г. Санкт-Петербург |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А56-19387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15006/2020) общества с ограниченной ответственностью "Виль Дан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2020 по делу N А56-19387/2020 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району города Санкт-Петербурга
к обществу с ограниченной ответственностью "Виль Дан"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому району города Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Виль Дан" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.04.2020 Общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 100 000 руб., изъятая алкогольная продукция направлена на уничтожение.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает на то, что хранение алкогольной продукции без факта реализации не создает объективной стороны правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в связи с чем отсутствует состав правонарушения; кроме того, суд первой инстанции не уведомил ответчика о времени и месте судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Управлением отзыв на жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.01.2020 сотрудниками отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по Приморскому району Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В результате проверки деятельности ООО "Виль Дан" в кафе "Грузинский уголок", по адресу: г. Санкт-Петербург, Шуваловский проспект, дом 72, корпус 1, лит. А, пом. 4-Н, выявлено, что Общество допустило нарушение требований статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, а именно: осуществляло реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Выявленные правонарушения отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов от 20.01.2020.
Протоколом изъятия вещей и документов от 20.01.2020 спорная алкогольная продукция изъята сотрудниками административного органа и передана на склад временного хранения по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, поселок Пригородный, Вырицкое шоссе, д. 2.
Предложение к приобретению алкогольной и спиртосодержащей продукции, выражалось путем выставления ее на витрину с указанием цены в меню кафе "Грузинский уголок".
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол АП-Юр N 001117 от 27.01.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, установив в действиях Общества состав вмененного правонарушения, а также вину Общества, привлек ООО "Виль Дан" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. Алкогольную продукция, находящуюся в незаконном обороте направил, на уничтожение.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 16 статьи 2 Закон N 171-ФЗ предусмотрено, что под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно абзаца 9 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного); копии договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Формы справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации и товарно-транспортной накладной, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", (Далее - Правила продажи товаров), утверждены правила продажи товаров потребителям, в том числе и алкогольной продукции.
Пунктом 12 Правил продажи товаров предусмотрено, что при продаже товаров продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела (протоколом осмотра от 20.01.2020, протоколом об административном правонарушении от 27.01.2020 N АП-Юр 001117) подтверждается факт нахождения в обороте (реализация, хранение) выявленной алкогольной продукции в отсутствие документов, удостоверяющих легальность производства и оборота.
Сопроводительных документов, удостоверяющих легальность оборота спорной алкогольной продукции, Обществом не представлено ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. О них не заявлено и в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований, запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Оборот алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее оборота, свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Общества.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в регулируемой сфере в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, процессуальных нарушений в ходе проверочных мероприятий судом не установлено.
Довод Общества о том, что хранение алкогольной продукции без факта реализации не создает объективной стороны правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ судом отклонен.
Как указано выше, под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного административного правонарушения, выражается в действиях (бездействии), предусмотренных диспозицией ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Субъектами данного административного правонарушения могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной правонарушителя.
Факт нахождения спорной алкогольной продукции в кафе "Грузинский уголок" на витрине (стеллажах, барной стойке) без документов, а также отражение ее цены в меню кафе, по мнению суда апелляционной инстанции, является оборотом алкогольной продукции, и в полной мере отражает объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается вина наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о ненадлежащем извещении его о времени и месте судебного заседания также признан апелляционным судом несостоятельным и противоречащим материалам дела.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 123 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Исходя из части 4 статьи 123 Кодекса следует, что лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленного арбитражным судом в установленном порядке.
Как видно из материалов дела, определение суда первой инстанции от 06.03.2020 о принятии искового заявления к производству, и назначении судебного заседания было направлено судом в адрес Общества по его юридическому адресу: 197082, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, ПРОСПЕКТ ШУВАЛОВСКИЙ, ДОМ 72, КОРПУС 1 ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 4Н. Указанное определение прибыло в место вручения 14.03.2020 и после неудачной попытки вручения возвращено обратно отправителю 23.03.2020.
То обстоятельство, что Общество не обеспечило получение адресованной ему корреспонденции, не является свидетельством ненадлежащего его извещения о времени и месте судебного заседания.
Следует отметить, что в судебное заседание, назначенное для рассмотрения апелляционной жалобы, Общество также не явилось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению ст. 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционным судом не установлено нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции принимая во внимание отсутствие сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, признание вины, учитывая, что Общество включено в реестр субъектов малого предприятия, посчитал возможным в рассматриваемом случае применить административное наказание за совершенное правонарушение ниже низшего предела в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По мнению суда апелляционной инстанции, штраф в размере 100 000 руб., в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В силу положений абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятая алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализация которой осуществляется без документов, подтверждающих легальность ее производства или оборота, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судьба изъятой по протоколу от 20.01.2020 алкогольной продукции судом первой инстанции решена.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2020 года по делу N А56-19387/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виль Дан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19387/2020
Истец: УМВД России по Приморскому району города Санкт-Петербурга, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМОРСКОМУ РАЙОНУ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ООО "ВИЛЬ ДАН"