г. Киров |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А82-1145/2020 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2020 по делу N А82-1145/2020, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) (ИНН: 7610053486, ОГРН: 1027601120645)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН: 7610040141, ОГРН: 1027601116069)
о взыскании штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) (далее - Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее - Учреждение, страхователь) о взыскании 7 000 руб. штрафов за непредставление в установленный срок сведений формы СЗВ-М и СЗВ-Стаж, в том числе:
- 500 руб. за апрель 2019 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009451;
- 1000 руб. за июнь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009447;
- 500 руб. за октябрь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009448;
- 500 руб. за октябрь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009449;
- 1500 руб. за 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009453;
- 2000 руб. за 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009452;
- 500 руб. за ноябрь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009450;
- 500 руб. за январь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009446.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2020 заявленные требования удовлетворены частично, со страхователя взыскан штраф в размере 6 500 руб., в том числе:
- 1000 руб. за июнь 2018 по решению N 086S19190009447;
- 500 руб. за октябрь 2018 по решению N 086S19190009448;
- 500 руб. за октябрь 2018 по решению N 086S19190009449;
- 1500 руб. за 2018 по решению N 086S19190009453;
- 2000 руб. за 2018 по решению N 086S19190009452;
- 500 руб. за ноябрь 2018 по решению N 086S19190009450;
- 500 руб. за январь 2018 по решению N 086S19190009446.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда, что уведомлений, подтверждающих получение от страхователя документов, от Управления не получало, и в силу пункта 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. То есть сроки привлечения к ответственности должностного лица Учреждения по статье 15.33.2 КоАП РФ за 2018 и за 2019 уже истекли.
Поэтому заявитель апелляционной жалобы считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение законным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела упрощенного производства рассматриваются в апелляционном суде в установленный двухмесячный срок судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.06.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.06.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2020 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, отсутствие со стороны страхователя оплаты штрафных санкций послужило основанием для направления соответствующего заявления в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, далее - Инструкция N 766н), статьями 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), сделал вывод о наличии оснований для взыскания штрафа в размере 6500 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Статьей 14 Закона N 167-ФЗ установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена ВАС РФ в Определении от 25.02.2013 N ВАС-1338/13, а также Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 13.02.2018 N 302-КГ17-22454, от 12.03.2018 N 306-КГ18-170, от 26.03.2018 N 306-КГ18-1470, 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 и от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, страхователем представлены сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М за следующие отчетные периоды:
- за январь 2018 - исходная форма СЗВ-М 12.02.2018 на 313 застрахованных лиц;
- за июнь 2018 - исходная форма СЗВ-М 06.07.2018 на 62 застрахованных лица и дополняющая форма СЗВ-М 10.07.2018 на 242 застрахованных лица;
- за октябрь 2018 - исходная форма СЗВ-М 15.11.2018 на 257 застрахованных лиц;
- за ноябрь 2018 - исходная форма СЗВ-М 11.12.2018 на 205 застрахованных лиц и исходная форма СЗВ-М на 56 застрахованных лиц;
- за апрель 2019 - исходная форма СЗВ-М 26.04.2019 на 63 застрахованных лиц и дополняющая форма СЗВ-М 15.05.2019 на 204 застрахованных лица.
При сверке Управлением форм отчетности СЗВ-СТАЖ за 2018 и за указанные периоды было выявлено отсутствие сведений на ряд застрахованных лиц в ранее представленных сведениях формы СЗВ-М:
- за январь 2018 - на Короткову Анастасию Александровну;
- за июнь 2018 - на Заводчикову Ирину Геннадьевну и Лушпай Фотинию Сергеевну;
- за октябрь 2018 - на Галанина Константина Васильевича и на Прохорова Евгения Юрьевича;
- за ноябрь 2018 - на Козлову Екатерину Ивановну;
- за апрель 2019 - на Терюханова Владимира Владимировича.
О выявленных фактах отсутствия сведений на ряд застрахованных лиц Управление направило страхователю по ТКС сообщения, полученные Учреждением:
- 19.02.2019 на Короткову Анастасию Александровну (дополняющая форма СЗВ-М за январь 2018 на Короткову Анастасию Александровну представлена 29.04.2019),
- 19.02.2019 на Заводчикову Ирину Геннадьевну и Лушпай Фотинию Сергеевну (дополняющая форма СЗВ-М за июнь 2018 представлена 29.04.2019),
- 19.02.2019 на Галанина Константина Васильевича (дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2018 представлена 08.05.2019),
- 19.02.2019 на Прохорова Евгения Юрьевича (дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2018 представлена 29.04.2019),
- 19.02.2019 на Козлову Екатерину Ивановну, дополняющая форма СЗВ-М за ноябрь 2018 представлена 29.04.2019.
Дополняющие сведения СЗВ-М за апрель 2019 на Терюханова Владимира Владимировича страхователь представил самостоятельно 23.05.2019.
В отношении установленных фактов Управление 24.05.2019 составило акты о выявленных нарушениях.
Поскольку дополняющие сведения страхователь представил за пределами 5-дневного срока, Фонд сделал вывод о наличии оснований для применения части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и вынес решения о привлечении Учреждения к ответственности в виде штрафов:
- 500 руб. за январь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009446;
- 1000 руб. за июнь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009447;
- 500 руб. за октябрь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009448;
- 500 руб. за ноябрь 2018 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009450;
- 500 руб. за апрель 2019 по решению от 02.07.2019 N 086S19190009451.
Кроме того, решением от 02.07.2019 N 086S19190009451 страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 500 руб. за апрель 2019 (в отношении Терюханова В.В.).
19.02.2019 страхователь представил исходную форму СЗВ-СТАЖ за 2018 на 458 застрахованных лиц по сроку представления не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Однако при сверке форм отчетности СЗВ-СТАЖ за 2018 и СЗВ-М за отчетные периоды 2018 Управление установило отсутствие сведений на 3 застрахованных лиц (Зенкова Дмитрия Юрьевича, Ерофеева Максима Евгеньевича и Сливина Андрея Алексеевича), о чем страхователю 19.02.2019 по ТКС было направлено сообщение, полученное им в этот же день.
25.04.2019 Учреждение представило дополняющую форму СЗВ-СТАЖ за 2018 на трех названных застрахованных лиц.
25.04.2019 после выявления Фондом факта отсутствия сведений на 4 застрахованных лиц страхователь представил дополняющие сведения СЗВ-СТАЖ за 2018 на Ермакова Алексея Алексеевича, Волкова Максима Валерьевича, Сорокина Геннадия Александровича и Дрожжина Юрия Владимировича.
Поскольку дополняющие сведения страхователь представил за пределами 5-дневного срока, Фонд сделан вывод о наличии оснований для применения части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и вынес решения о привлечении Учреждения к ответственности в виде штрафов в сумме 2000 руб. и 1500 руб. за несвоевременное представление сведений формы СЗВ-СТАЖ за 2018.
При таких обстоятельствах, учитывая, что по части спорных сведений страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений о застрахованных лицах в порядке статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения в отношении страхователя штрафных санкций по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ только в размере 6500 руб.
Ссылки Учреждения на часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ не имеют никакого отношения к рассматриваемой ситуации, так как Учреждение было привлечено не к административной ответственности, а к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Несостоятельна также ссылка Учреждения на статью 15.33.2 КоАП РФ, так как предметом рассмотрения в настоящем деле являлись решения Фонда, вынесенные им в отношении юридического лица (страхователя), а не в отношении его руководителя (должностного лица).
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2020 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2020 по делу N А82-1145/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН: 7610040141, ОГРН: 1027601116069) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1145/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. РЫБИНСКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 12 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ"