Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф08-10524/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2020 г. |
дело N А53-38587/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представителя Столяровой С.В. по доверенности от 01.10.2019,
от ответчика: представителя Мирошниченко С.А. по доверенности от 07.05.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14 июля 2020 года по делу N А53-38587/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" к открытому акционерному обществу "Новошахтинский завод нефтепродуктов" о взыскании задолженности, пени
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водные ресурсы" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Новошахтинский завод нефтепродуктов" о задолженность в размере задолженности в размере 749 244,91 руб., 47 721,14 руб. пени за период с 30.01.2020 по 29.01.2020 с дальнейшем начислением пени на сумму задолженности 749 244,91 руб.по день фактической оплаты с применением одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату оплаты задолженности, а также 30 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя (требования уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что в результате произведенных контрольных отборов проб установлено негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, в связи с чем ответчик как лицо, допустившее такое нарушение, обязано произвести оплату на основании пункта 123 Правил N 644.
Решением суда от 14.07.2020 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 749 244,91 руб. задолженности, 47 721,14 руб. пени за период с 30.07.2019 по 29.01.2020 с дальнейшим начислением пени на сумму задолженности 749 244,91 руб. по день фактической оплаты с применением одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату оплаты задолженности, 18 939 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 30 000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя.
Суд констатировал факт заключения сторонами договора водоотведения в 2017 году, установил, что в согласованном в договоре контрольном колодце выявлены превышения пределов допустимой концентрации негативного воздействия на систему водоотведения, суд учел, что плата начислена истцом на основании пункта 123 Правил N 644. Суд счел процедуру отбора проб соответствующей договору и установленным нормативным требованиям. Доводы ответчика о нарушении срока направления проб на анализы и о ненадлежащей посуде (таре) судом отклонены, поскольку анализ был проведен в день отбора проб, при составлении акта замечания по таре ответчиком не заявлялись. Также суд учел, что результаты параллельного отбора проб ответчик передал истцу несвоевременного, что исключило возможность своевременного исследования резервной пробы, в связи с чем пришел к выводу о злоупотреблении правом со стороны ответчика и взыскал сумму долга в отсутствие доказательств оплаты. Суд также установил основание для начисления законной пени, а также пени по день фактического исполнения обязательства, расчет признал выполненным верно. Расходы на представителя суд счел документально подтвержденными, разумными и соразмерными.
С принятым судебным актом не согласился ответчик, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба повторяет доводы отзыва, апеллянт настаивает на доводах о нарушении срока направления проб, а также о ненадлежащей таре. Ответчик ссылается также на ошибки суда в судебном акте.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Водные ресурсы" (далее - водоканал) и ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (далее - абонент) заключен договор водоотведения N ВР-734 НФ-ВО от 01.05.2017 (далее - договор).
В соответствии условиями договора истец имеет право контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию. Сведения об отборе проб или обнаруженных аварийных ситуациях, залповых сбросах и т.п. вносятся в акт. Отказ абонента от участия в контрольном отборе проб сточных вод или от подписи акта не лишает акт доказательственной силы.
Разделом VIII договора предусмотрено, что контроль за соблюдением нормативов сброса по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем выполнения анализов разовых проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, канализационных колодцах насосных станций и иных устройств и сооружений, о чем составляется акт.
Анализ контрольных проб сточных вод производится лабораторией водоканала или по поручению в аттестованной и (или) аккредитованной для проведения таких работ лаборатории другой организации по аттестованным методикам.
Как указал истец, он произвел контрольные отборы отводимых абонентом в системы канализации сточных вод, что зафиксировано в акте контрольного отбора проб сточных вод абонента в присутствии ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов".
Лабораторный анализ отобранных проб установил превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах, о чем свидетельствуют протоколы КХА N 578 от 27.06.2019.
Согласно статье 16 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Истцом произведен расчет, в соответствии с которым за июнь 2019 года размер платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения составил 749 244,91 руб.
Истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо от 24.07.2019 с требованием оплатить имеющуюся задолженность.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Заключенный сторонами договор по своей правовой природе является договором водоснабжения, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Статья 2 Закона N 416-ФЗ определяет водоотведение как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Соответствующая услуга оказывается на основании заключаемого между абонентом и гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение, публичного договора водоотведения либо единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно статье 14 названного закона по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
До обеспечения надлежащего технологического присоединения к сетям водоотведения заключение договора невозможно (п. 4 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно правилу, закрепленному статьей 20 Закона N 416-ФЗ, коммерческий учет сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации, в узлах учета путем измерения количества сточных вод приборами учета сточных вод или в случаях, предусмотренных данной статьей, расчетным способом.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776).
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (Правила N 644).
Указанные правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В силу пункта 111 указанных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 названных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В случае непредставления абонентом расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчёт платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод. Таким образом, с введением в действие с 1 января 2014 года раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей: по воздействию на водные объекты (статья 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов"); по влиянию на работу сооружения централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделы VI, VII Правил N 644).
Обе платы взимаются с абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с установленным законом порядком (статья 36 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено Правилами N 644 (пункт 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167).
Абонент обязан соблюдать нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные Правилами N 167, нормативно-правовыми актами и настоящим договором.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены два вида платежей:
- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в соответствии с Правилами от 29.07.2013 N 644);
- плата за превышение нормативов по составу сточных вод за негативное воздействие на окружающую среду (в соответствии с Правилами от 12.02.1999 N 167).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 4 апреля 2018 г. N АКПИ18-73 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 120, 123, 123.1, 123.3, 123.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, указал, что данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок отбора проб установлен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления (пункт 21 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод).
Согласно пункту 22 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод установлено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался". В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился". Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом (пункт 28 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод).
Согласно пункту 38 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 г. N 348, был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
В соответствии с пунктом 21.1 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по составу сточных вод), а также за превышение ВУП загрязняющих веществ взимается организациями ВКХ с абонентов дополнительно к оплате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с приложением N 1. Согласно пункту 22.3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев; при этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб; расчет взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области, предусмотренный настоящим подпунктом, производится в соответствии с приложением N 1.
Согласно пункту 28 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитического измерения состава сточных вод по аттестованным методикам; выполнение измерений производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий организаций ВКХ или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых организациями ВКХ в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.
Базовые допустимые концентрации загрязняющих веществ, установлены в Условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Новошахтинска, утвержденных Постановлением Администрации г. Новошахтинска от 18.01.2013 N 4.
ООО "Водные ресурсы" в соответствии с требованиями вышеуказанных норм и правил произведен расчет, в соответствии с которым размер платы за сброс сточных вод составил 749 244,91 р.
Как следует из материалов дела, истец произвел контрольные отборы отводимых абонентом в системы канализации сточных вод, что зафиксировано в акте контрольного отбора проб сточных вод абонента N 27-Н/ВР от 20.06.2019 г.
Лабораторный анализ отобранных проб установил превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах, о чем свидетельствует протокол КХА N 578 от 27.06.2019 г.
Доводам ответчика о том, что истцом были нарушены сроки направления на исследование резервной пробы, имелось несоответствие посуды, в которую были отобраны пробы, что повлекло недостоверность результатов резервной пробы в части принятия результатов исследования пробы на показатель вещества алюминий, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Так, пунктом 22.3 Порядка N 348 установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев.
Согласно акту отбора проб они отобраны в контрольном колодце, данный факт не оспаривается ответчиком. Акты и сама процедура отбора, зафиксированная данным актом, соответствуют требованиям, предъявляемым к его оформлению.
Согласно разделу IV Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
При этом подпунктом "г" пункта 20 Правил N 525 на абонентов возложена обязанность обеспечить присутствие представителя абонента при проведении отбора проб сточных вод. Таким образом, абоненты обязаны обеспечить присутствие представителя абонента при проведении отбора проб сточных вод. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления. Одним из способов извещения является телефонное оповещение абонента и оповещение через сети интернет.
Представителем абонента при отборе проб сточных вод может быть любое лицо, в том числе и сотрудники иных юридических лиц. Доверенность на представление интересов абонента при отборе сточных вод не требуется. Организация ВКХ, при этом, руководствуется частью 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Абонент был надлежаще уведомлен об отборе проб, обеспечил присутствие представителей - технолога и эколога, то есть квалифицированных специалистов, доводов о неизвещении не проводит.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что замечания относительно отбора проб сточных вод в посуду, не соответствующую каким-либо требованиям указанные специалисты в акте не отразили, то есть воспользовались своим правом, предусмотренным пунктом 28 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Так, согласно акту отбора проб сточных вод N 27-Н/ВР от 20.06.2019 г. параллельные пробы на все показатели веществ были отобраны в 8 емкостей из темного стекла по 1 литру в каждую. Контрольная и резервные пробы отбирались в различные емкости, изготовленные из темного стекла и полимерного материала.
В связи с чем, нарушений истцом процедуры отбора контрольной и резервной проб судом не установлено.
Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном понимании норм материального права.
В соответствии с правилами контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее Правила N 525) при проведении отбора проб от 20.06.2019 отбирались следующие виды проб:
- контрольная (анализ проводился в лаборатории АО "ЮВЭнергочермет");
- параллельная (анализ проводился по инициативе ответчика в Центральной заводской лаборатории ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов");
- резервная (проба отбиралась и в соответствии с пунктом 34 Правил N 525 хранилась в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий до получения результатов параллельной пробы и 28.06.2020 г. направлена на исследование в независимую аккредитованную лабораторию ХБ и ТК АО "Ростовводоканал").
Согласно журналам регистрации результатов анализов, исследования контрольной пробы проведены 20.06.2019, следовательно, рекомендации ГОСТ 31861-20112 "Вода. Общие требования к отбору проб" по срокам хранения и проведения анализов проб сточных вод не нарушены.
Лабораторный анализ параллельных проб, на показатель алюминий лабораторией ответчика произведен также 20.06.2019, в подтверждение представлена копия журнала рабочий регистрации.
Из указанного следует, что 20.06.2019 г., в день отбора проб сточных вод ответчик имел возможность предоставить результаты исследований проб истцу в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в дальнейшем исключило бы спор, относительно сроков исследования резервной пробы.
Суд обоснованно отметил, что добросовестное осуществление гражданских прав при осуществлении контроля за составом сточных вод предполагает надлежащее осуществление абонентом прав, предусмотренных Правилами N 525 и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В силу пункта 3 Правил N 525 контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 66, 68 и 90 Правил N 167, а также условиями договора.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (пункт 30 Правил N 525).
Если результаты исследования параллельных проб сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух аккредитованных лабораторий (пункт 36 Правил N 525).
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы.
При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37 Правил N 525).
В рассматриваемом случае, результаты проведенного истцом исследования со стороны ответчика в нарушении статьи 65 АПК РФ относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты.
Ответчиком анализ параллельных проб по веществам, по которым рекомендованы короткие сроки хранения при отсутствии консервации, проведен 20.06.2019.
При этом ответчик не передал результаты анализа параллельной пробы истцу заблаговременно (в течение 24 часов) с целью своевременного направления на исследование резервной пробы (пункт 36 Правил N 525).
Результаты лабораторных исследований, представленные истцом, в установленном порядке ответчиком не опровергнуты.
Оснований сомневаться в достоверности результатов исследований, представленных истцом, у суда в данном случае не имеется.
Оснований для переоценки указанных выводов апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа не могут признаваться обоснованными; такие возражения не влияют на исход дела и не влекут отмену судебных актов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205).
Судом исследованы, предоставленные ответчиком разъяснения разработчика методики ПНД Ф 14.1:2:166-2000, экспертные заключения и ответ НИИ физической и органической химии ФГАОУВО "ЮФУ".
В представленных документах указано на необходимость соблюдения требований методики ПНД Ф 14.1:2:166-2000, а в случае не соблюдения, результаты исследований будут недостоверными. Однако в представленных документах отсутствует обоснование фактического влияния сроков хранения и посуды, в которую отобраны пробы, непосредственно на результат исследования резервной пробы.
В этой связи, судом правомерно отклонена ссылка на указанные доказательства, поскольку ответчиком не доказано, что истцом были допущены нарушения при отборе и хранении проб, производстве исследований, которые привели к принятию неверных результатов. Формальное оспаривание процедуры не указывает на порок в результатах исследования.
Каких-либо иных относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что заводом не было допущено превышения загрязняющих веществ при сбросе вод, ответчиком в материалы дела не представлено. Также как и не представлены доказательства невозможности исследования резервной пробы за пределами сроков, рекомендуемых НД.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению, но только при соблюдении 2-х условий:если они устанавливают требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения энергетической эффективности.
ГОСТ 31861-2012 "Общие требования к отбору проб" и Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08 являются процедурными документами, описывающими способы, методы, условия отбора проб сточных вод (продукцией не являющихся), применительно к рассматриваемым правоотношениям перечисленным условиям не удовлетворяют и, соответственно, не являются обязательными для применения при осуществлении контроля качества сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения.
Ссылка на ГОСТ Р 31861-2012 также не может повлиять на достоверность результатов химического анализа о наличии в сточных водах загрязняющих веществ.
Кроме того, согласно Приказу Росстандарта от 17.11.14 N 1628-ст "Об утверждении национального стандарта", ГОСТ Р 56237-2014 утвержден для добровольного применения и не носит обязательного характера.
Истцом в материалы дела предоставлен ответ заведующего судебно-химическим отделением ГБУ РО "БСМЭ" Ткаченко С.И., в котором указано, что в случае отсутствия консервации пробы сточной воды концентрация алюминия не может увеличиваться. Консервация необходима с целью фиксации первоначального состояния вещества, которое имело место на момент отбора пробы.
Указанные экспертом выводы о снижении концентрации алюминия подтверждаются данными протоколов КХА N 578 от 27.06.2019 г. и N 362 от 04.07.2019 г.
Согласно предоставленному истцом протоколу КХА от 04.07.2019 N 362 резервная проба по показателю алюминий исследовалась лабораторией ХБ и ТК АО "Ростовводоканал".
Резервная проба, как это указано в протоколе КХА от 04.07.2019 N 362 поступила в лабораторию ХБ и ТК АО "Ростовводоканал" 28.06.2019 г., то есть в течение суток с момента получения протокола КХА N 578 от 27.06.2019 г. выданного по результатам исследования контрольной пробы.
Результаты исследования контрольной и резервной пробы по показателю алюминий сопоставимы и незначительно отличаются в сторону уменьшения показателя в течение срока хранения.
Между тем, результаты исследования параллельной пробы показывают на то, что превышение отсутствовало, значительно отличаются от результатов исследования двух других проб.
Ответчик также ссылается на ПНД Ф 14.1:2:.166-2000 в части сроков хранения проб сточных вод, однако ПНД Ф 14.1:2:166-2000, также как и пункт 5.5. ГОСТ 31861-2012 в котором приведены отсылочные нормы на таблицы по основным рекомендуемым методам консервации и хранения отобранных проб, предназначенных для проведения определений конкретных показателей не являются обязательными.
При этом в указанных таблицах отражено, что указанный максимальный срок является рекомендованным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчиком не доказана невозможность проведения исследований именно резервной пробы за пределами рекомендуемого срока хранения, с учетом того, что результаты исследования контрольной пробы, проведенные 20.062019 г и резервной пробы 28.06.2019 г. имеют незначительные расхождения.
Более того, концентрация алюминия в резервной пробе составляет 7,2, в а контрольной пробе 8,9. То есть, уровень алюминия уменьшился, что улучшило положение ответчика. Согласно же результатам, выданным лабораторией ответчика, алюминий составил 0,095 при нормативе 0,1, как указано в протоколе КХА ответчика.
В связи с чем, обоснованным является вывод суда о необъективности результатов исследования проб сточных вод отраженных в протоколе исследований N 249/19-1 от 25.06.2019 г. центральной заводской лаборатории (экологическая группа) ОАО "НЗНП".
В соответствии с п. 4.1.1, п. 4.1.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" лаборатория или организация, в состав которой входит лаборатория, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность.
Если лаборатория входит в состав организации, осуществляющей деятельность, отличную от испытаний и/или калибровки, то обязанности руководящего персонала организации, принимающего участие или имеющего влияние на деятельность лаборатории по проведению испытаний и/или калибровки, должны быть четко определены, чтобы идентифицировать потенциальные конфликты интересов.
Если лаборатория входит в состав более крупной организации, то организационные меры должны быть такими, чтобы подразделения, интересы которых находятся в конфликте, например, производство, служба маркетинга, сбыта или финансовая служба, не оказывали отрицательного влияния на соответствие лаборатории настоящему стандарту.
Если лаборатория хочет быть признана лабораторией третьей стороны, то она должна быть способна продемонстрировать, что она беспристрастна и что ни она, ни ее сотрудники не испытывают никакого коммерческого, финансового или другого давления, которое могло бы оказать влияние на их техническое суждение. Испытательной или калибровочной лаборатории, являющейся третьей стороной, не следует заниматься деятельностью, которая может поставить под угрозу доверие к независимости ее суждений и честности в связи с деятельностью по проведению испытаний и калибровки.
В соответствии с п. 4.1.5 лаборатория должна: располагать мерами, обеспечивающими свободу руководства и сотрудников от любого неподобающего внутреннего и внешнего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказывать отрицательное воздействие на качество их работы; определять политику и процедуры, позволяющие избежать вовлечения в деятельность, которая снизила бы доверие к ее компетентности, беспристрастности ее суждений или честности;
Ответчик не опроверг доводы истца о заинтересованности центральной заводской лаборатории при проведении исследований отобранных 20.06.2019 проб сточных вод и соответственно недостоверности данных, указанных в протоколе КХА от 25.06.2019 г.
Согласно положениям ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Пунктом 5.10.14 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" предусмотрено, что результаты каждого испытания, калибровки или серии испытаний или калибровок, проведенных лабораторией, должны быть сообщены точно, четко, недвусмысленно и объективно в соответствии со всеми специальными инструкциями, содержащимися в методиках проведения испытания или калибровки.
Результаты оформляют протоколом испытаний или сертификатом о калибровке (см. примечание 1), в которых указывают всю требуемую заказчиком и необходимую для толкования результатов испытаний или калибровки информацию, а также всю информацию, требуемую для используемой методики.
Если испытания или калибровку проводят для внутренних заказчиков или при наличии письменного соглашения с заказчиком, то результаты могут быть представлены в упрощенном виде. Любая информация, перечисленная в 5.10.2-5.10.4, которая не была передана заказчику, должна быть всегда доступна в лаборатории, которая провела эти испытания и/или калибровку.
В данном случае, испытания проводились для внутреннего заказчика. То есть, ответчик, зная об отсутствии консервации пробы на вещество алюминий, при добросовестном поведении должен был предоставить истцу результаты испытаний (испытания по алюминию согласно журнала лаборатории были проведены в день отбора 20.06.2019 г. в 13-10) и соответственно истец имел бы возможность в этот же день направить резервную пробу на исследование.
На основании вышеизложенного, суд правомерно признал расчетные данные, используемые истцом при определении платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, обоснованными.
Поскольку ответчик не предпринял надлежащих действий по установлению состава сточных вод в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, оспаривание результатов отбора проб и результатов их исследования по формальным основаниям суд признал злоупотреблением правом со стороны ответчика.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, без надлежащего опровержения результатов анализа не могут признаваться обоснованными; такие возражения не влияют на исход дела и не влекут отмену судебных актов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 N 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 N 306-ЭС16-12205).
В отсутствие доказательств внесения платы за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за июнь 2019 года, исковое требование истца в данной части признается судом правомерным и подлежащим полному удовлетворению ответчик не обосновал, каким образом порядок хранения и отбора проб сточных вод повлиял на исследования проб сточных вод и на состав сточных вод, повлиял на достоверность результатов химического анализа о наличии в сточных водах загрязняющих веществ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.08.2016 N Ф08-5558/2016.
Формальный довод о недостоверности результатов исследования резервной пробы по показателю алюминий не принимается судом ввиду недоказанности фактического изменения показателя алюминий при отсутствии консервации, так как такие изменения относятся к объективным химическим процессам.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательств погашения задолженности не представлено, постольку судом правомерно взыскано 749 244,91 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени в размере 47 721,14 рублей за период с 30.07.2019 по 29.01.2020.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Таким образом, для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки необходимо констатировать факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства.
Поскольку факт наличия задолженности подтвержден материалами дела, постольку требование истца о взыскании пени заявлено правомерно.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года, законная неустойка подлежит взысканию по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату вынесения резолютивной части решения.
Истцом произведен расчет пени в соответствии с указанным законом по ставке 4,5%.
Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен, ходатайство о снижении пени не заявлялось. Учитывая, что ответчик является коммерческой организацией, оснований для обсуждения вопроса о снижении пени по инициативе суда не имеется.
Каких-либо доводов о неправильности расчета пени апелляционная жалоба не содержит (части 5,6 статьи 268 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
В предмет иска также входит требование о взыскании пени в размере 1/130 ключевой ставки банка России, начиная с 30.01.2020 по день фактической оплаты задолженности.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 77 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Каких-либо доводов в части удовлетворения указанного требования судом (за исключением общего довода об отсутствии долга) ответчиком в апелляционной жалобе не приведено (части 5,6 статьи 268 АПК РФ).
С учетом изложенного, требование о взыскании пени по день фактического исполнения обязательства, обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1). Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2).
Согласно пункту 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание такие факторы, как нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Суд также оценивает соразмерность расходов применительно к характеру оказанных услуг, их необходимость для целей восстановления нарушенного права.
В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Из положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также следует, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 6 указанного выше письма разъяснено, что для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, имеет значение, понесены ли соответствующие расходы.
Независимо от способа определения размера вознаграждения (почасовая оплата, заранее определенная твердая сумма гонорара, абонентская плата, процент от цены иска) и условий его выплаты (например, только в случае положительного решения в пользу доверителя) суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы в силу возложенной на суд в соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по установлению баланса между правами лиц, участвующими в деле.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов необходимо оценить их разумность, соразмерность и относимость к делу, а также установить факт документального подтверждения произведенных стороной расходов. Определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя является оценочным понятием и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Суд счел доказанным факт несения расходов, факт несения расходов ответчиком не оспаривался.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленная истцом сумма расходов на представителя в размере 30 000 руб. является соразмерной, как соответствующей объему и характеру оказанных услуг.
Каких-либо доводов о чрезмерности заявленных расходов л апелляционная жалоба не содержит (части 5,6 статьи 268 АПК РФ).
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.07.2020 по делу N А53-38587/2019 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38587/2019
Истец: ООО "ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ"
Ответчик: ОАО "Новошахтинский завод нафтепродуктов", ОАО "НОВОШАХТИНСКИЙ ЗАВОД НЕФТЕПРОДУКТОВ"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10524/20
18.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12610/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38587/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38587/19