Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф05-18394/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 сентября 2020 г. |
Дело N А40-217966/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Шведко,
судей М.С. Сафроновой, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Шашковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оптима Энерго" на определение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2020 об отказе во включении в реестр требований кредиторов, по делу N А40-217966/19, вынесенное судьей Л.В. Кузнецовой, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "ИК Профит",
при участии в судебном заседании:
от ООО "ИК Профит": Асташенко О.Н. по доверенности от 15.01.2020 г.,
от ООО "Оптима Энерго": 19.12.2018 г.,
от УФНС России: Сыроватская С.И. по доверенности 12.09.2019 г.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2019 в отношении ООО "ИК Профит" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена Шуляковская Е.Е., о чем опубликованы сведения в газете "Коммерсантъ" от 30.11.2019.
Определением Арбитражного суда города Москвы суда от 15.06.2020 отказано во включении в реестр требований кредиторов должника ООО "ИК Профит" требования ООО "Оптима Энерго" в размере 5 458 128 руб. 47 коп.
Не согласившись с определением суда, ООО "Оптима Энерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, ссылаясь на то, что обоснованность требований подтверждена надлежащими доказательствами.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители конкурсного управляющего должника и уполномоченного органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве и письменных объяснениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени ее рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого судебного акта, как принятого без учета всех существенных обстоятельств спора.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, поскольку может иметь место злонамеренное соглашение должника и конкретного кредитора с целью причинения вреда имущественным правам иных кредиторов либо с целью ведения контролируемого банкротства.
Как следует из материалов дела, задолженность перед ООО "Оптима Энерго" в размере 5 458 128 руб. 47 коп. возникла из договора подряда от 01.09.2017 N 39-СМР- СП/16-ИК, соглашении о расторжении указанного договора подряда от 28.12.2018, заключенных должником и кредитором.
Между ООО "Оптима Энерго" (подрядчик) и ООО "ИК Профит" (субподрядчик) был заключен договор подряда от 01.09.2017 N 39-СМР-СП/16-ИК, предметом которого являлось выполнение строительно-монтажных работ по подключению к системам теплоснабжения ПАО "МОЭК" объекта капитального строительства многоэтажного жилого комплекса с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Москва, кв. 75 р-на Хорошево-Мневники, Карамышевская наб., вл.34-36, 40, корп. 16,17.
Сроки выполнения работ согласованы сторонами в пункте 1.7 договора. Срок выполнения работ с 01.09.2017, дата окончания работ 20.01.2018. Работы выполняются субподрядчиком в соответствии с графиком производства работ (приложение N 2 к договору). Сроки выполнения работ могут быть изменены по соглашению сторон.
Пунктом 1.5 договора определено, что подрядчик обязуется принять соответствующий проектной документации результат работ и оплатить его согласно условиям договора.
Цена договора составляет 59 059 944 руб. 75 коп. (пункт 2.1 договора).
Стоимость выполненных в календарном месяце работ определяется на основании ежемесячно подписываемых сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Порядок оплаты строительно-монтажных работ установлен сторонами в разделе 5 договора, пунктом 5.1 которого определено, что авансовый платеж 4 000 000 руб. подрядчик производит в течение 5 календарных дней с даты выставления счета субподрядчиком.
Сумма выданного авансового платежа удерживается подрядчиком при оплате за выполненные работы пропорционально общей стоимости работ до полного погашения. Сумма удерживаемого авансового платежа указывается в справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).
Подрядчик оплачивает субподрядчику выполненные и принятые работы (этапы работ) на основании подписанных обеими сторонами актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счета и выставляемых субподрядчиком счетов-фактур в течение 45 календарных дней с даты предоставления подписанного комплекта названных документов. Размер текущей оплаты рассчитывается как сумма выполненных и принятых работ нарастающим итогом, при этом оплата производится до достижения суммы 90% от стоимости работ.
Окончательный расчет в размере 10% от цены договора, указанной в пункте 2.1 договора, за выполненные работы производится подрядчиком в течение 45 календарных дней после получения от субподрядчика исполнительной документации в полном объеме.
Из материалов дела следует и подтверждено представленными актами о приемке выполненных работ от 29.12.2017 N 1, от 31.01.2018 N 2, от 20.02.2018 N 3, от 30.03.2018 N 4, от 15.05.2018 N 5, от 15.06.2018 N 6, от 31.07.2018 N 7, от 31.08.2018 N 8, от 15.11.2018 N 9, что субподрядчиком выполнены, а подрядчиком приняты работы на сумму 53 460 681 руб. 75 коп.
В период с 20.09.2017 по 23.10.2018 подрядчиком перечислены субподрядчику в качестве оплаты по договору денежные средства в сумме 54 969 232 руб. 76 коп.
Как следует из условий пункта 9.2 договора, договор может быть расторгнут по взаимному письменному соглашению сторон, а также по инициативе одной из сторон в в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.
Основанием для одностороннего внесудебного расторжения (отказа от исполнения) договора подрядчиком является, в частности задержка по вине субподрядчика сроков выполнения работ (этапа работ) на срок свыше 30 календарных дней (пункт 9.3 договора).
В пункте 9.3.6 договора указано, что подрядчик может в любое время до сдачи ему результата работы в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, уплатив субподрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения уведомления о прекращении действия договора.
Подрядчик, решивший расторгнуть договор, направляет письменное уведомление субподрядчику. Договор считается расторгнутым с даты получения субподрядчиком такого уведомления, или иной даты, указанной в уведомлении подрядчика (пункт 9.4 договора).
Согласно пункту 9.5 договора при отказе подрядчика от исполнения договора субподрядчик обязан в течение 5 рабочих дней возвратить подрядчику денежные средства, полученные им в качестве частичной оплаты (аванса), за вычетом стоимости работ, фактически выполненных субподрядчиком и принятых подрядчиком по акту о приемке выполненных работ.
Уведомлением от 10.12.2018, направленным субподрядчику и полученным им, подрядчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, ссылаясь на нарушение субподрядчиком срока выполнения работ.
Подрядчик в данном уведомлении просил субподрядчика по акту о прекращении работ передать результаты фактически выполненных работ, а также уплатить неустойку по договору и вернуть сумму неотработанного аванса.
Впоследствии стороны заключили соглашение о расторжении договора от 28.12.2018, в котором подтвердили расторжение договора подряда с 11.12.2018 на основании уведомления от 10.12.2018.
В пункте 4 соглашения стороны указали, что размер переплаты (неотработанного аванса) по договору составляет 1 508 511 руб. 01 коп.
По условиям пункта 5 соглашения сторонами согласовано, что гарантийные удержания в размере 10% стоимости выполненных работ в сумме 5 346 068 руб. 18 коп. подлежат возврату субподрядчиком подрядчику в качестве штрафа за недостижение субподрядчиком итогового результата работ в виде законченного строительством объекта.
Согласно пункту 6 соглашения стороны подтверждают, что на основании соглашения об отступном от 21.12.2018 обязательство по оплате сумм, указанных в пунктах 4 и 5 соглашения, прекращено в части на общую сумму 1 701 379 руб. На дату подписания соглашения общий размер задолженности субподрядчика по обязательствам, указанным в пунктах 4 и 5 соглашения, составляет 5 153 200 руб. 19 коп.
Суд первой инстанции, признавая требования необоснованными, пришел к выводу о необоснованности требования подрядчика о взыскании штрафа с субподрядчика, так как стороны определили источник денежных средств, из которых штраф подлежит уплате (гарантийные удержания), а также порядок его уплаты (путем возврата гарантийных удержаний). При отсутствии доказательств осуществления гарантийных удержаний со стороны субподрядчика, условие соглашения о возврате этих сумм субподрядчиком подрядчику в качестве штрафа не может быть исполнено. Уплата субподрядчиком штрафа за счет иных источников договором и соглашением не предусмотрена.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Первый из пунктов 5.1, содержащихся в Договоре, предусматривает следующее:'
"5.1. Оплата по настоящему Договору производится в следующем порядке: Авансовый цлатеж 4 000 000 (Четыре миллиона) рублей 00 копеек, в том числе НДС 18 % - 610 169,49 (Шестьсот десять тысяч сто шестьдесят девять) рублей 49 копеек Подрядчик производит в течение 5 (Пяти) календарных дней с даты выставления счета Субподрядчиком.
Сумма выданного авансового платежа удерживается Подрядчиком при оплате за выполненные работы пропорционально общей стоимости работ до полного погашения. Сумма удерживаемого авансового платежа указывается в справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).".
То есть, данный пункт Договора определяет порядок авансирования работ.
Второй из пунктов 5.1, содержащихся в Договоре, устанавливает следующее: "5.1. Подрядчик оплачивает Субподрядчику выполненные и принятые Работы (этапы Работ) на основании подписанных обеими Сторонами: Актов о приемке выполненных работ (КС-2), Справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), Счета и выставляемых Субподрядчиком счетов-фактур в течение 45 (Сорока пяти) календарных дней.с даты предоставления подписанного комплекта документов согласно настоящему пункту. Размер текущей оплаты рассчитывается как сумма выполненных и принятых работ нарастающим итогом, при этом оплата производится до достижения суммы 90% (Девяносто процентов) от стоимости работ.
Окончательный расчет в размере 10% (Десяти процентов) от Цены настоящего Договора, указанной в п. 2.1 Договора, за выполненные работы производится Подрядчиком в течение 45 (Сорока пяти) календарных дней после получения от Субподрядчика исполнительной документации в полном объеме.".
То есть, второй из пунктов за номером,5.1 определяет перечень документов, на основании которых осуществляется оплата выполненных работ и сроки внесения оплаты за выполненные работы; также данным пунктом установлено правило об оплате окончательного расчета только после передачи исполнительной документации в полном объеме.
Пункт 1.1 Дополнительного соглашения пункт 5.1 Договора излагается в следующей редакции: "Оплата по настоящему Договору производится в следующем порядке: Авансовый платеж 4 000 000,00 (Четыре миллиона рублей 00 копеек), в т.ч. НДС 18% 610 169,49 руб. (Шестьсот десять тысяч сто шестьдесят девять рублей 49 копеек) Подрядчик производит в течение 5 (Пяти) календарных дней с даты выставления счета Субподрядчиком.
Последующие авансовые платежи будут производиться Подрядчиком в размере не более 30 % (Тридцать процентов) от общей суммы Договора в течение 5 (Пяти) календарных дней с даты выставления счета Субподрядчиком.
Сумма выданных авансовых платежей удерживается Подрядчиком при оплате за выполненные работы пропорционально общей' стоимости работ до полного погашения. Сумма удерживаемого авансового платежа указывается в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).".
Из содержания Дополнительного соглашения усматривается, что изменения, внесенные в Договор, касаются только порядка авансирования работ, то есть, изменения вносятся в первый из пунктов за номером 5.1: первые абзацы Договорного пункта 5.1 и пункта Дополнительного соглашения полностью идентичны, изменений нет; второй абзац пункта Дополнительного соглашения является новым (вводимым) и предусматривает возможность внесения дополнительных авансовых платежей, помимо первого авансового платежа; второй абзац Договорного пункта 5.1 и третий абзац пункта Дополнительного соглашения по существу аналогичны; разница данных Положений лишь в том, что, в связи с введением возможности внесения нескольких авансовых платежей, в новой редакции данного абзаца авансовые платежи упоминаются во множественном числе.
Из буквального содержания Дополнительного соглашения следует, что, заключая данное Дополнительное соглашение, стороны преследовали единственную цель -предоставить Подрядчику право вносить дополнительные авансовые платежи.
Второй из пунктов за номером 5.1, устанавливающий перечень документов, на основании которых осуществляется оплата выполненных работ, сроки внесения оплаты за выполненные работы и правило об оплате окончательного расчета после передачи исполнительной документации в полном объеме, не изменен и не отменен Дополнительным соглашением и действует в первоначальной договорной редакции. Дополнительное соглашение не содержит указания на изменение или отмену порядка оплаты выполненных работ, закрепленного вторым из пунктов Договора за номером 5.1.
В соответствии с частью 2 статьи 431 ГК РФ если правила, содержащиеся в части первой указанной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Дополнительное соглашение заключено сторонами 15.09.2017, спустя две недели после заключения Договора.
В ходе исполнения Договора, в соответствии с положениями Дополнительного соглашения, Подрядчик, начиная с 20.09.2017, вносил Субподрядчику авансовые платежи, что подтверждается платежными поручениями N 1940 от 20.09.2017, N 2851 от 18.12.2017, N204 от 01.02.2018, N730 от 23.03.2018,N* 1469 от 22.05.2018, N1837 от 21.06.2018 (том 1,л.д. 102, 103, 105, 108, ПО, 111).
Сдача и приемка выполненных работ осуществлялись сторонами начиная с 29.12.2017 - то есть, приемка работ по Договору также осуществлялась после подписания сторонами Дополнительного соглашения и с учетом его положений.
Выполненные работы предъявлялись Субподрядчиком к приемке и оплате следующим образом:
- согласно справке КС-3 N 1 от 29.12.2017 (том 1, л.д. 77) стоимость выполненных работ составляет 5 819 020,32 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 581 902,03 руб. и с удержанием 30% аванса 'в размере 1 745 706,10 руб.; платежным поручением N 162 от 24.01.2018 Подрядчик оплатил Субподрядчику выполненные работы в сумме 3 491 412,19 руб. (том 1, л.д. 104);
- согласно справке КС-3 N 2 от 31.01.2018 (том 1, л.д. 80) стоимость выполненных работ составляет 6 583 881,72 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 658 388,17 руб. и с удержанием 30% аванса в размере 1 975 164,52 руб.; платежным поручением N 352 от 14.02.2018 Подрядчикюплатил-Субподрядчику выполненные работы в сумме 3 950 329,03 руб. (том 1, л.д. 106)f
- согласно справке КС-3 N 3 от 20.02.2018 (том 1, л.д. 82) стоимость выполненных работ составляет 7 341 198,66 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 734 119,87 руб. и с удержанием 30% аванса в размере 2 202 359,60 руб.; платежным поручением N 425 от 22.02.2018 Подрядчик оплатил Субподрядчику выполненные работы в сумме 4 702 494,15 руб. (том 1, л.д. 107);
- согласно справке КС-3 N 4 от 30.03.2018 (том 1, л.д. 85) стоимость выполненных работ составляет 1 066 473,63 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 106 647,36 руб. и с удержанием 30% аванса' в размере 319 942,09 руб.; платежным поручением N 1539 от 30.05.2018 Подрядчик оплатил Субподрядчику выполненные работы в сумме 639 884,18 руб. (том 1, л.д. 109);
- согласно справке КС-3 N 5 от 15.05.2018 (том 1, л.д. 88) стоимость выполненных работ составляет 2 177 807,22 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 217 780,72 руб. и с удержанием аванса в размере 1 960 026,72 руб.; оплата выполненных работ на основании данной справки не осуществлялась, поскольку гарантийные удержания и удержание аванса полностью покрывают стоимость выполненных работ, итоговая сумма к оплате - 0,00 руб.;
- согласно справке КС-3 N 6 от 15.06.2018 (том 1, л.д. 90) стоимость выполненных работ составляет 11 593 739,73 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 1159 373,97 руб. и с удержанием аванса в размере 3 478 121,92 руб.; платежным поручением N 2482 от 10.08.2018 Подрядчик оплатил Субподрядчику выполненные работы в сумме 6 956 243,84 руб. (том 1, л.д. 112);
- согласно справке КС-3 N 7 от 31.07.2018 (том 1, л.д. 93) стоимость выполненных работ составляет 7 432 464,50 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 743 246,45 руб. и с удержанием аванса в размере 2 229 739,35 руб.; платежным поручением N 3235 от 02.10.2018 Подрядчик оплатил Субподрядчику выполненные работы в сумме 4 459 478,70 руб. (том 1, л.д. 113);
- согласно справке КС-3 N 8 от 31.08.2018 (том 1, л.д. 96) стоимость выполненных работ составляет 1211 883,09 руб. за вычетом 10% гарантийных удержаний в размере 121 188,31 руб. и с удержанием аванса в размере 363 564,93 руб.; платежным поручением N 3508 от 23.10.2018 Подрядчик оплатил Субподрядчику выполненные работы в сумме 727 129,85 руб. (том 1, л.д. 114).
Таким образом, вышеперечисленными документами подтверждается, что при исполнении Договора стороны уменьшали сумму оплаты за выполненные работы на 10%, то есть, применяли положения второго из пунктов Договора за номером 5.1 о порядке оплаты выполненных работ.
По смыслу пункта 4.2 Договора (том 1, л.д. 46) подготовку документов, сопровождающих сдачу-приемку выполненных работ, в том числе справок формы КС-3, осуществляет Субподрядчик.
При подготовке справок формы КС-3 Субподрядчик именовал окончательный расчет в размере 10% стоимости выполненных работ термином "гарантийные удержания 10%" (том 1, л.д. 77,80, 82, 85, 88, 90, 93, 96), что соответствует обычной практике заполнения справок формы КС-3 и не изменяет обязательств сторон, установленных Договором.
Поскольку при исполнении Договора стороны рассматривали данные термины как равнозначные, при заключении- Соглашения о расторжении договора от 28.12.2018 в пункте 5 (том 1, л.д. 118) стороны также использовали термин "гарантийные удержания".
Кроме того, пункт 5 Соглашения о расторжении договора от 28.12.2018 (том 1, л.д. 117) устанавливает буквально следующее: "5. Сторонами согласовано, что гарантийные удержания в размере 10% стоимости выполненных работ в сумме 5 346 068,18 руб. (Пять миллионов триста сорок шесть тысяч шестьдесят восемь рублей 18 копеек), в т.ч. НДС 18% 815 501,93 руб. (Восемьсот пятнадцать тысяч пятьсот один рубль 93 копейки), подлежат возврату Субподрядчиком Подрядчику в качестве штрафа за недостижение Субподрядчиком итогового результата работ в виде законченного строительством объекта".
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу статьи 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждены заявленные кредитором требования, а именно: второй из пунктов за номером 5.1 Договора не был изменен или отменен сторонами, при исполнении Договора стороны действовали с учетом установленных данным пунктом положений о порядке оплаты выполненных работ; при заключении, исполнении и расторжении Договора стороны использовали понятия "окончательный расчет" и "гарантийные удержания" как равнозначные; в связи с нарушением Субподрядчиком сроков выполнения работ Договор был расторгнут Подрядчиком в одностороннем порядке; на момент расторжения Договора Субподрядчиком выполнены работы общей стоимостью 53 460 681,75 руб., при этом выполненные работы подлежат оплате в размере 90% их стоимости; основания для оплаты Подрядчиком Субподрядчику окончательного расчета в размере 10% стоимости выполненных работ отсутствуют, поскольку исполнительная документация в полном объеме Субподрядчиком Подрядчику не передана (фрагменты исполнительной документации, переданной Субподрядчиком Подрядчику по сопроводительному письму от 17.12.2018 (том 2, л.д. 9), не соответствует полному перечню исполнительной документации, установленному Договором (том 1, л.д. 54-56)); к моменту расторжения Договора Подрядчик внес Субподрядчику оплат на общую сумму 54 969 232,76 руб.; сумма в размере 5 346 068,18 руб., составляющая 10% стоимости выполненных работ (окончательный расчет, гарантийные удержания), и сумма в размере 1 508 511,01 руб. (переплата сверх общей стоимости выполненных работ) являются переплатой по Договору и подлежат возврату Субподрядчиком Подрядчику; соглашением об отступном от 21.12.2018 (том 1, л.д. 119-121) обязательство Субподрядчика по возврату Подрядчику указанных сумм прекращено в части, на сумму 1 701 379,00 руб.; итоговый размер задолженности Субподрядчика перед Подрядчиком после заключения соглашения об отступном составляет 5 153 200,19 руб.; стороны подтвердили вышеуказанное состояние взаиморасчетов в Соглашении о расторжении договора от 28.12.2018; пунктом 7 Соглашения о расторжении договора от 28.12.2018 срок возврата указанной суммы продлен Субподрядчику до 31.01.2019; в связи с тем, что указанная сумма не уплачена Субподрядчиком добровольно, в соответствии со статьей 395 ГК РФ на указанную сумму подлежат начислению проценты за период с 01.02.2019 по 18.11.2019 в размере 304 888,28 руб. (расчет процентов - том 1, л.д. 6).
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, установив, что в материалы дела представлены достаточные доказательства в подтверждение обоснованности заявленного требования, тогда как доказательства оплаты должником кредитору в материалах дела отсутствуют, приходит к выводу об отмене определения суда от 15.06.2020 и признании требований ООО "ОПТИМА ЭНЕРГО" в размере 5 458 128, 47 руб. обоснованными и подлежащими учету в третьей очереди реестра требований кредиторов ООО "ИК Профит", в том числе, 304 888,28 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащими учету отдельно.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан верным.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2020 по делу N А40-217966/19 отменить.
Признать требования ООО "ОПТИМА ЭНЕРГО" в размере 5 458 128, 47 руб. обоснованными и подлежащими учету в третьей очереди реестра требований кредиторов ООО "ИК Профит", в том числе, 304 888,28 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащими учету отдельно.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.И. Шведко |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217966/2019
Должник: ООО "ИНЖЕНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ПРОФИТ"
Кредитор: АО "Корпорация космических систем специального назначения "Комета", Еремичева Наталья Александровна, ИФНС N14 по г.Москве, ООО "Инженерная Компания Профит", ООО "КОМПЛЕКСНЫЙ ЭНЕРГОСЕРВИС", ООО "ОПТИМА ЭНЕРГО", ООО Группа компаний НЕРУД, Плеханов Виктор Викторович
Третье лицо: Шуляковская Елена Евгеньевна
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18394/20
06.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18394/20
14.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11589/2023
04.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18394/20
15.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78506/2022
06.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18394/20
23.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77875/2022
19.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59754/2022
29.03.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18394/20
13.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74815/2021
22.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64137/2021
06.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44492/2021
11.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14647/2021
29.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12086/2021
04.03.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79165/20
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18394/20
02.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33627/20
10.01.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-217966/19
19.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-217966/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-217966/19