Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2020 г. N Ф07-12804/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А42-12750/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14770/2020) ООО "Рыбная компания "Полярное море+" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2020 по делу N А42-12750/2019, принятое
по заявлению ООО "Рыбная компания "Полярное море+ "
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рыбная компания "Полярное море+" (далее - заявитель, Общество, ООО "РК "Полярное море+") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - административный орган, Управление) от 28.11.2019 N 51/08-068/2019 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Решением суда от 16.03.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной внеплановой документарной проверки Управление пришло к выводу и отразило в акте проверки от 06.11.2019 N 30, что в нарушение требований части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), частей 1, 2 статьи 7, статьи 13, части 1 статьи 20, части 2 статьи 22, части 7 статьи 23 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пунктов 13, 25, 78, 93 ТР ЕАЭС 040/2016 Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (далее - ТР ЕАЭС 040/2016) Общество не обеспечило наличие результатов исследований (испытаний), подтверждающих выполнение требований, заявленных в Декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ПТ87.В.01368/18 от 13.12.2018 (Пищевая рыбная продукция. Варено-мороженые водные беспозвоночные креветки северные, л.д. 26), и в Декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д- RU.ПТ87.В.01394/18 от 14.12.2018 (Пищевая рыбная продукция. Варено-мороженые водные беспозвоночные креветки северные, л.д. 27), требованиям Технических регламентов. Указанные декларации приняты на основании протокола N 1493 от 06.12.2018 (л.д. 24) испытательной лаборатории ООО "Калининградский испытательный центр". Декларациями Общество заявляет о соответствии выпускаемой продукции требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки". Однако согласно протоколу, на основании которого выданы Декларации, исследования на содержание нитрозаминов (сумма НДМА и НДЭА), полихлорированных бифенилов, содержание которых нормируется ТР ТС 021/2011, ТР ЕАЭС 040/2016, не проводились, что, по мнению Управления, свидетельствует о недостоверном декларировании соответствия продукции.
Усмотрев в действиях Общества состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, Управление 14.11.2019 составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении.
28.11.2019 Управлением вынесено постановление N 51/08-068/2019, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Статьей 2 Закона N 184-ФЗ закреплены такие понятия, как:
декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Частью 2 статьи 24 Закона N 184-ФЗ установлено, что при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 утверждена Единая форма декларации о соответствии.
Согласно приложению N 2 к Единой форме декларации о соответствии в позиции 4 декларации указываются нормативные правовые акты, соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов) и предусмотренных Единым перечнем. При проведении декларирования соответствия допускается не указывать разделы (пункты, подпункты) НПА в случае применения данного НПА в целом.
В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.; другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Из материалов дела следует, что в позиции 4 как в Декларации ЕАЭС N RU Д-RU.ПТ87.В.01368/18 от 13.12.2018, так и Декларации ЕАЭС N RU Д-RU.ПТ87.В.01394/18 от 14.12.2018 указано на соответствие выпускаемой продукции требованиям ТР ТС 021/2011; ТР ЕАЭС 040/2016; ТРТС 022/2011.
В позиции 5 указано, что Декларации о соответствии приняты на основании протокола от 06.12.2018 N 1493, выданного испытательной лаборатории ООО "Калининградский испытательный центр", аттестат аккредитации RA.RU.21НА92; Схема декларирования 3д.
Вместе с тем, из протокола от 06.12.2018 N 1493 не следует, что проводились исследования на содержание нитрозаминов и полихлорированных бифенилов.
В то время, как Приложением N 4 к ТР ЕАЭС 040/2016 установлено, что во всех видах пищевой рыбной продукции допустимый уровень нитрозаминов (сумма N-нитрозодиметиламина (НДМА) и N-нитрозодиэтиламина (НДЭА)) может составлять не более 0,003, допустимый уровень полихлорированных бифенил - не более 2.
Согласно приложению N 3 к ТР ТС 021/2011 содержание нитрозаминов (сумма НДМА и НДЭА) во всех видах рыбной продукции и морских млекопитающих, в том числе сушеной продукции не должно превышать 0,003 мг/кг, а содержание полихлорированных бифенилов - 2,0 мг/кг.
Таким образом, представленные Обществом Декларации о соответствии содержат недостоверные сведения о соответствии рыбной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и ТР ЕАЭС 040/2016, так как исследования на предмет содержания в продукции нитрозаминов и полихлорированных бифенилов не проводились, что следует из содержания протокола от 06.12.2018 N 1493.
Указанные факт подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Вместе с тем, Общество полагает, что допущенное нарушение должно быть квалифицировано по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, предоставление Обществом при регистрации Деклараций протокола лабораторных исследований, в котором отсутствовала информация о проведении исследований по обязательным показателям, является декларированием о соответствии продукции требованиям технических регламентов при фактическом несоблюдении требований технических регламентов, что подпадает под понятие "недостоверное декларирование" и охватывается объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
При этом состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу, предусмотренным частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание ссылки Общества на положения Порядка от 20.03.2018, а также на договор от 19.11.2018 N 06-29/911, поскольку в силу норм действующего законодательства ответственность за достоверность сведений, указываемых в декларации о соответствии, подлинность прилагаемых к декларации документов, а равно полноту исследования продукции на соответствие обязательным требованиям возложена на лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия (в рассматриваемом случае - Общество), независимо от того, воспользовались ли оно услугами посредников, органа по сертификации или зарегистрировало декларацию о соответствии самостоятельно через сервис регистрации деклараций о соответствии Росаккредитации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Доводы жалобы аналогично доводам, приведенным Обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Штраф назначен Управлением в размере 50 000 руб. с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела санкции части 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2020 по делу N А42-12750/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рыбная компания "Полярное море+" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12750/2019
Истец: ООО "РЫБНАЯ КОМПАНИЯ "ПОЛЯРНОЕ МОРЕ+"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ