г. Москва |
|
27 июля 2020 г. |
Дело N А40-264140/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Правительства Москвы и ИФНС N 9 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 февраля 2020 г. по делу N А40-264140/18(140-5793)
по заявлению ООО Фирма "ДАТА-С"
к ИФНС N 9 по г. Москве
3-е лицо 1) УФНС России по г. Москве, 2) Правительство города Москвы
о признании недействительным Решения
при участии:
от заявителя: |
Шавырин Н.А. по дов. от 10.07.2019; |
от ИФНС N 9 по г. Москве: от Правительства города Москвы |
Макаров Д.Р. по дов. от 15.06.2020; Макеева И.А. по дов. от 14.10.2019(до перерыва), Манкевич Е.В. по дов. от 14.10.2019 (после перерыва) |
от УФНС России по г. Москве: |
Исаев А.Х. по дов. от 14.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "ДАТА-С" (далее также - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 9 по г. Москве (далее также - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.07.2018 г. N 19-04/55586.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Управление ФНС России по г. Москве и Правительство города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции от 25.07.2018 г. N 19-04/55586 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано судом недействительным в части начисления налога на имущество в размере 1 611 249 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части размера и методики излишне начисленного налога на имущество, Инспекция и Правительство города Москвы, обратились с апелляционными жалобами, в которых податели жалоб просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа и третьего лица, излишне начисленный налог по оспариваемому Обществом решению составляет 519 860 руб., а не 1 611 249 руб.
В судебном заседании представители ответчика и третьих лиц поддержали доводы апелляционных жалоб, представив уточненный расчет налога на имущество, подлежащего к уплате Обществом в 2016 г.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции представил расчет налоговой обязанности ООО "Фирма "ДАТА-С" с учетом исправления ошибок в расчете Инспекции.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб, заслушанного мнения сторон, считает, что судебный акт подлежит изменению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителю принадлежит доли в праве собственности объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001020:1895, расположенного в здании с кадастровым номером 77:01:0001020:1006 по адресу: г. Москва, ул. Яузская, д. 5 (далее - спорный объект, спорное здание).
Указанное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (пункт 1427 постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (в редакции, действующей с 01.01.2016).
Обществом были исчислены авансовые платежи по налогу на имущество за 2016 г. исходя из кадастровой стоимости здания, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП - 36 251 118 руб.
В период с 19.12.2017 г. 19.03.2018 г. ИФНС России N 9 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на имущество организаций ООО ФИРМА "ДАТА-С".
По результатам проведенной проверки налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 19-04/55586 от 25.07.2018 г. (далее по тексту - "Решение"), которым: ООО ФИРМА "ДАТА-С" доначислена сумма недоимки по налогу на имущество организаций за 2016 год в размере 1 975 042,00 рублей; ООО ФИРМА "ДАТА-С" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ, взыскан штраф в размере 395 008,40 рублей; начислена сумма пени в размере 74 560,02 рублей.
При этом налоговым органом в качестве налоговой базы по налогу на имущество была взята кадастровая стоимость объекта в размере 465 343 485 руб. согласно постановлению Правительства Москвы N 937-ПП.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по городу Москвы Решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Заявителя -без удовлетворения.
Не согласившись с размером налоговой базы, которая была использована Инспекцией для расчета доначисления налога на имущество, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения величины кадастровой стоимости спорного объекта.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 10.07.2018 заявление Общества о пересмотре кадастровых стоимостей было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, ООО "Фирма "Дата-С" обратилось с иском в Мосгорсуд.
Из представленного Заявителем в материалы дела решения Московского городского суда от 24.10.2018 по делу N За-3421/2018 (далее - решение Мосгорсуда) усматривается, что судом признана обоснованной величина кадастровой стоимости спорного объекта, определенная судебной оценочной экспертизой NЗА-3421/2018 от 04.10.2018.
Мосгорсуд по состоянию на 01.01.2016 года установил стоимость помещения с кадастровым номером 77:01:0001020:1895 в размере 352 400 000 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества частично, указал, что решение Инспекции является недействительным в части начисления налога на имущество в размере 1 611 249 руб.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, уточненный расчет действительных налоговых обязательств Общества, считает, что решение суда подлежит изменению.
В налоговом периоде 2016 года сложилась ситуация, при которой кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего обществу, признана недостоверной (вследствие использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении) в установленном порядке и законность соответствующего решения комиссии подтверждена решением суда, но в силу вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 31.10.2018 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019 N 5-АПА19-12, правовой акт Правительства Москвы об утверждении пересмотренной кадастровой стоимости, определенной с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости, не может применяться непосредственным образом к спорном налоговому периоду.
Поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П).
Следовательно, налогоплательщик, не согласный с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 год достоверных результатов государственной кадастровой оценки, полученных с использованием так называемого "массового" метода, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявитель в данном случае представил в материалы дела решение Московского городского суда от 24.10.2018 по делу N За-3421/2018, из которого усматривается, что судом признана обоснованной величина кадастровой стоимости спорного объекта, определенная судебной оценочной экспертизой NЗА-3421/2018 от 04.10.2018 по состоянию на 01.01.2016 года для здания с кадастровым номером 77:01:0001020:1895 в размере 352 400 000 руб.
Исходя из установленной Мосгорсудом рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2016 года, налог на имущество, подлежавший уплате Заявителем в 2016 г., составит 1 622 039, 42 руб. (352 400 000 -102 855 475 (необлагаемая налоговая база) : 2 (так как у Общества доля в праве собственности )*1.3%).
Таким образом, сумма доначислений, с учетом решения Мосгорсуда, должна составлять 1 455 181, 46 руб. (1 622 039 - 166 858 (авансовые платежи)).
А излишне начисленная сумма налога по оспариваемому решению Инспекции должна составить сумму 519 860 руб. (1 975 041, 80 -1 455 181, 46).
В части доначисления налога в размере 519 860 руб. оспариваемое решение Инспекции является недействительным.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, оспариваемое решение Инспекции - признанию недействительным в части.
Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
В остальной части решение суда отмене (изменению) не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 февраля 2020 г. по делу N А40-264140/18 изменить.
Изложить абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Признать недействительным Решение ИФНС России N 9 по г. Москве от 25.07.2018 N19-04/55586 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на имущество в размере 519 860 руб., а также соответствующие им суммы пени и штрафа".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-264140/2018
Истец: ООО ФИРМА "ДАТА-С", ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ