г. Москва |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А40-323429/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.03.2020 г. по делу N А40-323429/19
по заявлению ООО "А-СпецТехникс"
к Центральной акцизной таможне
третьи лица 1) АО "Международный аэропорт "Краснодар"
2) АО "Международный аэропорт Сочи"
об оспаривании бездействия
при участии:
от заявителя: |
Погонина М.Н. по дов. от 15.10.2019; |
от заинтересованного лица: |
Коромыслова М.В. по дов. от 13.05.2020; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "А-СпецТехникс" (далее - Заявитель, ООО "А-СпецТехникс", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦЭТ, Таможня, таможенный орган) об оспаривании бездействия, выразившееся в невыдаче заявителю паспортов самоходных машин на самоходные машины:
Самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19023, Таможенная декларация10009240/141019/0001053
Самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19024, Таможенная декларация 10009240/141019/0001053
Самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19025, Таможенная декларация 10009240/161019/0001065
Самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19026, Таможенная декларация 10009240/161019/0001065.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены АО "Международный аэропорт "Краснодар", АО "Международный аэропорт Сочи".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2020 г. заявление ООО "А-СпецТехникс" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦЭТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке статей 1233, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "А-СпецТехникс" является импортером аэродромной наземной спецтехники для обслуживания воздушных судов (далее - ВС) и пассажиров.
08.08.2019 г. ООО "А-СпецТехникс" заключило следующие Договора поставки:
Договор поставки N 856/19-МАС от 08.08.2019 г., заключен с АО "Международный аэропорт Сочи". Предметом договора была поставка самоходных пассажирских трапов "TSP-6022D" в количестве 2 единиц.
Договор поставки N 663/19-МАКР от 08.08.2019 г., заключен сАО "Международный аэропорт "Краснодар". Предметом договора была поставкасамоходных пассажирских трапов TSP-6022D в количестве 6 единиц и самоходныхпассажирских трапов с закрытым навесом "TSP-6022D с закрытым навесом" в количестве 2 единиц.
При ввозе спецтехники по вышеуказанным Договорам на территорию Российской Федерации Южным акцизным таможенным постом не были выданы паспорта самоходных машин (далее ПСМ) на данную спецтехнику.
Заявитель подал заявление на выдачу ПСМ в отношении следующих самоходных машин:
-самоходный пассажирский трап марки DARMEC, модель TSP 6022D, Серийный номер: TSP 19023D, таможенная декларация 10009240/141019/0001053;
-самоходный пассажирский трап марки DARMEC, модель TSP 6022D, Серийный номер: TSP 19024D, таможенная декларация 10009240/141019/0001053;
-самоходный пассажирский трап марки DARMEC, модель TSP 6022D, Серийный номер: TSP 19025D, таможенная декларация 10009240/161019/0001065;
-самоходный пассажирский трап марки DARMEC, модель TSP 6022D, Серийный номер: TSP 19026D, таможенная декларация 10009240/161019/0001065.
Таможенным постом был осуществлен выпуск указанных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Впоследствии Общество обратилось на таможенный пост с заявлением о выдаче ПСМ на указанные самоходные машины.
Письмами таможенного поста от 29.10.2019 г. и от 06.11.2019 г. N N 48-01-17/1538, 48-01-17/0002 соответственно, Заявителю было сообщено о невозможности выдачи ПМС, в связи с тем, что при помещении спорных машин под таможенную процедуру не было произведено подтверждение исполнения обязательных требований к продукции.
Невыдачу ПСМ таможенный пост мотивировал тем, что нарушен пункт 5 Порядка заполнения единой формы ПСМ и других видов техники (далее - Порядок), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники". На вышеуказанную технику были оформлены сертификаты соответствия добровольной сертификации, однако, по мнению таможенного органа, выдача ПСМ возможна только при условии наличия сертификата соответствия обязательной сертификации.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.
Правовыми основаниями предоставления государственной услуги являются, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования ТС TP 010/2011 (далее - ТС TP 010/2011), Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" TP ТС 018/2011 (далее -TP ТС 018/2011).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 8 TP ТС 010/2011 сертификация проводится в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации, приведенной в Приложении N 3.
Самоходные пассажирские трапы с закрытым навесом не включены в перечни TP ТС 018/2011, TP ТС 010/2011, а также TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств".
Кроме того, самоходные пассажирские трапы с закрытым навесом не включены в "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" и "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982.
Поскольку самоходный пассажирский трап с закрытым навесом не включен ни в один из Перечней объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия, представление сертификата соответствия не требовалось.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании в случае, если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, для помещения данной продукции под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Между тем Центральная акцизная таможня осуществила выпуск для внутреннего потребления самоходного пассажирского трапа с закрытым навесом, оформив паспорт самоходной машины в соответствии с Порядком N 100.
Представитель Центральной акцизной таможни в судебном заседании пояснила, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 (далее - Порядок N 100) в поле 8 "сертификат соответствия (декларация о соответствии)" паспорта самоходной машины указывается регистрационный номер и дата регистрации сертификата соответствия или декларации о соответствии в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. В случае оформления уполномоченным органом (организацией) паспорта на самоходную машину, ранее зарегистрированную в соответствии с законодательством государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, или ввезенную на территорию государства-члена Евразийского экономического союза физическим лицом для личного пользования, в поле 8 паспорта производится запись "отсутствует". Внесение в паспорт самоходной машины сведений, не предусмотренных Порядком N 100, а также использование сокращений слов (кроме общепринятых) и исправление текста не допускается.
При этом в соответствии с пунктом 4 Порядка N 100 все поля паспорта самоходной машины должны быть заполнены. В случае отсутствия записей, предусмотренных Порядком N 100, а также при наличии пустых полей в паспорте самоходной машины, такой паспорт является недействительным.
В случаях, если самоходная машина не является объектом технического регулирования, проставление отметок о таких основаниях действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно статье 2 Закона о безопасности дорожного движения дорожное движение - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или нескольку проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Из добавочного листа к декларациям на товары:
N 10009240/141019/0001053 самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19023,
N 10009240/141019/0001053 самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19024,
N 10009240/161019/0001065 самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19025,
N 10009240/161019/0001065 самоходный пассажирский трап марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19026 усматривается, что данные самоходные пассажирские трапы могут эксплуатироваться только в аэропортах на твердой и ровной поверхности без права выезда на дороги общего пользования.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 г. N 82 утверждена Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации (далее - Инструкция).
Указанная Инструкция определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации (далее - спецмашины) на аэродроме действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов.
Инструкцией не предусмотрен выезд спецмашин на дороги общего пользования, более того, в силу пункта 9 Инструкции пути движения спецмашин должны быть закольцованы.
В соответствии с абзацами 2 и 7 пункта 1 статьи 19 Закона о техническом регулировании подтверждение соответствия продукции осуществляется на основе следующих принципов: недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Таким образом, обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента, являющегося обязательным для исполнения и применения.
Фактически Центральная акцизная таможня обязала Общество подтвердить соответствие объекта, в отношении которого не установлены требования технических регламентов, что противоречит положениям Закона о техническом регулировании и нарушает права общества в сфере экономической деятельности.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Центральной акцизной таможни отсутствовали основания для отказа Обществу в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации самоходного пассажирского трапа марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19023, самоходного пассажирского трапа марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19024, самоходного пассажирского трапа марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19025, самоходного пассажирского трапа марки Darmes, модель TSP 6022D, серийный номер TSP 19026.
Бездействие же таможенного поста, выраженное в невыдаче ПСМ на аэродромную спецтехнику, делает невозможной эксплуатацию данной техники по ее прямому назначению, так как без ПСМ и регистрации в органах Гостехнадзора аэропорт не имеет права данную технику использовать.
Вследствие этого, убытки несут как поставщики аэродромной спецтехники (из-за невозможности поставить допустимую к эксплуатации технику), так и ее эксплуатанты (из-за невозможности укомплектовать аэропорт необходимыми для его функционирования техническими средствами).
При этом судом первой инстанции верно отклонен довод ЦЭТ о том, что "Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", утвержденные Минсельхозом РФ 16.01.1995 г., предусматривают регистрацию самоходных машин и других видов техники (а следовательно и выдачу на них ПСМ) только в случае подтверждения их соответствия требованиям технических регламентов.
При этом Коллегией Европейской экономической комиссии было принято и на данный момент уже вступило в силу Решение N 32 от 03 марта 2020 года "О внесении изменения в Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники". Данное решение определяет, каким именно образом следует заполнять ПСМ спецтехники, на которую не распространяются действующие технические регламенты.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 3 Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
Подпункт 8 пункта 5 Порядка N 100, дополнить абзацем следующего содержания: "в отношении отдельных машин, которые не предназначены для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования или передвижение которых по автомобильным дорогам общего пользования допускается при оформлении в соответствии с законодательством государства-члена специального разрешения, которые не являются объектом технического регулирования технических регламентов Таможенного союза "О безопасности машин и" (TP ТС 018/2011) и "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (TP ТС 031/2012) (самоходные наземные аэродромные машины, самоходные лесные мульчеры, ратраки, внедорожные большегрузные транспортные средства), допускается до 31 декабря 2021 года включительно в поле 8 производить запись "отсутствует" с обязательным указанием в поле 26 паспорта с учетом требований законодательства государства-члена записи "не предназначено для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования" или "передвижение по автомобильным дорогам общего пользования осуществляется по специальному разрешению".
Таким образом, таможенный орган в нарушение положений Постановления и Правил отказывает в выдаче ПСМ на аэродромную спецтехнику, по причине отсутствия на данную технику сертификации, которую невозможно оформить без нарушения действующего законодательства; если же обязательную сертификацию не оформлять, на технику не выдается ПСМ, следовательно, ее невозможно зарегистрировать, следовательно - невозможно эксплуатировать.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что такие действия таможенного органа являются неправомерными и нарушающими действующее законодательство РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления "А-СпецТехникс".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.03.2020 по делу N А40-323429/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-323429/2019
Истец: ООО "А-СПЕЦТЕХНИКС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "КРАСНОДАР", АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ СОЧИ"