Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф02-5622/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Чита |
|
04 сентября 2020 г. |
Дело N А19-11208/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
при секретаре судебного заседания Родионовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-11208/2019 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Иркутский центр технической экспертизы" (ОГРН 1093850027028, ИНН 3808210621) судебных расходов,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.07.2019 в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Иркутский центр технической экспертизы" к Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области отказано.
Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с истца судебных расходов в размере 11042, 90 руб.
Определением суда от 23.06.2020 в удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 06.05.2020 N 08-12/008578 о взыскании судебных расходов оставлено без удовлетворения.
Судебный акт принят со ссылками на статьи 65, 101, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и мотивирован отсутствием оснований для взыскания судебных расходов.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, просит отменить определение суда, полагает, что заявление о взыскании судебных расходов подлежит удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.08.2020.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не представил.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Поскольку стороны каких-либо ходатайств не заявили, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих ходатайств в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.07.2019 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Иркутский центр технической экспертизы" к Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области отказано.
После рассмотрения дела по существу, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 11042, 90 руб., составляющих оплату услуг представителя при рассмотрении дела судом.
На основании статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" (далее - Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 121) следует, что лицо, требующее возмещения судебных издержек, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
По мнению апелляционного суда, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии основания для компенсации расходов представителя Рябиковой А.А., являющейся сотрудником налогового управления, и представлявшей интересы инспекции, за счет ООО ""Иркутский центр технической экспертизы", исходя из следующего.
В силу статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области не являлось лицом, участвующим в настоящем деле.
Интересы МИ ФНС N 20 по Иркутской области в судах представлял сотрудник УФНС по Иркутской области Рябикова А.А. на основании доверенности.
Оплата расходов указанного представителя заинтересованного лица произведена УФНС по Иркутской области, а не инспекцией.
Заинтересованным лицом в рассмотренном споре являлась МИ ФНС N 20 по Иркутской области, чей ненормативный правовой акт оспаривался в судебном порядке.
При этом УФНС России по Иркутской области лицом, участвующим в деле, не являлось, а инспекция, выступая исключительно от своего имени, как органа, вынесшего оспариваемый обществом ненормативный акт, в интересах налогового управления участия в судебном разбирательстве не принимала; процессуального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между инспекцией и налоговым управлением при рассмотрении настоящего дела не производилось.
УФНС по Иркутской области и МИ ФНС N 20 по Иркутской области являются юридическими лицами, которые в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют гражданские права и несут обязанности, вытекающие из своей деятельности.
Процессуальные права и процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) согласно статье 43 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возникают и могут быть реализованы стороной по делу, обладающей правом на судебную защиту в арбитражном суде своих прав и законных интересов.
В силу частей 1, 2, 8 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
Нормы Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не устанавливают каких-либо особенностей участия налоговых органов в материальных и процессуальных отношениях.
При этом статус УФНС по Иркутской области как распорядителя бюджетных средств и наличие у него полномочий по распределению выделенных бюджетных ассигнований между подведомственными получателями бюджетных средств на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предполагает возможность взыскания в его пользу расходов на служебные командировки сотрудников подведомственного получателя бюджетных средств, оплаченных за счет сметы Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, которое также является самостоятельным получателем бюджетных средств.
Доводы о том, что территориальные органы Федеральной налоговой службы и Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области являются единой централизованной системой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, финансируются из одного бюджета и участие специалиста Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области обусловлено обязанностью правового сопровождения, предусмотренного ведомственными правовыми актам, отклоняются, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не влияют на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку расходы представителя заинтересованного лица по настоящему делу фактически понесены УФНС России по Иркутской области, которое не являлось лицом, участвующим в деле о правах и обязанностях которого был принят судебный акт, то в пользу налогового управления они взысканию не подлежат.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2015 N Ф02-1546/2015 по делу N А19-10466/2013, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 N 04АП-6162/2016 по делу N А78-10704/2016.
Доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств и применения норм материального права. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, которые проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, не имеется, нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены определения арбитражного суда первой инстанции и проверяемые согласно части 6 статьи 268 Кодекса вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судом не нарушены, в связи с чем определение подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2020 года по делу N А19-11208/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11208/2019
Истец: ООО "Иркутский центр технической экспертизы"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N20 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5622/20
04.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4839/19
06.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7611/19
05.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4839/19
03.07.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11208/19