измерения объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающим в себя программные средства ЕГАИС и программно-аппаратные средства организаций, представляющее собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования ЕГАИС определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила N 1459), которые определяют порядок ее функционирования.
Правила N 1459 обязывают организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направлять в ЕГАИС сведения об объеме производства и (или) оборота такой продукции с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Заявки о фиксации информации об объеме производства и (или) оборота (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (пункт 21 Правил N 1459).
В соответствии с пунктом 23 Правил N 1459 Росалкогольрегулирование, используя программные средства ЕГАИС, осуществляет фиксацию информации в ЕГАИС и направление организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям подтверждения фиксации информации.
В случае нарушения формы, формата и (или) порядка направления заявок о фиксации Росалкогольрегулирование, используя программные средства ЕГАИС, отказывает в фиксации информации в ЕГАИС путем направления организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям уведомления об отказе в фиксации.
Дата и время подтверждения фиксации или уведомления об отказе в фиксации определяются моментом подтверждения получения заявки о фиксации единой ЕГАИС.
Подтверждение фиксации или уведомление об отказе в фиксации направляется по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Действующим до 28.11.2019 приказом Росалкогольрегулирования от 09.11.2016 N 375 был утвержден формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - приказ Росалкогольрегулирования N 375). Данный приказ предусматривал, что при работе средств измерения формируется один суточный файл с показаниями измерений за сутки (с 00.00.00 по 23.59.59) по каждой точке контроля - количество файлов за сутки равно количеству точек контроля.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 (далее - приказ Росалкогольрегулирования N 149), согласно которому сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в файлах автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - АСИиУ), предоставляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля, в поле "7. Режим" указывается текущий режим работы счетчиков в соответствии со справочником "Технологические режимы работы счетчиков" (пункт 5.3.1).
Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, денатурирующих веществ в биоэтаноле, объема готовой продукции содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 (далее - Требования к АСИиУ), согласно которым такие средства измерений должны обеспечивать измерения и учет объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,5%, учет объема безводного спирта в готовой продукции с содержанием этилового спирта не менее 38% объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,8% и предотвращать искажения и подделки измерений и их учет.
Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 (далее - Требования к ТС), согласно которым такие средства фиксации должны обеспечивать прием и передачу в ЕГАИС информации об объеме производства этилового спирта, полученной от автоматических средств измерения продукции.
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы предусматривают обязанность организаций, производящих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, фиксировать в ЕГАИС сведения о поставке данной продукции с использованием технических средств измерения и фиксации объема произведенной и поставленной продукции не позднее 24 часов дня, следующего за каждыми сутками измерения, в установленном режиме.
Как установлено материалами дела, в период с 04.02.2019 по 01.03.2019 Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО) на основании приказа от 04.02.2019 N 118, согласованного с прокуратурой Пензенской области, провело внеплановую выездную проверку по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности ООО "Ардымспирт", содержащейся в ЕГАИС учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, и в декларациях об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1, 2 кварталы 2018 года.
Актом проверки от 01.03.2019 Росалкогольрегулирование выявило факт несвоевременной фиксации суточного файла АСИиУ, а именно: позднее рабочего дня, следующего за отчетными сутками. Дата фиксации файла - 14.11.2018. Номер счетчика -1608-01. Режим 009 - отгрузка. Дата измерений - 09.11.2018 9:09:57. Объем БС (дал) -294,46 ГП (дал) - 305,14. В системе УТМ (Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) сведения об отгрузке N 369 от 09.11.2018 были зафиксированы в ЕГАИС 09.11.2018. Согласно информации, зафиксированной в ЕГАИС "Отчет по данным АСИиУ" файл АСИиУ за 09.11.2018 был зафиксирован в системе ЕГАИС с опозданием - 14.11.2018.
Довод заявителя о том, что услугу по передаче информации об объемах производства, приемки, хранения и отгрузки этилового спирта в ЕГАИС оказывает ФГУП "ЦентрИнформ" на основании заключенного договора, суд не принял, поскольку обязанность соблюдать лицензионные требования лежит на лицензиате, т.е. ООО "Ардымспирт".
Актом проверки от 01.03.2019 также был обнаружен факт расхождения данных об объемах производства этилового спирта, отраженных ООО "Ардымспирт" в декларации N 10 за 2 квартал 2018 года, с данными, зафиксированными организацией в ЕГАИС (Отчет по данным АСИиУ), по коду продукции 020: по данным декларации - 80419,53 дал, в ЕГАИС - 79430,39 дал, расхождение - 989,11 дал. Причиной возникновения данного расхождения явился неправильный выбор работником ООО "Ардымсапирт" технологического режима - "Промывка АСИиУ" вместо "Производство", о чем общество сообщило в МРУ Росалкогольрегулирование по ПФО письмом от 26.04.2018 и исправило допущенную ошибку.
Кроме того, актом проверки от 01.03.2019 также установлено расхождение в производстве продукции, зафиксированной в "Отчете об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", с данными, зафиксированными в "Отчете по данным АСИиУ", по коду продукции 020 за 4 квартал 2018 года: в "Отчете об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" -87763,03 дал, по данным "Отчета по данным АСИиУ" - 90275,24 дал, расхождение -2512,17 дал.
В ходе проверки и анализа представленных документов Росалкогольрегулирование установило, что ООО "Ардымспирт" фиксирует в ЕГАИС в "Отчете об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в безводном (абсолютном, 100%) спирте. Производство спирта этилового ректификованного из пищевого растительного сырья (код продукции 020) и фракции головной этилового спирта (код продукции 090) отражается в ЕГАИС "Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в безводном (абсолютном, 100%) спирте. Сведения в ЕГАИС "Отчет по данным АСИиУ" заносятся в физическим объеме. Однако в мотивированном представлении указаны сравнительные расхождения физического объема этилового спирта и объема безводного спирта, то есть проведено сравнение заведомо разных показателей. При пересчете объемов произведенного этилового спирта, исходя из крепости производимой продукции, установлено: в 4 квартале 2018 года ООО "Ардымспирт" в "Отчете по данным АСИиУ" отразило производство по коду продукции 020 - 90275,24 дал, в "Отчете об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - 87763,03 дал (абсолютного), что в пересчете на физический объем составляет 91135,02 дал (87763,03 / 96,3%), расхождение - 859,78 дал, что составляет 0,9%, и превышает размер погрешности, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 (0,8%).
За совершение вышеуказанных нарушений постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 11.04.2019 по делу N 06-12/119/2019 ООО "Ардымспирт" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 75000 руб.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 26.11.2019 по делу N А49-5331/2019 подтверждена обоснованность выявленных Росалкогольрегулированием нарушений.
Платежным поручением от 13.01.2020 ООО "Ардымспирт" перечислило в бюджет административный штраф в сумме 75000 руб.
Вышеуказанные нарушения подтверждаются материалами дела и заявителем в настоящее время не оспариваются.
МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО 10.10.2019 составлено мотивированное представление N сз4-1894/09-08 по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности ООО "Ардымспирт", содержащейся в ЕГАИС и в декларациях об использовании производственных мощностей, представленных ООО "Ардымспирт", за 1 и 2 кварталы 2019 года.
В период с 21.10.2019 по 15.11.2019 МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО на основании мотивированного представления от 10.1 0.2019 N сз4-1894/09-08, приказа от 16.10.2019 N 1119 провело внеплановую выездную проверку ООО "Ардымспирт", согласованную с прокуратурой Пензенской области, по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности общества, содержащейся в ЕГАИС учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2019 по 22.09.2019, и в декларациях об использовании производственной мощности за 1, 2 кварталы 2019 года.
По результатам проверки должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО составлен акт проверки от 15.11.2019 N у4-а921/06-14. Росалкогольрегулирование 21.02.2020 вынесло решение N 10/17-пр о приостановлении действия лицензии на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) от 16.07.2019 N 58ПСЭ0008756, выданную ООО "Ардымспирт", до вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Актом проверки от 15.11.2019 был установлен единичный случай несвоевременной фиксации суточного файла ООО "Ардымспирт" с показаниями АСИиУ за 13.03.2019, который фактически был зафиксирован в ЕГАИС 25.03.2019, то есть на 12 дней позднее дня фактического производства продукции, что свидетельствует о нарушении обществом вышеприведенных норм статей 8, 14, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, пункта 21 Правил N 1459, пункта 5.3.1 приложения N 5 приказа Росалкогольрегулирования N 149.
Актом проверки от 15.11.2019 также были установлены факты расхождения объемов производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по данным деклараций об использовании производственных мощностей ООО "Ардымспирт" за 1, 2 кварталы 2019 года и по данным показаний средств измерений и учета, переданным в ЕГАИС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила представления деклараций).
В соответствии с пунктами 9 и 15 Правил представления деклараций организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
До утверждения формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1719 представление деклараций должно осуществляться в соответствии с приказами Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 N 198 и от 23.08.2012 N 231.
Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 утвержден Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок N 231).
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 231 в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (декларация N 10) подлежит указанию в графе 11 "произведено за отчетный период" объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными учетными документами.
В ходе проведенной проверки Росалкогольрегулирование, сравнив данные, указанные ООО "Ардымспирт" в декларациях об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей за 1, 2 кварталы 2019 года, и данные об объемах производства данной продукции, полученные с использованием АСИиУ, и переданные в ЕГАИС, установило их расхождение, которое превышает величину погрешности, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 (0,8%):
- в 1 квартале 2019 года: по коду вида продукции 020 произведено продукции по данным декларации - 87554,69 дал, по данным АСИиУ - 9050443,90 дал, расхождение - 8962889 дал, что в 103,36 раза больше по АСИиУ; по коду продукции 090 произведено по данным декларации - 1384,2 дал, по данным АСИиУ - 4174,33, расхождение - 2790,13 дал, что в 3,06 раза больше по данным АСИиУ;
- во 2 квартале 2019 года: по коду вида продукции 020 произведено продукции по данным декларации - 165556,1 дал, по данным АСИиУ - 22092,82 дал, расхождение -143463 дал, что в 7,49 раз больше по данным декларации; по коду продукции 090 произведено продукции по данным декларации - 97,6 дал, по данным АСИиУ - 1485,09 дал, расхождение - 1387,49 дал, что в 15,21 раз больше по данным АСИиУ.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, что данные о производстве продукции, указанные в соответствующих декларациях, являются верными и соответствуют данным, отраженным в отчетах об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированных в ЕГАИС, и первичным учетным документам ООО "Ардымспирт".
Причиной выявленного во время проведения проверки расхождения данных деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующих сведений, полученных с помощью АСИиУ, является недостоверный учет этилового спирта техническими средствами и АСИиУ.
Кроме того, в ходе проверки Росалкогольрегулирование провело сопоставление информации об объемах производства ООО "Ардымспирт" этилового спирта (в том числе, фракции головной этилового спирта) по показаниям измерений АСИиУ (Отчеты по данным АСИиУ), которыми оснащено основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, и переданной в ЕГАИС, с объемами произведенного этилового спирта, поставленного ООО "Ардымспирт" на баланс, по Отчетам об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и установило их расхождение:
- в январе 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 27441,14 дал, по коду вида 090 - 384,31 дал; по данным отчета о производстве по коду вида 020 - 27501,90 дал, по коду вида 090 - 384,29 дал; расхождение по коду вида 020 - 0,22%, по коду вида 090 - 0,01%;
- в феврале 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 8581485,79 дал, по коду вида 090 - 757,08 дал; по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 - 31571,28 дал, по коду вида 090 - 756,82 дал; расхождение по коду вида 020 - 99,63%, по коду вида 090 - 99,03%;
- в марте 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 25587,38 дал, по коду вида 090 - 132,08 дал; по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 - 25671,10 дал, по коду вида 090 - 132,76 дал; расхождение по коду вида 020 - 0,33%, по коду вида 090 - 0,51%;
- в апреле 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 10903,07 дал, по коду вида 090 - 75,58 дал; по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 - 42855,98 дал, по коду вида 090 - 76,67 дал; расхождение по коду вида 020 - 293,06%, по коду вида 090 - 1,44%;
- в мае 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 0, по коду вида 090 - 14,21 дал; по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 - 57773,36 дал, по коду вида 090 - 12,91 дал; расхождение по коду вида 020 - расчет не произведен, по коду вида 090 - 9,15%;
- в июне 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 0, по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 -59272,39 дал, расхождение - расчет не произведен;
- в июле 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 0, по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 -56352,12 дал, расхождение - расчет не произведен;
- в августе 2019 года по коду вида продукции 020 произведено этилового спирта по данным АСИиУ - 0, по данным Отчета о производстве продукции по коду вида 020 -72386,06 дал, расхождение - расчет не произведен;
- в сентябре 2019 года (с 01.09.2019 по 22.09.2019) по коду вида продукции произведено этилового спирта по данным АСИУ - 25671,22 дал, по данным Отчета о производстве продукции 020 - 49825,09 дал, расхождение - 94,09%.
Таким образом, Росалкогольрегулирование установило фактическое отсутствие в ЕГАИС информации с показаниями средств измерения и учета по коду вида продукции 020 "20-спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья" в мае, июне, июле, августе 2019 года, при этом осуществляло постановку на баланс остатков произведенной продукции, а также осуществляло фиксацию в ЕГАИС информации о фактах поставки этилового спирта в адрес организаций-грузополучателей, в остальных месяцах 2019 года по коду вида продукции 020 и по коду вида продукции 090 выявлено расхождение объемов производства этилового спирта (в том числе, фракции головной этилового спирта) по данным измерений АСИиУ и по данным отчетов производства продукции, поставленной на баланс ООО "Ардымспирт", что превышает предельное значение относительной погрешности, установленной к средствам измерения.
В целях установления обстоятельств значительного расхождения информации об объемах производства по данным АСИиУ и по данным отчетов о производстве, представленных ООО "Ардымспирт" в ЕГАИС, проведена проверка информации о производстве этилового спирта (в том числе фракции головной этилового спирта) на основании вышеуказанных данных в разрезе дней фактического производства продукции.
По результатам проведенного анализа в разрезе дней производства установлено расхождение в объемах производства этилового спирта (в том числе фракции головной этилового спирта) по данным измерений АСИиУ и объемов производства продукции, поставленных на баланс ООО "Ардымспирт", фактически превышающие предельное значение погрешности, установленное к средствам измерения.
Также Росалкогольрегулирование проверило контрольные показания средств измерений, которыми осуществляется учет объемов производства и оборота этилового спирта на основном технологическим оборудовании ООО "Ардымспирт", переданных в ЕГАИС в дни производства продукции с пятиминутным интервалом, и установило факт скачка показаний АСИиУ на объемы произведенной продукции, кратно превышающий производственную мощность ООО "Ардымспирт" по производству этилового спирта.
Так, в частности, во временной интервал с 03.02.2019 11:41 по 03.02.2019 11:46 произошел скачок показаний измерений измерительной системы КСИП-3 N 1635 по точке контроля N 5 (производственный цех) на 8878970 дал, информация о котором попала в суточный файл АСИиУ с показаниями измерений за 03.02.2019. Причиной данного нарушения явился сбой в работе оборудования.
Установлен факт отсутствия контрольных показаний АСИиУ КСИП-3 N 1635 по точке контроля N 5, переданных в ЕГАИС с пятиминутным интервалом, за период с 09.04.2019 15:00 по 10.09.2019 11:00, при этом фактически показания измерения АСИиУ по первому отчетному файлу за 10.09.2019 превышают показания последнего файла за 09.04.2019 на 209695,5 дал.
Также установлен факт отсутствия контрольных показаний АСИиУ КСИП-3 N 1408 по точке контроля N 1, переданных в ЕГАИС с пятиминутным интервалом, за период с 09.04.2019 14:35:00 по 10.09.2019 11:25:11, при этом фактические показания измерения АСИиУ по первому отчетному файлу за 10.09.2019 превышают показания последнего файла за 09.04.2019 на 103877,1 дал.
По мнению ООО "Ардымспирт", сравнение данных АСИиУ о производстве спирта с данными "Отчета о производстве" в виде ежедневных показателей является некорректным, так как данные суточного файла АСИиУ показывают объем произведенного спирта за интервал с 00.00.00 по 23.59.59, тогда как "Отчет о производстве", формируемый оператором, содержит данные о выработанном спирте в течение "рабочих" суток" - с 08.00.00 одного дня по 07.59.59 следующего.
Между тем данное возражение ответчика противоречит положениям раздела 3 приказа Росалкогольрегулирования N 375, согласно которым при передаче информации автоматическими средствами измерений и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта в ЕГАИС учета объема производства формируется один суточный файл с показаниями измерений за сутки (с 00.00.00 по 23.59.59) по каждой точке контроля. Во всех режимах в момент перехода времени через 00.00.00 часов должна формироваться последняя позиция следующего суточного файла, равной <дата истекших суток> 23.59.59, и первая информационная позиция следующего суточного файла, равной <дата начинающихся суток> 00.00.00.
Инструкция по приему, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденная заместителем Министра пищевой промышленности СССР от 25.09.1985, на которую ссылается общество, также не содержит понятия "рабочие сутки", а исходит из понятия "производственные сутки" (пункт 2.2.2), длительность которых, учитывая безостановочный процесс производства ответчиком этилового спирта, не может отождествляться с периодом начала и окончания рабочих смен.
В ходе анализа информации, зафиксированной ООО "Ардымспирт" в ЕГАИС, установлено, что расхождения за период с 11.04.2019 по 09.09.2019 между "Отчетом об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Отчетом по данным АСИиУ" в количестве произведенной продукции произошли в результате не фиксации файлов АСИиУ о производстве этилового спирта в ЕГАИС. Тем не менее, производство незафиксированных файлов АСИиУ отражено в "Журнале учета объемов производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В представленных возражениях на акт проверки ООО "Ардымспирт" указало, что в ходе проведения проверки с 31.10.2019 по 14.11.2019 осуществлена передача отсутствующих суточных файлов и файлов "пятиминуток" в ЕГАИС.
В ходе проведенной проверки Росалкогольрегулирование также проверило объемы отгрузки продукции по данным о фиксации электронных документов "Сведения об отгрузке" и объемы отгрузки продукции, учтенные средствами измерения и учета, результаты которых переданы в ЕГАИС.
Росалкогольрегулирование сопоставило информацию об объемах отгрузки этилового спирта, представленной в ЕГАИС, с объемами отгруженной продукции, прошедшей через средства измерения и учета в режиме функционирования АСИиУ "009-Отгрузка", и установило, что суммарный объем отгрузки ООО "Ардымспирт" этилового спирта (в том числе фракции головной этилового спирта) по данным заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке за период с 01.01.2019 по 22.09.2019 составил 422639,02 дал безводного этилового спирта, через АСИиУ в режиме работы "009-отгрузка" - 108217,43 дал безводного этилового спирта (в том числе фракции головной этилового спирта), расхождение - 314421,59 дал.
В целях установления причин расхождения сведений об отгрузке продукции Росалкогольрегулирование провело проверку в разрезах отчетных дат отпуска груза по данным товарно-транспортных накладных и установило, что имела место не фиксация ООО "Ардымспирт" файлов АСИиУ об отгрузке в ЕГАИС, в то время как отгрузка продукции отражена в "Журнале учета объемов оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Установлено, что 09 апреля 2019 года имело место расхождение на 1,94% в объемах отгрузки фракции головой этилового спирта по данным файлов АСИиУ со сведениями об отгрузке: объем отгрузки по АСИиУ - 1276,49 дал, объем отгрузки по данным сведений об отгрузке - 1251,7 дал. Причиной расхождения явилось слитие фактического остатка фракции в цистернах 3 и 4, что подтверждается данными бухгалтерского учета.
По результатам проверки Росалкогольрегулирование выявило, что 13.01.2019 и 15.01.2019 допущено использование обществом АСИиУ в режиме "001 - Промывка АСИиУ (линии)", что свидетельствует о неверном выборе технологического режима при отгрузке этилового спирта: вместо режима "Отгрузка" ошибочно выбран режим "Промывка".
Таким образом, Росалкогольрегулирование пришло к выводу о том, что ООО "Ардымспирт" в результате несоблюдения положений статей 8, 14, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 и от 09.07.2016 N 650 не обеспечило достоверный учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
За совершение вышеуказанных нарушений постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу от 18.12.2019 по делу N 48/2019-06ЮЛ ООО "Ардымспирт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75000 руб.
Платежным поручением от 25.02.2020 ООО "Ардымспирт" перечислило в бюджет административный штраф в сумме 75000 руб.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 11.07.2014 N 10 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Указанная мера должна применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Наличие формальных оснований не является безусловным основанием для аннулирования лицензии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Меры государственного принуждения, с учетом выводов, содержащихся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
При рассмотрении данного дела суд установил, что основной причиной расхождения данных о производстве и обороте алкогольной продукции по данным ответчика и размещенным в ЕГАИС, является сбой в работе оборудования, то есть технические причины, либо так называемый "человеческий фактор" (в части выбора неверного технологического режима работы оборудования), о чем ООО "Ардымспирт" незамедлительно сообщало в Росалкогольрегулирование. ООО "Ардымспирт" в ходе проведения проверок передало все недостающие сведения в ЕГАИС. Кроме того, за выявленные нарушения ООО "Ардымспирт" привлечено к ответственности и уплатило в бюджет административные штрафы.
ООО "Ардымспирт" является субъектом малого предпринимательства, имеет кредитные обязательства перед банками и бюджетом, в настоящее время предпринимает меры к устранению выявленных нарушений, работниками данного предприятия, расположенного на территории села, являются, в основном, местные жители.
Суд первой инстанции на основании совокупной оценки представленных в дело доказательств пришел к выводу о том, что допущенные обществом нарушения не являются достаточным и безусловным основанием для применения столь серьезной меры административного воздействия, как аннулирование лицензии, которая может привести к тяжелым последствиям в области финансово-хозяйственной деятельности лицензиата, и отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для аннулирования выданной обществу лицензии в связи с допущенными им нарушениями суд апелляционной инстанции отклоняются. В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, хотя основания для аннулирования лицензии заявителем формально были установлены, однако допущенные нарушения не носят существенного характера, были устранены обществом. При этом не установлено искажения сведений, передаваемых обществом в ЕГАИС, об объемах производства этилового спирта; имевшие место расхождения явились следствием сбоя в работе оборудования, то есть технических причин (в связи с неверным выбором технологического режима работы оборудования).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права. Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 02 июня 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Росалкогольрегулирование в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 02 июня 2020 года по делу N А49-2066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.