город Ростов-на-Дону |
|
26 июля 2020 г. |
дело N А53-8766/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стрекачёва А.Н., рассмотрев без вызова сторон, в порядке упрощенного производства, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промнефть" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2020 по делу N А53-8766/2020 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Промнефть" о взыскании финансовой санкции в сумме 12 000 руб. штрафной санкции за несвоевременное предоставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и за не представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПРОМНЕФТЬ" о взыскании финансовой санкции в сумме 12 000 руб. штрафной санкции за несвоевременное предоставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и за не представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области решением от 02.06.2020 по делу N А53-8766/2020 взыскал с общества с ограниченной ответственностью "ПРОМНЕФТЬ" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию в сумме 12 000 руб. за несвоевременное предоставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и за не представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2020 по делу N А53-8766/2020, общество с ограниченной ответственностью "Промнефть" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом пропущен шестимесячный срок для подачи заявления по требованию от 05.07.2019 и от 22.08.2019. Ходатайства о восстановлении срока исковой давности не заявлено.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ПРОМНЕФТЬ" в органах Пенсионного фонда Российской Федерации зарегистрирован как страхователь с 11.05.2011.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) ООО "ПРОМНЕФТЬ" в отношении 4 застрахованных лиц сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года предоставило 25.01.2019, за январь 2019 года - 22.02.2019, за февраль 2019 года - 20.03.2019, за апрель 2019 - 02.07.2019, за май 2019 - 02.07.2019, по каналам связи с электронно-цифровой подписью, согласно извещениям о доставке, содержащим дату и время отправления документов в УПФР в г. Шахты Ростовской области.
Кроме того, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год ООО "ПРОМНЕФТЬ" до настоящего времени не сданы, несмотря на то, формы СЗВ-М за периоды с января по декабрь 2018 года сдавались на 4 застрахованных лиц, что также подтверждается извещениями о доставке.
УПФР в г. Шахты Ростовской области по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлены акты от 01.08.2019 N 071S18190016379. 08.04.2019 N 071S18190008786, N 071S18190008787, от 06.06.2019 N 071S1S190013663, от 26.08.2019 N 071S18190018701, N 071S18190018702.
По результатам рассмотрения указанных актов, руководителем УПФР г. Шахты Ростовской области вынесены решения от 17.09.2019 N 071S19190019348, от 04.06.2019 N 071S19190012482, N 071S19190012483. от 23.07.2019 N 071S19190016309. От 08.10.2019 N 071S19190021285, N 071S19190021286 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренного частью 3 и частью 4 статьи 17 Закон N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в общей сумме 12 000 руб. 00 коп.
С целью досудебного урегулирования спора должнику были направлены требования от 18.10.2019 N 071S01190033996. от 05.07.2019 N 071S01190027351, N 071S01190027352, от 22.08.2019 N 071S01190030987, от 08.11.2019 N 071S01190035411, N 071S01190035412 об уплате штрафов в срок до 06.11.2019, 23.07.2019, 10.09.2019 и 26.11.2019, соответственно, однако, денежные средства в срок, установленный для добровольной уплаты, не поступили.
УПФР г. Шахты Ростовской области обращалось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций (дело N A53-42898/2019). Должником поданы возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением Арбитражного суда Ростовской от 23.12.2019 судебный приказ отменен.
В добровольном порядке в установленный срок сумма штрафа не уплачена.
На основании статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Волгодонске Ростовской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения о страховом стаже застрахованных лицах (форма СЗВ-СТАЖ), утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3п от 11.01.2017. Кроме того, утвержден формат для их представления в виде электронного документа.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утверждено приказом
Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н (далее - Инструкция N 766н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам: и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, шлющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкции по требованию, взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В добровольном порядке в установленный срок сумма штрафа не уплачена.
Таким образом, факт допущенного нарушения, а именно несвоевременное представление обществом отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года на 4 застрахованных лиц (отчет представлен в пенсионный фонд 25.03.2020 при установленном сроке не позднее 01.03.2019) подтвержден материалами дела, в том числе извещением о доставке отчетности в фонд; расчет финансовой санкции произведен пенсионным фондом в соответствии с положениями части третьей и части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и является верным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что несвоевременное представление ответчиком сведений СЗВ-М и СЗВ-Стаж, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Ответчик указал на пропуск срока на подачу иска в суд.
Отклоняя указанный довод, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрен срок взыскания задолженности.
В силу абзаца 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 названного кодекса.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальный предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Частью 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулирован срок на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в случае отмены ранее выданного судебного приказа, суд правомерно посчитал возможным применить положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно абзацу 2 пункта 3 которого требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данный правовой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966 по делу N А12-7584/2018, от 22.01.2019 N 305-КГ18-17885 по делу N А40-250765/2017, от 23.01.2019 N 306-КГ18-17376 по делу N А12-7582/2018, в которых разъяснено следующее.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии закона и к рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Данная правовая позиция по вопросу исчисления сроков обращения в суд по правилам статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии должной законодательной регламентации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ранее уже высказывалась в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Правовая позиция о допустимости применения положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации при взыскании страховых взносов с иных субъектов, не являющихся физическими лицами, также изложена в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79), сохраняющем свою актуальность.
Таким образом, на основании статьи 2 Закона N 167-ФЗ и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Как установлено судом апелляционной инстанции, с целью досудебного урегулирования спора должнику направлены требования от 18.10.2019 N 071S01190033996. от 05.07.2019 N 071S01190027351, N 071S01190027352, от 22.08.2019 N 071S01190030987, от 08.11.2019 N 071S01190035411, N 071S01190035412 об уплате штрафов в срок до 06.11.2019, 23.07.2019, 10.09.2019 и 26.11.2019.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2019 N А53-42898/2019 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений ООО "ПРОМНЕФТЬ" относительно исполнения судебного приказа.
Иск подан в суд 19.03.2020.
Таким образом, истцом не пропущен срок для предъявления иска.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2020 по делу N А53-8766/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8766/2020
Истец: Государственное учрехжение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шахты Ростовской области, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРОМНЕФТЬ"