г. Челябинск |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А47-2230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Карпусенко С.А. и Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 июня 2020 г. по делу N А47-2230/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - истец, ООО "Орск Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Южно-Уральский никелевый комбинат" (далее - ответчик, ПАО "ЮУНК") о взыскании платы за превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию за период с января 2017 г. по ноябрь 2019 г. в размере 1 656 778 руб. 78 коп. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2020 (резолютивная часть объявлена 23.06.2020) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда в части, ПАО "ЮУНК" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований о взыскании 667 921 руб. 20 коп. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования частично в размере 940 643 руб. 48 коп.
По мнению ответчика, в случае установления регулирующим органом для организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) одновременно тарифа на водоотведение и тарифа на транспортировку сточных вод, отнесение соответствующих расходов организации ВКХ по транспортировке стоков к стоимости услуг (тарифу) по водоотведению является неправомерным. Включение истцом при расчете платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций, в состав соответствующей формулы помимо тарифа на водоотведение также и тарифа на транспортировку сточных вод, не соответствует действующему законодательству, в том числе положениям пункта 6 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п. По данным ПАО "ЮУНК", размер платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 940 643 руб. 48 коп.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 17.08.2020 по 24.08.2020.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "Водоканал города Орска" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.01.2010 между ООО "Водоканал города Орска" (поставщик), ЗАО "Южно-Уральская энергосбытовая компания" (агент) и ОАО "ЮУНК" (абонент) заключен договор на обеспечение питьевой водой, прием, транспортировку сточных вод N 17.0, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик производит поставку воды питьевого качества абоненту из городского водопровода, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям водопровода, до границы сетей, принадлежащих абоненту, на объекты, указанные в приложении N 3 к договору (т.1, л.д.13).
Согласно пункту 1.2 договора прием хозбытовых (фекальных) сточных вод абонента, их транспортировка производится поставщиком через канализационную сеть, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям канализации, от объектов, указанных в Приложении N 3 к договору.
В силу пункта 1.3 договора агент осуществляет начисление платы за услуги поставщика, выставление счетов-фактур за водопотребление и водоотведение, осуществляет прием платежей во исполнение договора, взыскание задолженностей по оплате услуг, оказанных в соответствии с договором, за счет и в интересах поставщика.
По условиям пункта 6.1 договора сточные воды, сбрасываемые абонентами в систему городской канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему централизованной канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих допустимые нормы (нормы ДК), установленные абоненту в приложении N 4 к договору.
Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых в городскую канализацию сточных водах определяются согласно действующим решениям Орского городского Совета депутатов.
01.01.2020 между ООО "Водоканал города Орска" (поставщик) и ОАО "ЮУНК" (абонент) заключен договор на очистку сточных вод N 20.0, по условиям пункта 1.1 которого поставщик производит прием хозбытовых (фекальных) сточных вод абонента, через канализационную сеть, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям канализации, от объектов, указанных в Приложении N 3 к договору, и их очистку (т.1, л.д.24).
Согласно пункту 1.2 договора поставщик осуществляет начисление платы за услуги по приему сточных вод и их очистку, выставление счетов-фактур за очистку сточных вод, осуществляет прием платежей во исполнение договора, оказанных в соответствии с договором.
В силу пункта 5.1 договора сточные воды, сбрасываемые абонентами в систему городской канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему централизованной канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих допустимые нормы (нормы ДК), установленные абоненту в приложении N 4 к договору. Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых в городскую канализацию сточных водах определяются, согласно действующим решениям Орского городского Совета депутатов. Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах производится поставщику (пункт 5.5 договора). В соответствии с пунктами 2.1.6, 2.1.10 договоров поставщик обязуется производить лабораторный контроль качества сбрасываемых в систему канализации сточных вод, путем отбора проб. Отбор производить в любое время суток в присутствии представителя абонента. Полученный результат считать действительным до следующего отбора. Пунктами 4.1.7, 3.1.7 договоров установлена обязанность абонента обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в канализацию сточных вод. Между ООО "Водоканал города Орска" (принципал) и ПАО "ЮУНК" (агент) 27.04.2018 подписано соглашение о расторжении агентского договора N 12/10/39 от 01.03.2010 с 01.05.2018, за исключением пункта 1.3 агентского договора N 12/10/39 от 01.03.2010 (т.1, л.д.43). Согласно пункту 2 соглашения пункт 1.3 агентского договора N 12/10/39 от 01.03.2010 действует до 31.05.2018. После 31.05.2018 агент не вправе принимать на свои расчетные и специальные счета, поступившие денежные средства, согласно пункту 1.3 агентского договора N 12/10/39 от 01.03.2010. Как указывает истец, отборы проб сточных вод производились из согласованных канализационных колодцев ответчика. Так, истцом в период с января 2017 г. по ноябрь 2019 г. в присутствии представителя ответчика проведены отборы проб сточных вод из канализационных колодцев по следующему объекту: г. Орск, ул. Призаводская, д.1, составлены акты отбора проб сточных вод. По результатам исследования отобранных проб внесены сведения в журнал регистрации анализа проб сточной воды. В материалы дела представлены выписки из указанного журнала (т.1, л.д.87-149; т.2, л.д.3-69). В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод). Акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний и возражений. На основании анализа проб сточных вод истцом установлено превышение норм допустимых концентраций, установленных Решением Орского городского совета депутатов N 54-964 от 09.09.2009 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых предприятиями и организациями в систему канализации города Орска". В соответствии с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.11.2016 N 792-п, Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области", условиями договора N17.0 от 01.01.2020 и N20.0 от 01.01.2020, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ размер которой составил 1 608 564 руб. 68 коп. В целях урегулирования спора, истец направил ответчику претензию N582 от 28.01.2019 (т.2, л.д. 100), которая осталась без ответа и удовлетворения.
Поскольку ПАО "ЮУНК" обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ не исполнены, ООО "Водоканал города Орска" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, признал правомерным расчет истца.
Апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В связи с вступлением в силу с 14.08.2013 Правил N 644, в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) внесены изменения, в частности, с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил. При этом остальные пункты Правил N167 силу не утратили. Требованиями действующего законодательства предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций. Пунктом 1 статьи 30 Закона N416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, производится организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ). Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод предусмотрены пунктами 64, 65, 67 Правил N 167. Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее по тексту - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644. Согласно пункту 27 параграфа IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. Пунктом 61 Правил N 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. На основании анализа проб сточных вод, сбрасываемых ответчиком, установлено, что в отобранных пробах загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций. Факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах ответчиком документально не оспорен, акты отбора проб сточных вод подписаны представителем ответчика, и являются относимыми и допустимыми доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением нормативов допустимых концентраций.
Акты отбора проб подписаны представителями ответчика без возражений.
Исходя из содержания актов отбора проб сточных вод истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ составляет 1 608 564 руб. 68 коп.
Расчет платы, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным.
Довод подателя жалобы о применении истцом неверного способа расчета нельзя признать обоснованным.
Как усматривается из содержания договора от N 17.0 от 01.01.2010, в части водоотведения истец оказывает ответчику услуги по приему хозфекальнывх (бытовых) стоков, их транспортировке и очистке, и выставляет счета на оплату услуг по водоотведению (очистке) и транспортировке сточных вод.
Из подпунктов 1, 2 пункта 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, а также прием и транспортировка сточных вод. В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении тариф на водоотведение подлежит государственному регулированию.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входят: тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод и тариф на подключение (технологической присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 11 указанного нормативного акта тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями с учетом следующих параметров:
а) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;
б) категории сточных вод:
жидкие бытовые отходы;
поверхностные сточные воды;
хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
сточные воды, отводимые иными абонентами;
в) объем сточных вод.
Анализ приведенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что государственному регулированию подлежат цены не только на водоотведение, включающее в себя полный комплекс услуги - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, но и на отдельные регулируемые виды деятельности, такие как очистка сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод посредством использования иных систем коммунальной инфраструктуры. При осуществлении организацией деятельности по очистке сточных вод и (или) обращению с осадком сточных вод орган регулирования устанавливает тариф на водоотведение, учитывая расходы регулируемой организации именно на указанные виды деятельности. Указанный тариф устанавливается для организаций, не являющихся гарантирующими, но эксплуатирующих отдельные объекты системы водоотведения в целях оказания технологически присоединенным абонентам услуг в сфере очистки сточных вод и обращения с их осадком.
Постановлениями Администрации города Орска Оренбургской области от 15.12.2014 N 7922-п, от 15.12.2016 N 7484-п, от 14.12.2017 N 6913-п для истца утверждены тарифы, как на транспортировку стоков, так и на их очистку.
При расчете истцом использовались оба тарифа, что не противоречит порядку ценообразования в сфере водоотведения.
Ввиду непредставления доказательств оплаты суммы задолженности, требования истца правомерно удовлетворены в полном объеме.
Ссылка подателя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2016 по делу N 52-АПГ16-3 в данном случае подлежит отклонению, поскольку в делах имеются разные обстоятельства. Так, Верховным Судом Российской Федерации по делу N 52-АПГ16-3 было установлено, что ОАО "Водоканал" г. Горно-Алтайска оказывало только услугу по очистке сточных вод, для общества был утвержден один тариф. В рассматриваемом случае оказывались услуги, как по транспортировке, так и по очистке сточных вод, тариф утвержден на каждую услугу, не оспорен и в судебном порядке недействительным не признан.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 июня 2020 г. по делу N А47-2230/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2230/2020
Истец: ООО "Водоканал города Орска"
Ответчик: ПАО "ЮЖНО - УРАЛЬСКИЙ НИКЕЛЕВЫЙ КОМБИНАТ"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд