город Омск |
|
29 июля 2020 г. |
Дело N А81-667/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брежневой О.Ю.
судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5981/2020) Суркова Юрия Анатольевича, (регистрационный номер 08АП-6632/2020) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2020 года по делу N А81-667/2017 (судья Джалцанов А.В.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления финансового управляющего Больших Александра Сергеевича об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа перечислять начисленные пенсионные выплаты в виде пенсии на расчетный счет должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Суркова Юрия Анатольевича (ИНН 890505784500) и Сурковой Ольги Викторовны (ИНН 890501131660),
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Сурков Юрий Анатольевич и Суркова Ольга Викторовна (далее - Сурков Ю.А., Суркова О.В., должники) посредством почтовой связи направили 06.02.2017 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа заявление о признании их несостоятельными (банкротами).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.02.2017 заявление принято к производству, возбуждено дело N А81-667/2017, назначено судебное заседание по проверке его обоснованности.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.04.2017 Сурков Ю.А., Суркова О.В. признаны несостоятельными (банкротами), в отношении них введена процедура реализации имущества граждан сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим должников утвержден Больших Александр Сергеевич.
Сообщение о признании должников несостоятельными (банкротами) и открытии процедуры реализации имущества граждан опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 71 от 22.04.2017.
Срок процедуры реализации имущества гражданина в отношении Суркова Ю.А., Сурковой О.В. неоднократно продлевался.
Финансовый управляющий Больших А.С. (далее - заявитель) посредством системы электронной подачи документов "Мой арбитр" 09.04.2020 представил в арбитражный суд заявление об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ноябрьске перечислять ежемесячно в течение периода процедуры банкротства до завершения или прекращения процедуры банкротства на основной счет должника страховую пенсию по старости, выплачиваемую Суркову Ю.А. и Сурковой О.В., по указанным реквизитам.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.06.2020 ходатайство финансового управляющего Больших А.С. удовлетворено, суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ГУ - УПФР по г. Ноябрьску) перечислять ежемесячно в течение периода процедуры банкротства до завершения или прекращения процедуры банкротства на основной счет должника страховую пенсию по старости, выплачиваемую Суркову Ю.А. по следующим реквизитам:
Получатель: Сурков Юрий Анатольевич
Номер счета карты: 40817810867400453079
Банк получателя: ПАО "Сбербанк России"
БИК: 047102651
Корр. счет: 30101810800000000651
ИНН: 7707083893.
Также суд обязал ГУ - УПФР по г. Ноябрьску перечислять ежемесячно в течение периода процедуры банкротства до завершения или прекращения процедуры банкротства на основной счет должника страховую пенсию по старости, выплачиваемую Сурковой О.В. по следующим реквизитам:
Получатель: Суркова Ольга Викторовна
Номер счета карты: 40817810967033003961
Банк получателя: ПАО "Сбербанк России"
БИК: 047102651
Корр. счет: 30101810800000000651
ИНН: 7707083893.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Сурков Ю.А. и ГУ - УПФР по г.Ноябрьску обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей апелляционной жалобы Сурков Ю.А. указал, что право на получении пенсии гарантируется статьей 7 Конституции Российской Федерации, условия пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
Порядок выплаты и доставки страховых пенсий определен Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях", Закон N 400-ФЗ), доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховых пенсий на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
В обоснование своей апелляционной жалобы ГУ - УПФР по г. Ноябрьску указывает, что порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии определен Законом N 400-ФЗ, выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом, каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на счет самого финансового управляющего, пенсионное законодательство не содержит. Зачисление пенсии на банковский счет, открытый на имя финансового управляющего, а не пенсионера, признанного банкротом, Законом о банкротстве также не предусматривается; пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию финансового управляющего. Особенности перечисления пенсионных выплат лицам, признанным в судебном порядке несостоятельными (банкротами), урегулированы нормами пенсионного законодательства, а не положениями Закона о банкротстве, при этом нормы Закона о банкротстве не имеют приоритета над пенсионным законодательством.
Кроме того, податель жалобы обращает внимание, что судом первой инстанции не дана оценка доводам, изложенным в отзыве и приложенных к отзыву документам, а именно решению Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.03.2020 по гражданскому делу N 2а-605/2020 об отказе в удовлетворении искового заявления финансового управляющего Больших А.С. к Управлению ПФР о признании бездействия незаконным, обязании перечислять на банковский счет сумму страховой пенсии по старости; суд лишил возможности участвовать в онлайн-заседании представителю Управления ПФР, тем самым нарушив интересы управления как заинтересованной стороны по делу для правильного разрешения вопроса по требованиям, заявленным финансовым управляющим Больших А.С.
Отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
До начала судебного заседания в материалы спора от Суркова Ю.А. поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов - копий жалоб на недобросовестные действия финансового управляющего Больших А.С.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представленные Сурковым Ю.А. дополнительные доказательства суд апелляционной инстанции возвращает заявителю ввиду их неотносимости к предмету настоящего спора.
Поскольку вышеуказанные документы направлены Сурковым Ю.А. в электронном виде, они не подлежат возврату представившему их лицу на бумажном носителе.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.06.2020 по настоящему делу проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Повторно исследовав материалы обособленного спора в пределах доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает определение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 указанной статьи.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов обособленного спора и установлено судом первой инстанции, Сурков Ю.А. является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением N 337442 от 06.03.2013, справкой из ГУ-УПФР в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.01.2017 N 2986/17, согласно которой размер страховой пенсии по старости составляет 21 654,34 руб.
22.05.2017 Сурков Ю.А. обратился в суд с заявлением об установлении ежемесячной суммы выдачи наличных денежных средств в размере величины его страховой пенсии по старости в размере 12 539 руб. с карты N 40817 81016 7400 296460 на оплату личных нужд, необходимых для нормального существования и деятельности, начиная с 11.04.2017 по дату вынесения определения суда об окончании процедуры реализации имущества.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2017 судом исключены ежемесячно из конкурсной массы должников Суркова Ю.А. и Сурковой О.В. денежные средства в размере 12 539 руб., составляющих размер прожиточного минимума для пенсионера Суркова Ю.А. с даты введения процедуры реализации и до завершения процедуры банкротства.
Суркова О.В. является пенсионером по старости, что подтверждается справкой из ГУ-УПФР в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.01.2017 N 2996/17.
22.05.2017 Суркова О.В. обратилась в суд с заявлением об установлении ежемесячной суммы выдачи наличных денежных средств в размере величины его страховой пенсии по старости в размере 12 539 руб. на оплату личных нужд, необходимых для нормального существования и деятельности, начиная с 11.04.2017 по дату вынесения определения суда об окончании процедуры реализации ее имущества.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2017 судом исключены ежемесячно из конкурсной массы должников Суркова Ю.А. и Сурковой О.В. денежные средства в размере 12 539 руб., составляющих размер прожиточного минимума для пенсионера Сурковой О.В. с даты введения процедуры реализации до завершения процедуры банкротства.
25.11.2019 финансовым управляющим в адрес ГУ-УПФР по г.Ноябрьску направлено заявление о перечислении пенсии должников на специальный счет в ПАО "Сбербанк", на что указанный орган ПФР ответил отказом.
22.02.2020 финансовым управляющим повторно направлено заявление о перечислении средств на спец. счет должника, однако ГУ-УПФР по г. Ноябрьску ответило отказом на заявленные требования финансового управляющего.
Из пояснений финансового управляющего следует, что должниками не передается в конкурсную массу получаемая на руки пенсия в размере свыше прожиточного минимума. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения финансового управляющего в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление финансового управляющего, суд первой инстанции исходил из того, что все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично, финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях, принимает меры по блокированию операций с банковскими картами должника по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника. В целях обеспечения сохранности имущества гражданина, соблюдения баланса прав должника и кредиторов, финансовый управляющий обязан использовать один (основной) счет для финансовых операций должника (статьи 133, 213.9, 213.25 Закона о банкротстве).
Отклоняя возражения ГУ - УПФР по г. Ноябрьску о необходимости личного обращения пенсионера или его представителя, суд первой инстанции указал, что в силу пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично, финансовый управляющий является представителем пенсионера в силу закона (разновидность законного представительства), поэтому обладает всеми правами пенсионера, в том числе правом подать заявление об изменении порядка выплаты пенсии вместо выплаты через орган почтовой связи на выплату путем перечисления на основной счет должника. Ни в какое противоречие с законным режимом выплаты пенсии такое распоряжение не вступает.
Действующим законодательством, регламентирующим обязательное пенсионное страхование, не исключается осуществление пенсионным органом испрашиваемых финансовым управляющим действий, поскольку в данном случае положения пенсионного законодательства должны применяться с учетом специальных норм Закона о банкротстве.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Конституция Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, предусматривая необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7), гарантирует гражданам не только свободу труда, но и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 2 статьи 7, части 1 и 2 статьи 39). Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Таким образом, указанная норма направлена на недопущение внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения, при этом правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самом пенсионном законе. Если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов.
Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Федеральный закон "О страховых пенсиях" определяет, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 этого федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (части 1 и 2 статьи 29 названного закона).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Приведенная норма изменена Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", который вступил в силу с 01.01.2019.
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон "О страховых пенсиях", направленные на обеспечение прав пенсионеров, признанных банкротами в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", на получение установленной им пенсии в полном объеме.
Согласно части 12 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции подпункта "б" пункта 12 статьи 7 Федерального закона N 350-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 данного федерального закона.
В ранее действовавшей редакции часть 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ не устанавливала дополнительных гарантий пенсионерам в процедурах банкротства. Однако положения указанной нормы, с учетом внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ изменений, с 01.01.2019, по сути, вывели из состава конкурсной массы гражданина-банкрота выплачиваемую ему страховую пенсию.
Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку (часть 13 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Определение понятий "выплата" и "доставка" страховой пенсии содержится в пункте 4 "Общие положения" Правил:
выплата пенсии, включая организацию доставки (далее - выплата пенсии) - ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии;
доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.
В пункте 24 названных правил установлено, что пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган Пенсионного фонда дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры.
Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 23 Правил).
Таким образом, Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлен исчерпывающий перечень оснований для выплаты страховой пенсии в полном объеме и удержания сумм из установленной пенсионеру страховой пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что в рамках выплаты страховой пенсии пенсионеру, признанному банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) о доставке пенсии.
Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на указанный счет финансовым управляющим, пенсионное законодательство не содержит.
С учетом изложенного выплата и доставка пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.
Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.
Следует учитывать, что данная норма конкретизирована в пункте 10 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, о том, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно правовой позиции, сформированной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2020 N АКПИ20-65, требование финансового управляющего о выплате страховой пенсии гражданина-банкрота на основной счет должника, которая в дальнейшем под контролем арбитражного суда подлежит распределению с выплатой должнику прожиточного минимума, сводится к требованию об обязании осуществить нормативное регулирование, однако в силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.
Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805(2)).
Аналогичная позиция сформирована в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.07.2020 по делу N А70-5697/2019.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1, части 2 статьи 2, частей 12 и 13 статьи 21 Закона N 400-ФЗ, в отсутствие данных о том, что должники продолжают трудовую деятельность, должен был отказать финансовому управляющему в удовлетворении его заявления, поскольку перечисление сумм пенсии и иных выплат на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности.
Оснований для удовлетворения заявленных финансовым управляющим требований у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.06.2020 подлежит отмене, апелляционные жалобы - удовлетворению.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с абзацем 3 пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с чем апелляционная коллегия обращает внимание должников на необходимость добросовестного исполнения обязанности по передаче в конкурсную массу денежных средств в той части пенсионных выплат, которая превышает подлежащий исключению из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве гражданина, размер прожиточного минимума для пенсионеров в соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
В противном случае, должники согласно нормам пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве несут риск неосвобождения от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами при рассмотрении вопроса о завершении процедуры реализации их имущества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5981/2020) Суркова Юрия Анатольевича, (регистрационный номер 08АП-6632/2020) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить. Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июня 2020 года по делу N А81-667/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления финансового управляющего Суркова Юрия Анатольевича и Сурковой Ольги Викторовны Больших Александра Сергеевича об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа перечислять ежемесячно в течение периода процедуры банкротства до завершения или прекращения процедуры банкротства на основной счет должников страховую пенсию по старости, выплачиваемую Суркову Юрию Анатольевичу, по реквизитам: номер счета карты 40817810867400453079, банк получателя ПАО "Сбербанк России", БИК 047102651, корр. счет 30101810800000000651, ИНН 7707083893, страховую пенсию по старости, выплачиваемую Сурковой Ольге Викторовне, по реквизитам: номер счета карты 40817810967033003961, банк получателя ПАО "Сбербанк России", БИК 047102651, корр. счет 30101810800000000651, ИНН 7707083893, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Брежнева |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-667/2017
Должник: Сурков Юрий Анатольевич, Суркова Ольга Викторовна
Кредитор: Сурков Юрий Анатольевич, Суркова Ольга Викторовна
Третье лицо: АО "Единый расчетно-информационный центр Ямало-Ненецкого автономного округа", АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Ассоциация Саморегулируемая организация Арбитражных управляющих "Южный Урал", Белебеевский городской суд Республики Башкортостан, Больших Александр Сергеевич, Восьмой арбитражный апелляционный суд, ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненцкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, ИП Модин Андрей Анатольевич, Коноплев Виктор Николаевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, ООО "ТД РИАТ-Запчасть", ООО Торговый Дом "Риат Запчасть", Отдел МВД России по г. Ноябрьску, Отдел опеки и попечительства управления дополнительного образования, воспитательной работы и защиты прав детства департамента образования Администрации г. Ноябрьска, ПАО "Сбербанк России", ПАО "Сбербанк России" в лице Новоуренгойского отделения N 8369 Сбербанк, Служба судебных приставов ЯНАО по г. Ноябрьску, СРО Ассоциация Арбитражных управляющих "Южный Урал", Суд общей юрисдикции, Управление Министерства внутренних дел РФ по ЯНАО, Управление Пенсионного фонда РФ, в г. Ноябрьск, Управление по вопросам миграции УМВД России по Республики Башкортостан, Управление по вопросам миграции УМВД России по ЯНАО, Управление Росреестра по республике Башкоростан, Управление росреестра по республики башкортостан, Управление федеральной службы регистрации кадастра и картографии по ЯНАО, Управление Федеральной службы судебных приставов по ЯНАО, Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Фахрисламов Р.З., Финансовый управляющий Больших Александр Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14562/2021
19.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7397/2021
11.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6814/2021
15.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3489/2021
24.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11963/20
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4057/18
29.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5981/20
14.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3754/20
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-667/17