г. Челябинск |
|
14 сентября 2020 г. |
Дело N А76-48665/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2020 по делу N А76-48665/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Мира Мед" - Михеева М.С. (доверенность N 1 от 17.06.2019, диплом);
Челябинской таможни - Зимовцев Д.П. (доверенность N 31 от 17.01.2020, диплом), Никитина М.П. (доверенность N 3 от 09.01.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "МираМед" (далее - заявитель, ООО "МираМед", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской таможне (далее - таможня) о признании недействительными шести решений от 11.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10504110/260117/0001047 от 26.01.2017, N 10504110/270617/0012389 от 27.06.2017, N 10504110/240717/0014563 от 24.07.2017, N10504110/150817/0016479 от 15.08.2017, N10504110/201017/0021953 от 20.10.2017, N10504110/171117/0024521 от 17.11.2017 (т.1 л.д.2-6).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от10.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) (т.3 л.д.8).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 09.07.2020) требования заявителя удовлетворены, оспоренные решения таможни признаны недействительными, а также с таможни в пользу ООО "МираМед" взыскано 18000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, таможня обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, а также нарушение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе таможня просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на законность и обоснованность оспоренных ненормативных правовых актов. Обращает внимание на следующие обстоятельства: для подтверждения права на льготу в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий необходимо представление на такие изделия регистрационных удостоверений и отнесение изделий к кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКП), указанным в Перечне медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042); для подтверждения этой льготы заявитель при ввозе товара представил регистрационное удостоверение с указанием кода ОКП 943800 "Изделия травматологические", тогда как в декларациях на товары (далее - ДТ) указан иной код ОКП 943700 "Наборы медицинские", в этой связи таможней приняты правильные решения о необходимости внесения изменений в ДТ; регистрационное удостоверение - документ, подтверждающий факт государственной регистрации медицинского изделия, а также право на льготу в отношении медицинских изделий, которым присвоен код ОКП 943800, и их принадлежностей; так как обществом ввезены медицинские инструменты с иным кодом ОКП, предоставление обществу льготы является неправомерным; указанный в декларации о соответствии товаров код ОКП также отличается от кода, указанного в регистрационном удостоверении, послужившем основанием для регистрации такой декларации, и не подтвержден документально (при регистрации декларации о соответствии достоверность сведений о товаре не проверяется); единственным документом, подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Представители таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "МираМед" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1127447014232 и, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет оптовую торговлю изделиями, применяемыми в медицинских целях (т.1 л.д.77-78).
26.01.2017 ООО "МираМед" на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Челябинской таможни представлена ДТ N 10504110/260117/0001047 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 2 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 943700.
27.06.2017 ООО "МираМед" на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Челябинской таможни представлена ДТ N 10504110/270617/0012389 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 2 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 94 3700.
24.07.2017 ООО "МираМед" на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Челябинской таможни представлена ДТ N 10504110/240717/0014563 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 2 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 943700.
15.08.2017 ООО "МираМед" на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Челябинской таможни представлена ДТ N 10504110/150817/0016479 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 2 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 943700.
20.10.2017 ООО "МираМед" на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Челябинской таможни представлена ДТ N 10504110/201017/0021953 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 4 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 943700.
17.11.2017 ООО "МираМед" на Южно-Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Челябинской таможни представлена ДТ N 10504110/171117/0024521 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товара, в том числе товара N 2 - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов), с указанием кода ОКП 943700.
В целях освобождения от уплаты НДС по ввезенному товару общество представило: 1. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293 (на имплантаты и инструменты для эндопротезирования суставов) (т.1 л.д.54-55); 2. Декларацию о соответствии от 13.10.2015 регистрационный номер РОСС СН.МЕ20.Д01970, согласно которой товар - имплантаты для эндопротезирования суставов (эндопротезы и компоненты эндопротезов суставов), классифицирован по кодам ОКП 943800 и ТН ВЭД 9021399000 (т.1 л.д.56); 3. Декларацию о соответствии от 13.10.2015 регистрационный номер РОСС СН.МЕ20.Д01969, согласно которой товар - инструменты для эндопротезирования суставов (инструменты для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов) классифицирован по кодам ОКП 94 3700 и ТН ВЭД 9018 90 840 9 (т.1 л.д.57).
18.07.2019 должностными лицами таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "МираМед" на предмет достоверности сведений, заявленных в ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ. По результатам проверки таможней составлен Акт от 27.09.2019 N 10504000/210/270919/А000424, в котором отражен факт заявления обществом в графе 31 ДТ кода ОКП ввезенного товара, отличный от кода, указанного в регистрационном удостоверении, что, по мнению таможни, свидетельствует о невыполнении условий применения примечания 1 к Перечню N 1042 для применения раздела 1 "Медицинские изделия" в целях предоставления льготы по уплате НДС (т.1 л.д.58-61, т.2 л.д.53-64).
В этой связи таможней приняты решения: 1) от 11.11.2019 - о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10504110/260117/0001047 по товару N 2; 2) от 11.11.2019 - о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10504110/270617/0012389 по товару N2; 3) от 11.11.2019 - о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N10504110/240717/0014563 по товару N2; 4) от 11.11.2019 - о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации N10504110/150817/0016479 по товару N2; 5) от 11.11.2019 - о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации N10504110/201017/0021953 по товару N4; 6) от 11.11.2019 - о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации N10504110/171117/0024521 по товару N2. Одновременно в решениях предложено заявителю в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решений представить корректировку декларации на товары и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товара - также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных пошлин, налоговых и иных платежей, взимание которых возложены на таможенные органы - также документы и (или) сведении, подтверждающие их уплату (т.1 л.д.14-19).
По мнению таможенного органа ООО "МираМед" должно уплатить НДС: по ДТ N 10504110/260117/0001047 - в сумме 34608,83 руб.; по ДТ N 10504110/270617/0012389 - в сумме 100644,87 руб.; по ДТ N 10504110/240717/0014563 - в сумме 45779,36 руб.; по ДТ N 10504110/150817/0016479 - в сумме 54271,1 руб.; по ДТ N 10504110/201017/0021953 - в сумме 80743,45 руб.; по ДТ N 10504110/171117/0024521 - в сумме 37349,25 руб.
Полагая принятые таможней решения незаконными, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о незаконности оспоренных решений таможни.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), действующего с 01.01.2018, установлено, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего в период представления спорных ДТ, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
К таможенным платежам относится в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС, подпункт 3 пункта 3 статьи 46 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ), при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки НДС, указанные в пунктах 2 и 3 этой статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Эти положения применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В силу пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В силу Перечня N 1042 освобождение от налогообложения товаров осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Перечня N 1042, в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость включены: наборы медицинские (код ОКП 943700, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018) - наборы для сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии; наборы травматологические; наборы оториноларингологические; наборы офтальмологические; наборы стоматологические; наборы акушерские, гинекологические, урологические; наборы нейрохирургические; наборы общего назначения; изделия травматологические (код ОКП 943800, код ТН ВЭД ЕАЭС 9021) - изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие.
Согласно Примечанию 1 к Перечню N 1042, для целей применения раздела I данного Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем случае ввезенные обществом товары - медицинские изделия: инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов) в Перечень N 1042 включены. При этом, при декларировании товаров обществом представлено регистрационное удостоверение от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на медицинское изделие - импланты и инструменты для эндопротезирования суставов.
Основанием для отказа заявителю в предоставлении льготы по уплате НДС послужило выявленное в ходе камеральной таможенной проверки несоответствие кода ОКП в представленном регистрационном удостоверении (код 943800 "имплантаты для эндопротезирования суставов") коду ОКП, указанному в ДТ (код 943700 "инструменты для эндопротезирования суставов").
При этом, соответствие товаров как коду ОКП 943800 так и коду ОКП 943700 подтверждено содержанием ДТ и декларациями о соответствии от 13.10.2015 N РОСС СН.МЕ20.Д01970 и N РОСС СН.МЕ20.Д01969.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 56 этих же Правил предусмотрено, что в регистрационном удостоверении указываются сведения о наименовании медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Принадлежности к медицинскому изделию не регистрируются отдельно, так как не являются самостоятельным медицинским изделием. Действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его принадлежности.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", к принадлежностям медицинских изделий отнесены предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинское изделие могло быть использовано в соответствии с целевым назначением.
Из содержания представленного заявителем регистрационного удостоверения от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293 следует, что оно распространяется как на имплантаты, так и на инструменты для эндопротезирования суставов. В приложении к регистрационному удостоверению (листы 1 и 2) поименованы имплантаты и инструменты, в отношении которых это удостоверение выдано. К их числу отнесены в том числе эндопротезы и компоненты эндопротезов суставов, а также инструменты для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, инструменты для эндопротезирования суставов подлежат применению исключительно совместно с медицинскими изделиями (имплантатами), а потому регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 27.01.2015 N РЗН 2015/2293 распространяется как на основное медицинское изделие - имплантаты для эндопротезирования суставов, так и на его принадлежности - инструменты для эндопротезирования суставов (для обработки костной ткани и установки эндопротезов суставов).
Декларациями о соответствии подтверждено, что имплантаты (эндопротезы и компоненты эндопротезов) имеют код ОКП 943800 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9021; инструменты для эндопротезирования суставов имеют код ОКП 943700 и код ТН ВЭД ЕАЭС 9018. То есть, декларация подтверждает соответствие спорного товара - инструментов для эндопротезирования суставов, коду ОКП 93700 и коду ТН ВЭД 9018, в отношении которых положениями статей 149, 150 НК РФ установлено право на льготу по НДС.
Кроме того, акт камеральной таможенной проверки содержит ссылку на решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни об отказе в освобождении от уплаты НДС по ДТ N 10511010/290519/0071485 по аналогичным основаниям.
Между тем, решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2019 по делу N А60-37172/2019, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2020 названное решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни признано незаконным.
В силу пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", проведение мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями, в том числе по определению таможенной стоимости, классификации, происхождению товаров и т.п. В частности, таможенный орган не вправе выносить решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения (например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит, по существу, то же обоснование изменения таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом ошибочным).
В настоящем случае оспоренные решения таможни по существу повторяют решение Уральского таможенного поста (центра электронного декларирования) Уральской электронной таможни, признанное незаконным вступившими в законную силу судебными актами.
Учитывая, что заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие право на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 НК РФ, недостоверность содержащихся в этих документов сведений таможней не установлена, оснований для отказа в предоставлении такой льготы у таможни не имелось, а потому оспоренные решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, следует признать принятыми в отсутствие законных оснований.
Так как такими решениями таможни необоснованно ограничено право заявителя на получение налоговой льготы, суд полагает подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности требований заявителя о признании таких решений недействительными.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.07.2020 по делу N А76-48665/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-48665/2019
Истец: ООО "МираМед"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Уральское таможенное управление Челябинская таможня
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ