г. Челябинск |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А07-21388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "БашстройНур", открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2020 по делу N А07-21388/2017.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" - Романичева Ольга Евгеньевна (доверенность от 1.09.2020, удостоверение адвоката), Нарожный Дмитрий Сергеевич (доверенность от 17.08.2020, удостоверение адвоката), Алексеев Артём Владимирович (доверенность от 24.01.2018, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "БашСтройНур" -Алексеев Артём Владимирович (доверенность от 09.04.2018 N 01-04, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" - Белых Василий Сергеевич (доверенность от 09.09.2020 N 121, диплом);
главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан - Московская Наталья Леонидовна (доверенность от 06.02.2018, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Анмар" - Алексеев Артём Владимирович (доверенность от 07.08.2020, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Геокапитал" Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ГК-1" - Алексеева Айгуль Флоридовна (доверенность от 21.10.2019 N 211019-1/ПИФ, диплом N ДВС 0585448).
Открытое акционерное общество "Выставочный комплекс "Башкортостан" (далее - ОАО "ВК "Башкортостан", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованные лицо) о признании незаконным выраженного в письме Управления N 8686 от 28.03.2017 отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90816 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 158; об обязании Управления в срок, не превышающий четырнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда, направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57, площадью 90816 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 158 (т. 1, л. д. 18-24).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета рассматриваемого спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "БашСтройНур" (далее - ООО "БашСтройНур", третье лицо), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МДМ" (далее - ООО "УК "МДМ", третье лицо), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Главное управление архитектуры и градостроительства, третье лицо), Федеральное государственное бюджетное управление "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ ФКП Росреестра по РБ, третье лицо), муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа г. Уфа Республики Башкортостана (далее - МУП "Уфаводоканал", третье лицо).
Протокольным определением от 24.04.2018 судом первой инстанции произведена замена ООО "УК "МДМ" на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО" (далее - ООО "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО", третье лицо - т. 5, л.д. 137-139).
Определениями суда первой инстанции от 24.04.2018 третьи лица - ООО "БашСтройНур", ООО "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО", на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве соистцов (созаявителей) (т. 5, л.д. 140-146).
До принятия решения по существу спора судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство заявителей об уточнении заявленных требований, в котором заявители просили признать отказ Управления в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158; об обязании Управления в срок, не превышающий 14-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу, направить заявителям проект договора купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 по цене, определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка с указанием на стороне покупателя правообладателей земельного участка пропорционально доли землепользования, в том числе:
- общества "ВК "Башкортостан" - 12 226/90816;
- общества "БашСтройНур" - 23907/90816;
- общества "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО" - 54683/90816 (т. 6, л. д. 117-119, 124-125).
Определением суда первой инстанции от 13.03.2019 произведена замена созаявителя по делу N А07-21388/2017 - ООО "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО" его правопреемником - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО" (далее - ООО "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО") (т. 10, л.д. 91-99).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2020 в удовлетворении требований отказано (т. 18, л.д. 9-66).
С вынесенным решением не согласились заявители - ООО "БашстройНур", ОАО "ВК "Башкортостан" и ООО "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО", а также общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Геокапитал" Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ГК-1" и общество с ограниченной ответственностью "Анмар" (далее - ООО "УК "Геокапитал" Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ГК-1", ООО "Анмар"), обжаловав его в апелляционном порядке.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 рассмотрение апелляционных жалоб было отложено и назначено на 09 часов 30 минут 16.09.2020.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 в составе суда произведена замена судьи Тимохина О.Б., находящегося в отпуске, судьей Карпачевой М.И. После замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
Определениями Восемнадцатого арбитражного суда от 16.09.2020, вынесенными в виде отдельных судебных актов, производство по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Анмар", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Геокапитал" Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ГК-1", поданным в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "БашстройНур", ОАО "ВК "Башкортостан" (далее также - податели жалобы, апеллянты) просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податели апелляционной жалобы ссылаются необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка собственникам расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества. По мнению апеллянтов, к таким основаниям не может быть отнесено нахождение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, ввиду отсутствия документов, позволяющих определить границы второго пояса зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы на местности, а также установить обстоятельство вхождения испрашиваемого к выкупу земельного участка в состав данной зоны. Ссылаются на необходимость установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего основания и порядок установления таких зон. Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы" утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 не соответствует требованиям пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О социально-эпидемиологическом благополучии населения".
Расположение на земельном участке незавершенного строительством объекта (степенью готовности 5%) принадлежащего обществу "Башстройнур" и несоответствие площади испрашиваемого земельного участка действительно необходимой для эксплуатации зданий и сооружений, также не могли служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, исходя из результатов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, аналогичным приведенным в апелляционной жалобе ООО "БашстройНур" и ОАО "ВК "Башкортостан". Дополнительно ООО "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО" указано на ошибочность сделанных судом первой инстанции выводов о расположении земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов при наличии в материалах дела заключения эксперта Грибовой И.П. об обратном. При этом, указанное заключение не оспорено участвующими в деле лицами, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не поступало.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв на апелляционную жалобу не приобщен к материалам дела, поскольку не представлены доказательства его направления лицам, участвующим в деле (статья 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание, за исключением представителей заявителей - ОАО "ВК "Башкортостан", ООО "БашСтройНур", ООО "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО", третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства, подателей апелляционных жалоб - ООО "УК "Геокапитал" Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ГК-1" и ООО "Анмар", не явились.
С учетом мнения представителей заявителей - ОАО "ВК "Башкортостан", ООО "БашСтройНур", ООО "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО", третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства, подателей апелляционных жалоб - ООО "УК "Геокапитал" Д.У. Комбинированным закрытым паевым инвестиционным фондом "ГК-1" и ООО "Анмар", в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании лица участвующие в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представитель третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства не заявил возражений относительно их удовлетворения.
Протокольным определением от 16.09.2020 судом апелляционной инстанции на основании статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщены письменные пояснения ОАО "ВК "Башкортостан", в которых приведены дополнительные возражения относительно расположения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий. В приобщении к материалам дела дополнительно представленных обществом "ВК "Башкортостан" на стадии апелляционного судопроизводства доказательств (письмо Главного управления архитектуры и градостроительства от 08.09.2020, письмо от Главного управления архитектуры и градостроительства от 21.06.2018 исх.N 13866, карт-схем расположения земельного участка) отказано в силу положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обществом "ВК "Башкортостан" не представлено доказательств наличия объективных причин невозможности представления данных документов в суд первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2003 был издан Указ Президента Республики Башкортостан N УП-91 "О создании открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" (т. 2, л. д. 6; т. 5, л. д. 7), Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан предписано внести в качестве вклада в уставной капитал создаваемого общества от имени Республики Башкортостан объекты государственного нежилого фонда Республиканского выставочного комплекса в составе павильонов 1, 2, 3, расположенных по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158.
Договор о создании ОАО "Выставочный комплекс "Башкортостан" утвержден решением общего собрания учредителей (протокол N 1 от 15.05.2003) (т. 2, л. д. 7 - 11). Объекты государственного нежилого фонда рыночной стоимостью 35750 000 руб. переданы Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан в качестве вклада в уставный капитал по акту приема-передачи от 30.06.2003 (т. 2, л. д. 12).
01.07.2005 на основании постановлений главы Администрации г. Уфы N 219 от 27.01.2005 и N 1937 от 26.04.2005 по согласованию с Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан между Администрацией г. Уфы и ОАО "Выставочный комплекс "Башкортостан" заключен договор аренды N 1196-05 земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158, сроком с 27.01.2005 по 27.01.2054 (т. 5, л. д. 15 - 18).
Земельный участок предоставлен для использования в целях, занимаемым выставочными павильонами (площадь 4 867 кв. м) и под благоустройство (площадь 74 775 кв. м), общая площадь 79 642 кв. м.
22.01.2009 Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ N 38 о предоставлении в аренду обществу "Выставочный комплекс "Башкортостан" сроком на 2 года земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158, площадью 90816 кв. м, для строительства, реконструкции и эксплуатации выставочных комплексов (т. 5, л. д. 20).
На основании приказа 05.05.2009 между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и обществом "Выставочный комплекс "Башкортостан" заключен договор аренды N М 53-09 земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57 сроком с 22.01.2009 по 22.01.2011 (т. 5, л. д. 22 - 25). Названный договор расторгнут с 22.01.2011 по соглашению от 01.08.2011 (т. 5, л. д. 35).
08.07.2011 на основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 26.04.2011 N 852 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57 со множественностью лиц на стороне арендатора NМ 117-11 сроком с 22.01.2011 по 21.01.2016 (т. 5, л. д. 36 - 42). Земельный участок предоставлен для строительства, реконструкции и эксплуатации выставочных павильонов.
01.09.2011 подписано соглашение N СП1/М117-11 о присоединении к договору аренды земельного участка N M117-11 от 08.07.2011 общества с ограниченной ответственностью "Торгово-Сервисный комплекс "Центральный Рынок" (т. 5, л. д. 44 - 45).
17.04.2012 обществом "Выставочный комплекс Башкортостан" было подано в Министерство земельных и имущественных отношений заявление N 153 о выкупе спорного земельного участка (т. 6, л. д. 108). В данном заявлении общество "Выставочный комплекс "Башкортостан" указало на принадлежность на праве собственности трех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010715:57 (нежилое строение, свидетельство 02 АА N 073355 от 08.08.2003; нежилое строение, свидетельство 02 АА N 073351 от 08.08.2003; нежилое строение, свидетельство 02 АА 358615 от 24.09.2004).
Письмом от 18.05.2012 N ИА-65/8760 Министерство сообщило о продлении срока рассмотрения обращения в связи с необходимостью сбора дополнительных сведений (т. 6, л. д. 109).
04.03.2014 между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" подписано дополнительное соглашение о внесении изменений N 2 к договору аренды N M117-11 от 08.07.2011 о замене стороны арендатора, общество с ограниченной ответственностью "ТСК "Центральный рынок" заменено на общество с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" (т. 5, л. д. 47).
В связи с принятием 29.04.2014 Закона Республики Башкортостан N 90-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Уфа, отнесены к компетенции Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа.
22.04.2016 на основании обращения арендатора между Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" заключен договор аренды N 343-16 земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158, площадью 90 816 кв. м, сроком с 29.05.2015 по 29.09.2025, под торговые центры, деловое управление, предпринимательство (т. 5, л. д. 48 - 51).
Решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.04.2016 N 900рз вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90816 кв. м. изменен с "Торговые центры, деловое управление, предпринимательство" на "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), деловое управление, предпринимательство, выставочно - ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта", что соответствует видам разрешенного использования земельного участка, установленного пунктами 11.8, 12.4, 11.9, 9.2, 13.9, 15.6.3 таблицы N 1 ст. 44 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22.08.2008. (т. 5, л. д. 110, 111).
05.05.2016 на основании вышеуказанного решения Управления сторонами договора аренды N 343-16 от 22.04.2016 заключено дополнительное соглашение, в п.1.1 договора, п.1 акта приема-передачи к договору внесены изменения, вид разрешенного использования земельного участка изменен на "Объекты торговли (торговые центры, торгово- развлекательные центры (комплексы), деловое управление, предпринимательство, выставочно-ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта"; изменена арендная плата согласно фактическому использованию:
- с площади 16621 кв. м - используемой под выставочную деятельность;
- с площади 187 кв. м - используемой под деловое управление;
- с площади 19715 кв. м - используемой под коммунальное
обслуживание;
- с площади 500 кв. м - используемой под торговыми центрами;
-с площади 17660 кв. м - используемой под обслуживание автотранспорта (т. 1, л. д. 37).
02.09.2016 на основании письменного обращения общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" от 08.06.2016 сторонами договора заключено дополнительное соглашение N 343/2-216 о присоединении к договору аренды земельного участка N 343-16 от 22.04.2016 (т. 5, л. д. 59).
15.03.2017 в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступило заявление о выкупе в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, на котором расположены объекты недвижимости принадлежащие обществу "Выставочный комплекс "Башкортостан", обществу с ограниченной ответственностью "БашСтройНур" и обществу с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" на праве общей долевой собственности (т. 1, л. д. 130, 131).
В заявлении указаны следующие сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке:
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1547, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1548, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1549, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1553, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1554, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1686, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1664, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1551, правообладатель - ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
, доля в праве
;
- нежилое здание (котельная) с кадастровым номером 02:55:010715:1401, правообладатель - ООО "УК МДМ";
- нежилое здание (блок хранения топлива) с кадастровым номером 02:55:010715:1399, правообладатель - ООО "УК МДМ";
- нежилое здание (трехствольная дымовая труба) с кадастровым номером 02:55:010715:1396, правообладатель - ООО "УК МДМ";
- нежилое здание (павильон N 2) с кадастровым номером 02:55:010715:864, правообладатель - ООО "Башстройнур";
- нежилое здание (павильон N 3) с кадастровым номером 02:55:010715:865, правообладатель - ООО "Башстройнур".
К заявлению приложены копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, кадастровый паспорт участка, копии документов, подтверждающих право заявителей на земельный участок, доверенность.
Управление в письме от 28.03.2017 N 8686 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (т. 1, л. д. 54 - 56), обосновав свой отказ следующим:
- испрашиваемый земельный участок находится во втором пояске зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации);
- земельный участок расположен в границах красных линий, входит в схему земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесён к землям, ограниченным в обороте;
- в обращении заявителя в нарушение пунктов 2, 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствовала доверенность на представление интересов от ООО "БашСтройНур" и "Экспо-Плаза".
Посчитав, что отказ в предоставлении земельного участка, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы собственников расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55: 010715:57 объектов недвижимого имущества, заявители обратились с настоящими требованиями в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований, суд первой инстанции признал площадь испрашиваемого к выкупу земельного участка необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества. Препятствующих выкупу обстоятельств резервирования земельного участка для муниципальных нужд и несоответствия разрешенного использования земельного участка фактическому использованию, в связи с дополнением разрешенным использованием "охрана природных территорий", после издания оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность (28.03.2017) судом первой инстанции не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, ввиду его нахождения в зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанное, наряду с частичным расположением испрашиваемого земельного участка в границах красных линий на дату вынесения обжалуемого отказа и наличием в пределах земельного участка объекта незавершенного строительства (права на который не были приобретены путем приватизации государственного имущества), признано судом первой инстанции обстоятельством, исключающим удовлетворение требования заявителей о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010715:57 (т. 14, л. д. 3 - 45) находятся следующие объекты недвижимости: 02:55:010715:1418, 02:55:010715:1417, 02:55:010715:840, 02:55:000000:37126, 02:55:010715:1401, 02:55:010715:1399, 02:55:010715:1402, 02:55:010715:1403, 02:55:010715:1680, 02:55:010715:281, 02:55:010715:864, 02:55:010715:865, 02:55:010715:1879, 02:55:010715:1396, 02:55:010715:1980, 02:55:010715:863, 02:55:010715:1883, 02:55:010715:1981 (т. 14, л. д. 3, т. 8, л. д. 27).
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что расположенные на земельном участке объекты недвижимости (помещения в них), принадлежали на праве собственности следующим лицам (т. 15, л. д. 10 - 153):
- собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 степень готовности 5%, площадью (проектируемое значение) 80818,3 кв. м. с 28.06.2016 является ООО "БашСтройНур";
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1547 площадью 31,2 кв. м с 05.09.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
), владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве 1/2);
- собственником здания с кадастровым номером 02:55:010715:865 площадью 1035,9 кв. м с 05.03.2015 является ООО "БашСтройНур";
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1555 площадью 5963,9 кв. м с 05.09.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев;
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1551 площадью 67,1 кв. м с 31.05.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
), с 14.07.2016 владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
);
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1664 площадью 8641,1 кв. м с 31.05.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
, с 14.07.2016 владельцы инвестиционных паев -Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
;
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1686 площадью 11328,71 кв. м. с 05.09.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
), владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
);
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1554 площадью 216,7 кв. м с 05.09.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
), владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
);
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1553 площадью 211,5 кв. м с 05.09.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
), владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
);
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1549 площадью 12,0 кв. м с 05.09.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
), владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
);
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1548 площадью 18,2 кв. м с 05.09.2016 является ОАО Выставочный комплекс
Башкортостан
(доля в праве
, владельцы инвестиционных паев - акрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев (доля в праве
; - собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1679 площадью 28241,6 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости
Уфа ЭКСПО
данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев;
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1550 площадью 548,2 кв. м. с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов деповладельцев инвестиционных паев;
- собственниками помещения с кадастровым номером 02:55:010715:1552 площадью 2119,1 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев;
- собственниками здания с кадастровым номером 02:55:010715:1417 площадью 33,4 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев;
- собственниками здания с кадастровым номером 02:55:010715:1403 площадью 33,3 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев;
- собственниками здания с кадастровым номером 02:55:010715:1401 площадью 549,7 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов деповладельцев инвестиционных паев;
- собственниками сооружения с кадастровым номером 02:55:010715:1399 площадью 176,4 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов деповладельцев инвестиционных паев;
- собственниками сооружения с кадастровым номером 02:55:010715:1396 площадью 37,8 кв. м с 14.07.2016 являются владельцы инвестиционных паев - Закрытый паевый инвестиционный фонд недвижимости "Уфа ЭКСПО" данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов деповладельцев инвестиционных паев;
- собственником здания с кадастровым номером 02:55:010715:864 площадью 1217,8 кв. м с 05.03.2015 является ООО "БашСтройНур".
С учетом замены ООО "УК "МДМ" на ООО "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО", обусловленной изменениями и дополнениями в Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Уфа ЭКСПО", согласно которым доверительным управляющим фонда является общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГеоКапитал", передачей по акту приема - передачи недвижимого имущества от 05.07.2017 17 объектов недвижимости, расположенных по ул. Менделеева, 158 (т.4 л.д.72-90) и последующим привлечением названного общества (с учетом замены его на ООО "УК "Навигатор"), а также ООО "БашСтройНур" к участию в деле в качестве созаявителей, настоящие требования заявлены обладателями исключительных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57.
Однако, наличие такого статуса заявителей не означает права на приобретение земельного участка в собственность, исходя из следующего.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случай, когда земельный участок ограничен в обороте (пункт 6 статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О социально-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 N 147-З "О питьевой воде" охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников систем питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения г. Уфа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Решения Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа" ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям устанавливаются применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, которые расположены в поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов), определенных в соответствии с действующим законодательством проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения городского округа", а также чьи характеристики не соответствуют ограничениям, установленным законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений, являются не соответствующими настоящим Правилам.
Доводы подателей апелляционной жалобы, касающиеся отсутствия надлежащим образом утвержденного проекта установления зон санитарной охраны (ЗСО) на территории городского округа город Уфа, не могут быть признаны обоснованными судебной коллегией.
На момент принятия распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995, которым утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы" правоотношения в области использования и охраны вод регулировались Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законодательства Союза ССР, Водным кодексом РСФСР 1972 г. и иными актами водного законодательства РСФСР.
Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик устанавливалось, что государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В силу статьи 98 Водного кодекса РСФСР 1972 г. в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-1 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", качество воды источников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятий спортом и отдыха населения, в лечебных целях, а также качество воды водоемов в черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами краевых, областных, городских Советов народных депутатов устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения на момент принятия распоряжения N 801-р были определены СанПиН 2.1.4.27-95 "2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утвержденными и введенными в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. N 7 (далее - СанПиН 2.1.4.27-95).
Согласно требований пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.027-95 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.027-95).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.027-95).
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.027-95).
В силу положений пункта 1.11 СанПиН 2.1.4.027-95 в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал и проект решения органов местного самоуправления с перечнем предусмотренных мероприятий, согласованных с землепользователями, сроков их исполнения и исполнителей. Требования к текстовой части проекта ЗСО определены пунктом 1.11.1, а к картографическому материалу - пунктом 1.11.2 СанПиН 2.1.4.27-95.
Порядок определения границ поясов ЗСО определен разделом 2 СанПиН 2.1.4.027-95. В частности, при определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс) (пункт 2.1.2). Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора. Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору.
Законность распоряжения N 801-р Кабинета министров Республики Башкортостан об утверждении разработанной институтом "Коммунводоканалпроект" зоны санитарной охраны, являлась предметом судебной оценки Верховным судом Республики Башкортостан. В результате оценки нормативного правового акта установлено, что граница второго пояса ЗСО определялось гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигнет водозабора. Гидродинамические расчеты выполнялись специалистами института НИИ ВОДГНО (г. Москва), в которых учитывались уклон поверхности подземных вод в сторону реки, гравитационная отдача, схема расположения скважин водозаборов, величина водоотбора, коэффициент фильтрации пород и другие параметры.
Постановлением Конституционного Суда Республики Башкортостан N 38-П КС РФ Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1994 N 801-р признано соответствующим Конституции Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований исключать применение вышеназванного нормативного правового акта.
Из представленной в материалы дела выкопировки из проекта "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы" Бугай (т. 9, л. д. 3 - 4, 87 -109) следует, что боковые границы второго пояса являются преимущественно условными, проходящими в основном на расстоянии 500 метров от водотоков и в пределах жилой застройки проведены по конкретным ориентирам - улицам, дорогам. В этих случаях она совпадает на местности с границей проезжей части улицы.
По правобережью р. Уфы граница пояса начинается от нижней оконечности острова, образуемого руслом р. Уфы в ее устье и протоком Кузнецовский. От этой точки нижняя граница пояса по отношению к правому берегу следует 0,45 км через проток Кузнецовский и развилке дорог у юго-восточного угла леса и далее развилки проходят вдоль берега протока по ул. Пугачевской, от которой продолжается вверх по склону по ул. Армавирской до ул. Софьи Перовской, проходит на запад по этой улице до пересечения с ул. Кувыкина, по которой следует в северном направлении до ул. Менделеева.
По ул. Менделеева граница доходит до ипподрома и далее по шоссе на Сипайлово до пересечения с ул. Уфимское шоссе, по Уфимскому шоссе до ул. Трамвайной и Индустриальное шоссе до ул. Промышленной (т. 9, л. д. 3, 4, 90 об, 128).
Согласно выкопировке из графической части Рабочего проекта земельный участок с кадастровым номером 02:55:010715:57 находится между р. Уфа и ул. Менделеева (т. 9, л. д. 129).
Из данных публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010715:57, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, находится между ул. Менделеева (с левой части) и р. Уфа (с правой части) (т. 9, д. д. 126).
В материалах дела имеется сообщение МУП "Уфаводоканал" от 28.12.2018 N 13-24/691 из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010715:57расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы (т. 9, л. д. 95 об, 96). В этом же письме МУП "Уфаводоканал" указано, что зона санитарной охраны установлена в составе 3-х поясов для Изякского, Северного, Шакшинскоого, Южного инфильтрационных заборов и открытого Северного ковшового водозабора. Границы второго пояса зоны санитарной охраны установлены общими для Изякского, Северного, Шакшинского, открытого Ковшового и Южного водозаборов. Нижняя граница проходит по устью р. Уфы, верхняя граница по р. Уфе проходит по основанию низового откоса плотины Павловского водохранилища, боковые границы проходят от берегов р. Уфы и ее притоков в основном на расстоянии 500 м., на отдельных участках эти расстояния по р. Уфе достигают более 3 км.
Аналогичные сведения подтверждены в отзыве от 13.12.2018 и пояснениях МУП "Уфаводоканал" (т. 9, л. д. 14, 15, 123, 124).
Указанные документы позволяют определить расположение испрашиваемого земельного участка на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения города Уфы.
Названный вывод о расположении земельного участка на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения города Уфы не исключается отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости и кадастровом паспорте сведений об отнесении испрашиваемого к выкупу земельного участка к зоне с особыми условиями использования территорий.
Согласно частям 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).
На этом основании, суд первой инстанции обоснованно дал критическую оценку заключению эксперта Грибовой И.П. N 252/16-2019 от 23.08.2019 (т. 14, л. д. 63 - 105), в котором сделан вывод о том, что спорный земельный участок не принадлежит к территории защитных (охранных) поясов согласно проекту "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", установленному распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995, а также к территории защитных (охранных) поясов согласно постановлению Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм", которым утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (т. 14, л. д. 90).
В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
Проанализировав содержание заключения, суд первой инстанции обоснованно счел, что по существу экспертом дана правовая оценка отнесения земельного участка к территории защитных (охранных) поясов применительно к требованиям оформления проекта "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995, а также отсутствии регистрации зон санитарной охраны источников водоснабжения города Уфа в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом, гидродинамических расчетов скорости и времени продвижения микробного загрязнения до водозабора, исключающих его поступление в водоносный пласт за пределами второго пояса, необходимых для определения граница второго пояса зоны санитарной охраны, согласно пункту 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", экспертом не произведено.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Указанное исключает обоснованность ссылок в апелляционной жалобе ООО "УК Навигатор" на отсутствии ходатайств участвующих в деле лиц о проведении дополнительной или повторной экспертизы, оспаривания ее результатов.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления в собственность заявителей испрашиваемого земельного участка по причине расположения во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов незаконным в силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является правильным.
При достаточности проанализированного выше обстоятельства для отклонения требований заявителей, судебной коллегией не установлено оснований для переоценки установленных судом первой инстанции и препятствующих предоставлению земельного участка в собственность фактов нахождения земельного участка в границах красных линий и расположения на нем объекта незавершенного строительства.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что 30.03.2012 Администрацией городского округа город Уфа принято постановление N 934 "Об утверждении проекта планировки территории в границах проспекта Салавата Юлаева, реки Уфа, лесного массива, улиц Софьи Перовской, Степана Кувыкина, Менделеева в Кировском, Советском, Октябрьском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в составе которого разработаны красные линии (т. 3, л. д. 87).
Письмами Главного управления архитектуры от 02.10.2017 N 7-6676/ПР, от 06.09.2017 N 7-6004/ПР (т. 3, л. д. 6, 31 - 34) подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010715:57 на дату издания оспариваемого ненормативного акта, частично находился в границах красных линий. Вопреки доводам апеллянтов, названные пояснения приведены со ссылкой на проект планировки и выкопировку зарезервированных земельных участков (в части взаимного расположения красных линий и границ испрашиваемого участка), тогда как фрагмент карты градостроительного зонирования предоставлен применительно в расположению земельного участка в общественно-деловой зоне.
Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
Гражданский кодекс Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вместе с тем, объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов.
Объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, что исключает возможность предоставления занятых ими земельных участков в собственность на основании приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации. Право на приобретение в собственность земельного участка собственник объекта незавершенного строительства приобретает только после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию.
Применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствующие в анализируемой ситуации.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на испрашиваемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 проектируемой площадью 80 818,30 кв. м (степень готовности 5 %), собственником которого являлось ООО "БашСтройНур" (т. 3, л. д. 38; т. 14, л. д. 3). На момент рассмотрения апелляционной жалобы право собственности на него принадлежит ООО "Анмар".
Проведенный судом первой инстанции анализ оснований возникновения права собственности исключает вывод о существовании объекта незавершенного строительства на момент внесения имущества в уставной капитал общества "Выставочный комплекс "Башкортостан".
Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 поставлен на кадастровый учет 25.05.2016, право собственности на него зарегистрировано за обществом "БашСтройНур" 28.06.2016 на основании разрешения на строительство от 08.10.2015 и договора аренды земельного участка (выписка из Единого государственного реестра недвижимости и регистрационного дела, т. 16, л. д. 15 - 33).
В соответствии с разрешением на строительство от 08.10.2015 N 02-RU03308000-705Ж-2015 (л.д. 25-28, т.16) обществу "БашСтройНур" разрешено строительство административно-жилых объектов со сносом существующих павильонов N 2,3 по ул. Менделеева. Разрешенный к строительству объект предполагает создание 6 секций с квартирами (секция 1А - 195 квартир, секция 1Б - 186 квартир, секция 1В - 179 квартир, секция 2Г - 81 квартира, секция 2Д - 69 квартир, секция 2Е - 70 квартир), а также встроенно-пристроенную часть, автостоянку на 539 машино-мест, помещение фитнес-центра, торговые и офисные помещения, помещения общего назначения, технические помещения, пост охраны автостоянки, встроенное помещение ЖЭУ, встроенное помещение общего назначения. Проектируемая площадь объекта 80 818,30 кв.м. При этом готовность объекта составляет 5 %.
Планируемое возведение жилого дома не связано общим назначением с иными расположенными на спорном земельном участке объектами недвижимости, которые используются в целях выставочной деятельности.
При таких обстоятельствах, предоставление заявителям в общую долевую собственность спорного земельного участка с существующим разрешенным использованием и на котором планируется возведение объекта жилого назначения, ведет к несоответствию вида разрешенного использования такого участка, а также подменяет установленные законом особенности предоставления и использования земельного участка для целей строительства.
Довод подателей апелляционных жалобы об определении проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой соответствия площади 90 816 кв. м земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, размеру, необходимому для эксплуатации по назначению расположенных на данном земельном участке принадлежащих заявителям объектов недвижимости; соответствия размера земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 для эксплуатации принадлежащих заявителям объектов недвижимости нормам отвода, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной, проектной, иной технической документации, не исключает названных выводов.
При назначении экспертизы и поручении ее проведения эксперту ООО "Аудит-безопасность" Байгильдину Алику Хурматовичу (т. 6, л. д. 19-24), на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
- определить, соответствует ли размер земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90816 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, размеру, необходимому для эксплуатации по назначению расположенных на данном земельном участке принадлежащих заявителям объектов недвижимости: 02:55:010715:1547, 02:55:010715:1548, 02:55:010715:1549, 02:55:010715:1553, 02:55:010715:1554, 02:55:010715:1686, 02:55:010715:1551, 02:55:010715:1664, 02:55:010715:1555, 02:55:010715:1679, 02:55:010715:1552, 02:55:010715:1550, 02:55:010715:1401, 02:55:010715:1399, 02:55:010715:1396, 02:55:010715:1417, 02:55:010715:1403, 02:55:010715:865;
- определить, соответствует ли нормам отвода, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной, проектной, иной технической документации размер земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 для эксплуатации принадлежащих заявителям объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:010715:1547, 02:55:010715:1548, 02:55:010715:1549, 02:55:010715:1553, 02:55:010715:1554, 02:55:010715:1686, 02:55:010715:1551, 02:55:010715:1664, 02:55:010715:1555, 02:55:010715:1679, 02:55:010715:1552, 02:55:010715:1550, 02:55:010715:1401, 02:55:010715:1399, 02:55:010715:1396, 02:55:010715:1417, 02:55:010715:1403, 02:55:010715:865.
При этом, в определении о назначении экспертизы не было указано о наличии в пределах земельного участка объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 административно-жилого назначения. Указанный вопрос в экспертном исследовании не отражен.
Таким образом, само по себе установленное судом первой инстанции в целях проверки одного из оснований обжалуемого отказа Управления от 28.03.2017 в предоставлении земельного участка, обстоятельство соответствия площади испрашиваемого земельного участка целям эксплуатации объектов выставочного комплекса, не свидетельствует о праве заявителей на приобретение земельного участка в собственность, с учетом расположения на нем объекта незавершенного строительства административно-жилого назначения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2020 по делу N А07-21388/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "БашстройНур", открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21388/2017
Истец: ОАО "Выставочный комплекс "Башкортостан", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ГЕОКАПИТАЛ"
Ответчик: Администрация ГО г.Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО "БашСтройНур", ООО "УК МДМ Инвестиции", ООО УК "МДМ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", МУП ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УФАВОДОКАНАЛ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Мутраков И О, ООО "Анмар", ООО "Аудит-Безопасность", ООО "РБНЭО" Стандарт"", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАВИГАТОР"
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8101/20
17.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8393/20
30.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21388/17
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21388/17