Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф08-9176/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2020 г. |
дело N А53-7848/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Попова А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Экосервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19 мая 2020 года по делу N А53-7848/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экосервис"
к Верхнедонскому государственному автономному учреждению Ростовской области "Лес"
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - ООО "Экосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Верхнедонскому государственному автономному учреждению Ростовской области "Лес" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности в размере 32 025 руб. 57 коп. за период с 01.01.2019 по 30.04.2019, неустойки в размере 403 руб. 52 коп. за период с 10.08.2019 по 31.08.2019, а также неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начисленной с 01.09.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 14/юр/В от 19.07.2019.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.05.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что по причине наличия разногласий со стороны ответчика договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) был заключен межу сторонами только 19.07.2019, при этом условие договора о том, что дата начала оказания услуг - 01.01.2019, не освобождает истца от доказывания факта оказания услуг за период, предшествующий заключению договора. Истцом соответствующих доказательств не представлено, напротив, суд пришел к выводу о том, что впервые услуга по вывозу ТКО была оказана истцом в декабре 2019 года. Суд указал на то, что платежные документы были представлены истцом ответчику с нарушением пункта 3.8 договора, что не позволило ответчику подписать акты оказанных услуг или заявить мотивированный отказ от их подписания в установленный пунктом 3.9 договора срок.
ООО "Экосервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не учел правовой статус ООО "Экосервис", осуществляющего деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса. ООО "Экосервис" приступило к оказанию услуг с момента утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО - с 01.01.2019. Судом не учтено, что договор между сторонами считается заключенным и вступает в силу с даты утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора уполномоченным органом и действует до 31.12.2019. Поскольку площадка накопления ТКО утверждена для истца 30.04.2019, за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 расчет стоимости услуг регионального оператора осуществляется с применением нормативов накопления ТКО, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. Ответчик не представил доказательств того, что в спорный период им осуществлялось обращение с ТКО соответствующим закону способом.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать обществу в удовлетворении апелляционной жалобы.
В силу пункта 47 постановления Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривалась судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, одним из региональных операторов по обращению с ТКО выбрано ООО "Экосервис".
По итогам конкурса между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и обществом заключено соглашение от 13.03.2018 N 107/18Т об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (МЭОК).
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Миллеровского МЭОК, включающего в себя территории городского и сельских поселений муниципальных образований: "Верхнедонской район", "Шолоховский район", "Чертковский район", "Боковский район", "Миллеровский район", "Тарасовский район", "Кашарский район" с 01.01.2019.
Между региональным оператором и учреждением заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.07.2019 N 47/юр/В.
В соответствии с пунктом 2.1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы, в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, размещение в соответствии с законодательством Российской Федерации и территориальной схемой, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Согласно пункту 2.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, периодичность вывоза указаны в приложениях N 1, N 2 договора.
Пунктом 2.6 договора установлено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 3.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО.
Пунктом 3.9 установлено, что потребитель до 10 числа месяца, следующего за отчетным, возвращает подписанный акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет мотивированный отказ от его подписания.
Истец указывает на то, что у ответчика имеется задолженность за оказанную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 в размере 32 025 руб. 57 коп., в том числе НДС.
Факт направления ответчику первичных документов (акт оказанных услуг N 2975 от 29.07.2019, счет на оплату N 2928 от 29.07.2019, счет-фактура N 3063 от 29.07.2019) по оказанной региональным оператором услуге подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения от 03.10.2020.
Мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг не поступал в адрес регионального оператора.
12.08.2019 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 802 с требованием оплатить возникшую задолженность, однако претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Указанный договор по своей правовой природе является договором оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражая против исковых требований, ответчик ссылается на то, что договор на оказание услуг по обращению ТКО был заключен между сторонами 19.07.2019, в связи с чем истцом не предоставлялись услуги по вывозу ТКО за спорный период (с 01.01.2019 по 30.04.2019), а также вплоть до декабря 2019 года до момента направления учреждением заявки в телефонном режиме на вывоз ТКО.
Суд первой инстанции, поддерживая доводы ответчика, указал на то, что 08.02.2019 нa электронный адрес ekoservis-2019@mail.ru ответчиком была направлена заявка на заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО по юридическому адресу: Ростовская область, Верхнедонской район, станица Казанская, улица Советская, д. 153. Проект договора оказания услуг по обращению с ТКО N 47/юр/В был направлен ООО "Экосервис" учреждению 20.05.2019.
22.05.2019 учреждением был составлен протокол разногласий от 22.05.2019, согласно которому учреждение просило изменить пункт 2.6 договора в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО с момента подписания настоящего договора", пункт 2.5 договора - в редакции: "Услуги, предусмотренные пунктом 2.1 настоящего договора, оказываются с момента поступления предварительной заявки".
На протокол разногласий от ООО "Экосервис" получен ответ от 27.05.2019 N 361 об отсутствии правовых оснований к их принятию, после чего договор был подписан ответчиком в редакции истца.
Ссылаясь на данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что до момента заключения договора истцом услуги по вывозу ТКО не оказывались, впервые ТКО были вывезены истцом с территории ответчика 28.12.2019 на основании телефонной заявки ответчика, что подтверждается актом от 31.12.2019 N 10800 и контрольным талоном заказчика от 28.12.2019 N 17041.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции о недоказанности истцом факта оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период, на основании следующего.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ООО "Экосервис" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности серия 061 N 00174 от 03.06.2016, в связи с чем истец был правомочен осуществлять деятельность с частью отходов, относящихся к ТКО, в спорный период.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и обществом заключено соглашение от 13.03.2018 N 107/18Т об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности Миллеровского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (МЭОК).
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Миллеровского МЭОК, включающего в себя территории городского и сельских поселений муниципальных образований: "Верхнедонской район", "Шолоховский район", "Чертковский район", "Боковский район", "Миллеровский район", "Тарасовский район", "Кашарский район" с 01.01.2019.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/125 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО "Экосервис" в зоне деятельности Миллеровского МЭОКа с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 590 руб. 88 коп. за 1 куб.м. (с учетом НДС).
С 01.10.2019 ООО "Экосервис" начало осуществлять свою деятельность как региональный оператор.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются штате твердые коммунальные отходы.
На официальном сайте регионального оператора размещена вся информация, необходимая для заключения договора, нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность.
На поступившую 08.02.2019 по электронной почте заявку ответчика региональный оператор направил договор, составленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Российской Федерации 25.08.2008 N 641" (далее - постановление N 1156), которым утверждена типовая договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком был составлен протокол разногласий, на который 27.05.2019 региональный оператор направил письмо об отсутствии оснований для принятия разногласий ответчика.
Согласно пункту 12.1 договор считается заключенным и вступает в силу с даты утверждения в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и действует до 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом, принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, стороны при заключении договора согласовали его ретроспективный характер и распространили его действие на возникшие между ними отношения с 01.01.2019.
Кроме того, пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 8 (17)) предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьёй 24.6 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ООО "Экосервис" во исполнение законодательства опубликовало в средствах массовой информации на сайте https://xn--61-dlclqj2arhe8j.xn--p1ai/, для потребителей услуг по обращению с ТКО уведомление о начале своей деятельности и необходимости заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1156 между сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
Обязанность оплаты у потребителя услуг по обращению с ТКО наступает с момента начала осуществления деятельности ООО "Экосервис" в качестве регионального оператора, а именно с 01.01.2019.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Указанными Правилами в числе прочего определен в разделе I (1) порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Соответствующим лицам пунктом 8 (4) Правил императивно вменена обязанность самостоятельно обратиться с заявкой на заключение договора к региональному оператору.
Согласно пункту 8 (5) Правил такая заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (пункты 8 (10) - 8 (16) Правил).
Согласно пункту 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, из пункта 8(18) Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
С учётом изложенного, между сторонами спора в рассматриваемый период действовал типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказан факт оказания услуг по вывозу ТКО в спорный период, подлежит отклонению апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, 30.04.2019 администрацией Верхнедонского района согласовано место накопления ТКО и внесено в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Верхнедонского района (N 213 по адресу: Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская, ул. Советская, 153).
Истцом в адрес ответчика направлено письмо N 969 от 30.08.2019, согласно которому оплата за фактически предоставленный объем ТКО начинается даты предоставления уведомления о согласовании места (площадки) накопления ТКО, а именно с 30.04.2019.
Истцом в адрес ответчика направлены счет на оплату N 2928 от 29.07.2019, акт оказанных услуг N 2975 от 29.07.2019, счет-фактура N 3063 от 29.07.2019, что подтверждается реестром переданных документов ООО "Экосервис" по Верхнедонскому району.
Доводы ответчика о несогласии с объемом оказанных услуг подлежат отлокнению, ввиду того, что в силу пункта 5.1 договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Правилами N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269, нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Органом исполнительной власти Ростовской области приняты правовые акты об установлении нормативов накопления, а именно постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области", постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области N 3 от 10.04.2018 "О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 N 2".
Согласно нормативам накопления твёрдых коммунальных отходов, утвержденным вышеуказанным постановлением N 2 от 08.02.2018, норматив накопления отходов для административных, офисных учреждений рассчитывается исходя из общей площади помещения, которая, согласно представленным учреждением документам (кадастровый паспорт здания с кадастровым номером 61:07:0050101:0:397), составляет 745,30 м2, соответственно, объем ТКО, образуемых учреждением, в год должен был составить 163,966 м3, исходя из площади помещения, которая составляет 745,30 м2 х 0,22 (норматив накопления отходов для административных, офисных учреждений) = 163,966 м3 (годовая норма накопления ТКО).
Между тем ответчик настаивает на том, что с 30.04.2020 с территории учреждения согласно талону N 17041 от 28.12.2019 был осуществлен вывоз ТКО в размере 0,75 м3.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком доказательств того, что услуги по сбору, вывозу и размещению твердых коммунальных отходов в спорный период ответчику оказывались иным лицом, в материалы дела не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что количество ТКО, образованное учреждением, значительно ниже нормы накопления, подлежит отклонению, т.к. норма накопления утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2, доказательства того, что указанный нормативно-правовой акты был отменен, изменен или признан недействующим в судебном порядке, в материалах дела отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции расчет задолженности проверен и признан верным, соответствующим постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 и постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/125.
На основании изложенного, требования истца о взыскании задолженности в размере 32 025 руб. 57 коп. за период с 01.01.2019 по 30.04.2019 подлежат удовлетворению.
Истцом также было заявлено требование о взыскании неустойки в размере 403 руб. 52 коп. за период с 10.08.2019 по 31.08.2019, а также неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начисленной с 01.09.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
На основании статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), предусмотренными законом или договором, которую должник обязан уплатить в случае неисполнение или ненадлежащего исполнения обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 7.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора истец вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки необходимо констатировать факт ненадлежащего исполнения им своих обязательств, то есть нарушение согласованных в договоре сроков оплаты оказанных услуг.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения обязанностей по оплате оказанных по договору услуг подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, постольку требование о взыскании неустойки истцом заявлено правомерно. В данном случае неустойка начислена на задолженность, возникшую за период с 01.01.2019 по 30.04.2019, в связи с чем истцом не нарушаются права ответчика при начислении неустойки с 10.08.2019.
Расчет неустойки ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным, ходатайство о снижении неустойки не заявлялось.
Кроме того, истцом заявлено о взыскании неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начисленной с 01.09.2019 по день фактического исполнения обязательства.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 77 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
На основании изложенного, требования истца о взыскании неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начисленной с 01.09.2019 по день фактического исполнения обязательства, подлежат удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В связи с отменой судебного акта судебные расходы по делу подлежат перераспределению.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение N 835 от 11.03.2020), при подаче апелляционной жалобы - 3 000 руб. (платежное поручение N 199 от 21.04.2020), в связи с чем с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 5 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 мая 2020 года по делу N А53-7848/2019 отменить, принять новое решение.
Взыскать с Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес" (ОГРН 1026100771399, ИНН 6105002662) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ОГРН 1156181000986, ИНН 6141047531) задолженность в размере 32 025 руб. 57 коп., неустойку в размере 403 руб. 52 коп. за период с 10.08.2019 по 31.08.2019, неустойку, начисленную с 01.09.2019 по день фактического исполнения обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины по делу в размере 5 000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7848/2020
Истец: ООО "ЭКОСЕРВИС"
Ответчик: ВЕРХНЕДОНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЛЕС"