Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф06-67478/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А12-33446/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 27.07.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28.07.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 декабря 2019 года по делу N А12-33446/2019 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" (ОГРН 1143443006277, ИНН 3443927640, 400001, г. Волгоград, ул. им Канунникова, д. 23, пом. 25 "В")
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда (ОГРН: 1023403433822, ИНН: 3444059139, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39 "А")
заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (ОГРН: 1163443068722, ИНН: 3444259579, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16 "А"),
Кузьмина Г.И. (г. Волгоград)
о признании незаконным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" (далее - общество, заявитель, ООО "ЖЭУ 65") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" (далее - административный орган, Управление) от 20.06.2019 N 2596-р. Кроме того, общество просит производство по делу об административном правонарушении N 2596-р прекратить.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения", Кузьмина Г.И.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Предписание управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда от 20.06.2019 N 2596-р признано незаконным. В оставшейся части требования Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" оставлены без удовлетворения.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Кроме того, лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 41097349410741, N 41097349410758, N 41097349410772, N 41097349410765.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.07.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
24.07.2020 от ООО "ЖЭУ 65" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства со ссылкой на продление режима самоизоляции граждан и ограничительных мер в связи с распространением на территории России коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Указанные заявителем обстоятельства не могут в данном случае рассматриваться в качестве уважительных причин его неявки в судебное заседание и отложения в связи с этим судебного разбирательства, в силу следующего.
Указом Президента Российской от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации 9 мая является нерабочим праздничным днем, 10 мая - выходным днем (статья 111 Трудового кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.
В связи с тем, что 9 мая 2020 года (нерабочий праздничный день) пришелся на субботу (выходной день), выходной день был перенесен на 11 мая 2020 года.
Таким образом, дни с 12 мая 2020 года являются рабочими. Дополнительного объявления этих дней рабочими не требовалось, поэтому, действуя добросовестно и благоразумно с учетом вышеизложенного, начиная с 6 мая 2020 года можно было определить окончание нерабочих дней.
Кроме того, сведения о работе судов после 8 мая 2020 года, содержащиеся в письме Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 7 мая 2020 года N СД-АГ/667 "О деятельности судов и органов Судебного департамента в полном объеме с 12 мая 2020 года", являются общедоступной информацией, т. к. были размещены и продублированы арбитражными судами и судами общей юрисдикции на своих официальных сайтах.
Принятые во исполнение Указа Президента Российской от 28 апреля 2020 года N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нормативные акты на территории Волгоградской и Саратовской областей не ограничивают право граждан на посещение судебных органов.
Таким образом, заявитель не доказал отсутствие возможности заблаговременно решить вопрос о представительстве в суде.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд не обязывал ООО "ЖЭУ 65" явкой в судебное заседание.
Также, суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то, что указывая на данное обстоятельство, ООО "ЖЭУ 65" не обосновывает невозможность рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие, не ссылается на намерение совершить какие-либо процессуальные действия.
При этом, указывая на желание представителя Общества на полноценное участие в рассмотрении указанного спора, в ходатайстве не указаны обстоятельства, в силу которых Общество считает свое участие в заседании суда обязательным, а рассмотрение апелляционной жалобы в его отсутствие невозможным. Кроме того, в ходатайстве также не указано, какие существенные для рассмотрения дела пояснения мог бы дать представитель в случае его участия в заседании суда и какие конкретно доказательства ему необходимо представить.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что апелляционная жалоба Управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда принята к производству суда 22.01.2020 года, определениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, от 23.03.2020, от 20.04.2020, 18.05.2020, 08.06.2020, 06.07.2020 рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось в связи с продлением ограничительных мер, суд считает, что заявленное ходатайство ведёт к затягиванию рассмотрения дела, так как со стороны ООО "ЖЭУ 65" не поступало ходатайств о рассмотрении жалобы посредством использования систем видеоконференц-связи, а также в онлайн-заседании.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о невозможности рассмотрения апелляционной жалобы без участия представителя ООО "ЖЭУ 65" и отложения судебного заседания.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "ЖЭУ 65".
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" на основании распоряжения от 11.06.2019 N 2596-р (т. 1 л.д. 104) в связи с обращениями граждан проведена внеплановая проверка ООО "Жилищно-эксплуатационное управление-65" с целью контроля за соблюдением юридическим лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, лицензионных требований.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.06.2019 N 2596-Р (т. 1 л.д. 109-113).
Из акта проверки усматривается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. б-р 30 лет Победы, д. 56, находится в управлении ООО "Жилищно-эксплуатационное управление-65".
В ходе мероприятий по контролю проведены замеры температуры горячей воды в точках водоразбора квартир N 390, N 422. При сливе воды в течение трех минут температура горячей воды в точке водоразбора в ванной комнате квартиры N 390 составила +56,2°С, в ванной комнате квартиры N 422 - +50,0°С.
Также из акта проверки усматривается, что Управлением, совместно с ресурсоснабжающей организацией, проведены инструментальные замеры температуры горячего водоснабжения на вводе в дом, температура горячей воды составила +60,0°С.
Замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.06, заводской номер 1468753, свидетельство о поверке N 611551, дата первичной поверки 24 декабря 2018, действительно до 23 декабря 2019.
По мнению административного органа, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении управляющей организацией нормативных требований (пункт 5 обязательного приложения N 1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
В связи с выявленными нарушениями ООО "Жилищно-эксплуатационное управление-65" выдано предписание от 20.06.2019 N 2596-р (т. 1 л.д. 11-12), которым на Общество возложена обязанность в срок до 09.07.2019 в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 56 по б-ру 30-летия Победы, обеспечить температуру в точках водоразбора квартир N 390 и N 422 не ниже допустимого значения +60,0°С.
ООО "Жилищно-эксплуатационное управление-65", полагая, что предписание от 20.06.2019 N 2596-р не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание не отвечает принципу законности и обоснованности.
Изучив доводы апелляционной жалобы и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к следующему выводу.
Как следует из оспариваемого предписания N 2596-р от 20.06.2019, Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление - 65" предписано в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 56 по ул. бульвар 30-лет Победы, обеспечить температуру в точках водоразбора квартир N 390 и N 422 не ниже допустимого значения + 60 0 С.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 5 раздела II приложения N 1 Правил N 354, температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)
Пунктом 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.04.2009, предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, потребитель в силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 149 Правил N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
ООО "ЖЭУ-65" является лицом, ответственным за содержание и обслуживание дома по адресу: г. Волгоград, ул. бульвар 30-лет Победы, д. 56.
Из акта проверки от 20.06.2019 2596-Р (т. 1 л.д. 109) усматривается, что в ходе проверки совместно с ресурсоснабжающей организацией проведены замеры температуры горячего водоснабжения на вводе в указанный многоквартирный дом. При сливе воды в течение трех минут температура горячей воды на вводе составила + 60
С.
Также, в ходе мероприятий по контролю проведены замеры температуры горячей воды в точках водоразбора квартир N 390, N 422. При сливе воды в течение трех минут температура горячей воды в точке водоразбора в ванной комнате квартиры N 390 составила +56,2°С, в ванной комнате квартиры N 422 - +50,0°С.
Таким образом, потребителям многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. бульвар 30-лет Победы, д. 56, предоставляется коммунальная услуга ненадлежащего качества.
Доводы Общества о том, что ООО "ЖЭУ-65" в период проведения проверки уже не являлось исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в связи с принятием собственниками МКД решения на общем собрании о переходе многоквартирного дома с 01.03.2019 на прямые договоры горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), суд апелляционной инстанции считает необоснованными, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
На основании пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что ООО "Жилищно-эксплуатационное управление-65" является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. б-р 30 лет Победы, д. 56.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений, которое проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено, в том числе принятие решения о заключении собственниками помещений в таком доме, действующими от своего имени, договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, коммунальные услуги таким собственникам, предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 56 по б-ру 30-летия Победы г. Волгограда на общем собрании, принято решение о заключении с 01.03.2019 прямого договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (т. 1 л.д. 32-37).
С 01.06.2019 коммунальные услуги по горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме N 56 по б-ру 30-летия Победы г. Волгограда, предоставляются ООО "Концессии теплоснабжения" в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором.
05.06.2019 между ООО "Жилищно-эксплуатационное управление-65" и ООО "Концессии теплоснабжения" заключено дополнительное соглашение к договору теплоснабжения и горячего водоснабжения N 007586 от 01.07.2017, в соответствии с пунктом 1 которого, многоквартирный дом N 56 по б-ру 30-летия Победы с 01.06.2019 исключен из перечня объектов вышеуказанного договора теплоснабжения (т. 1 л.д. 71).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Подпунктом "г" пункта 17 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", - со дня их заключения.
В соответствии с пунктом 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых систем).
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 21 Правил N 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Как было указано выше, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 56 по б-ру 30-летия Победы принято решение о заключении с 01.03.2019 прямого договора теплоснабжения и горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Определениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, 23.03.2020 Обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-65" было предложено предоставить в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что собственниками МКД N 56 по ул. бульвар 30-лет Победы заключены договора горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
На основании определения суда апелляционной инстанции, заявителем в материалы дела представлена копия только одного договора о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению от 16.03.2020, заключенного между ООО "Концессии теплоснабжения" (РСО) и Богословской Валентиной Ивановной (Потребитель), зарегистрированной по адресу: г. Волгоград, Бульвар 30-летия Победы, д. 56, кв. 84, по условиям которого РСО предоставляет потребителю коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 7.2 указанного Договора, РСО несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством.
При этом, представленный договор заключен 16.03.2020, т.е. после проведения проверки и вынесения в адрес управляющей компании оспариваемого предписания.
Доказательств заключения прямых договоров между РСО и всеми собственниками МКД по адресу: г. Волгоград, Бульвар 30-летия Победы, д. 56, кв. 84, а также на иных условиях, Обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов усматривается, что ООО "Концессии теплоснабжения" несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом, ООО "ЖЭУ-65" несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги в границах внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома N 56 по ул. бульвар 30-лет Победы в г. Волгограде.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляют состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу пункта 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены указанные правила.
В пунктах 5, 6 Правил N 491 определен состав общего имущества многоквартирного дома, в который среди прочего включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления.
Таким образом, ООО "ЖЭУ-65" обязано в соответствии с положениями Правил N 354 отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома.
Жилищной инспекцией в акте проверки от 20.06.2019 N 2596-р зафиксировано, что ООО "Концессии теплоснабжения" обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой +60,0 °C.
То есть, ООО "Концессии теплоснабжения" в данном случае соблюдены нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил N 354.
Из совокупности условий данных норм следует, что поставка горячей воды с установленной нормативной температурой исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной ответственности, должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, также с установленной нормативной температурой.
Однако данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
Ни в компетенцию, ни в функции исполнителя (ресурсоснабжающей организации) при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Однако, управляющая компания не приняла со своей стороны все необходимые меры в целях соблюдения требований действующего законодательства, следовательно, у уполномоченного органа имелись основания для выдачи предписания. Доказательства, представленные Управлением, не опровергнуты заявителем по делу.
Довод, заявителя о том, что предоставление услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества произошло ввиду отсутствия циркулярного трубопровода, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку названное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии обязанности управляющей организации соблюдать требования закона. Более того, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что недостаточная температура горячей воды в точках водоразбора квартир N 390 и N 422 МКД N 56 по бульвару 30-лет Победы г. Волгограда обусловлена отсутствием внешнего циркулярного трубопровода.
ООО "ЖЭУ-65" в материалы дела не представлены доказательства принятия каких-либо мер, направленных на понуждение ресурсоснабжающей организации качественного предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (обращение в суд, обращение в контролирующие органы и т.д.).
Отсутствие внешнего циркулярного трубопровода также не может служить основанием для предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Поскольку ООО "ЖЭУ-65" является лицом, ответственным за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри МКД N 56 по бульвару 30-лет Победы г. Волгограда, то предписание N 2596-р с указанием Обществу в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 56 по ул. бульвар 30-лет Победы, обеспечить температуру в точках водоразбора квартир N 390 и N 422 не ниже допустимого значения + 60 0 С, а также конкретные сроки, в течении которых необходимо его исполнить, является законным.
Таким образом, в силу действующего законодательства и с целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для жителей дома, Общество обязано исполнять принятые на себя обязательства и нести ответственность за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества гражданам, проживающим в многоквартирном доме N 56 по ул. бульвар 30-лет Победы, соответствующим обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.
Оспариваемое ООО "ЖЭУ-65" предписание от 20.06.2019 N 2596-р направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований законодательства в жилищной сфере и является реально исполнимым заявителем способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Признание оспариваемого предписания от 20.06.2019 N 2596-р незаконным, по существу, освобождает Общество от обязанности по устранению нарушений требований законодательства в жилищной сфере.
Таким образом, оспоренное предписание от 20.06.2019 N 2596-р не возлагает на заявителя не предусмотренных законом обязанностей, вынесено при наличии достаточных оснований, Обществу предоставлен достаточный срок для исполнения предписания.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предписание от 20.06.2019 N 2596-р, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части признания незаконным предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 20.06.2019 N 2596-р с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, Обществом заявлены требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 2596-р.
В материалы дела заявителем представлена только копия определения N 579-лк об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т. 1 л.д. 139-141).
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ иных документов, доказательств позволяющих установить обстоятельства дела об административном правонарушении N 2596-р, обществом в ходе судебного разбирательства не представлено.
Принимая во внимание данные обстоятельства, судом первой инстанции правомерно отказано Обществу в удовлетворении заявленных требованиях о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 2596-р.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в части требований о признании незаконным предписания, как принятое с нарушением норм материального права с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением ООО "Жилищно-эксплуатационное управление 65" на основании платежного поручения 04.09.2019 N 324 произведена оплата государственной пошлины в размере 3 000 руб. При этом, в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
При вынесении решения расходы по оплате государственной пошлины распределены на Управление "Жилищная инспекция Волгограда".
В связи с отменой решения в части признания незаконным предписания и вынесением нового решения в данной части об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагает на заявителя.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции о взыскании с администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 руб. также подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 декабря 2019 года по делу N А12-33446/2019 отменить в части признания незаконным предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда от 20.06.2019 N 2596-р, а также в части взыскания с администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" аппарата главы Волгограда в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 руб.
Принять в отмененной части по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 20.06.2019 N 2596-р отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33446/2019
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 65"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА"
Третье лицо: Кузьмина Г. И., ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67478/20
28.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-722/20
10.12.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-33446/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-33446/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-33446/19