г. Хабаровск |
|
23 сентября 2020 г. |
А73-102/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": представителя Коньковой Ж.В. по доверенностям от 09.09.2018 N 1 (сроком по 31.12.2020), от 08.12.2017 (сроком по 31.12.2020);
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: представителя Власова Ю.Д. по доверенности от 17.17.2020 N 08-27/8606 (сроком по 31.12.2020);
от Администрации города Хабаровска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 03.07.2020
по делу N А73-102/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546)
о признании незаконными действий по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженных в письме от 02.10.2019 N 7655.1-08,
об обязании принять решение о передаче объектов движимого и недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск",
третьи лица: муниципальное образование городского округа "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Дальневосточный региональный центр" (далее - заявитель, РТРС) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) о признании незаконными действий по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженные в письме от 02.10.2019 N 7655.1-08; об обязании принять решение о передаче объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения за РТРС, и расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4: нежилого здания - трансформаторной подстанции, кадастровый номер 27:23:0010224:94, общей площадью 7,4 кв. м, нежилого здания - очистных сооружений, кадастровый номер 27:23:0010224:93, общей площадью 75,5 кв. м, внешней сети канализации, из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование городского округа "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (далее - Администрация города Хабаровска, Муниципальное образование, Администрация), Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент, ДМС).
Решением суда от 03.07.2020 заявленные РТРС требования удовлетворены полностью, также с МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в пользу РТРС взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб.
Суд установив, что рассматриваемое имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры города Хабаровска, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности, и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится, пришел к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных РТРС требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и Определения Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N828-О-П на принятие в муниципальную собственность федерального имущества необходимо согласие органа местного самоуправления, как неоднократно сообщалось в письмах Администрацией в адрес РТРС, вопрос о принятии в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры может быть рассмотрен при условии приведения таких объектов в нормативное состояние и предоставлении технической документации на указанные объекты согласованной с сетедержателем; планируемые передаче очистные сооружения по ул. Связной, 4, находятся в нерабочем состоянии - акт обследования от 14.07.2018.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, РТРС отклонило доводы жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Представители МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, Администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель РТРС отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, за РТРС на праве хозяйственного ведения закреплены следующие объекты федеральной собственности: трансформаторная подстанция, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 7,4 кв. м, адрес (местоположение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4, кадастровый номер 27:23:0010224:94, очистные сооружения, назначение: нежилое, общей площадью 75,5 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местоположение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4, кадастровый номер 27:23:0010224:93, внешняя сеть канализации, инвентарный номер 100006, адрес (местоположение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4.
С целью передачи указанных объектов движимого и недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск", РТРС письмом от 26.07.2019 за N ВП-17/16740 направило в адрес МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО пакет документов.
Письмом от 02.10.2019 N 7655.1-08 МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО сообщило, что вернется к рассмотрению вопроса о передаче объектом имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" после предоставления документа, подтверждающего фактическое использование предлагаемого к передаче имущества.
Не согласившись с действиями МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, РТРС обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым заявлением.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлены общие виды имущества, которые могут находиться в федеральной собственности. Здесь же установлены условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.
Согласно абзацам 6-8 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон года N 131-ФЗ).
По статье 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 названного Постановления, к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Следовательно, объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Для квалификации определенных объектов в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Данная правовая позиция нашла отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объекты федеральной собственности, закрепленные за РТРС на праве хозяйственного ведения: трансформаторная подстанция, очистные сооружения и внешняя сеть канализации, расположены на территории муниципального образования городского округа "Город Хабаровск", по адресу: г. Хабаровск, ул. Связная, д. 4, используются исключительно для организации электроснабжения, водоотведения и водоснабжения жителей домов, проживающих в районе ул. Связная, ул. Ильича, что подтверждается распоряжением МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 22.03.2018 N 59 о передаче в собственность муниципального образования городской округ "Город Хабаровск", в том числе жилых помещений (квартир), расположенных в домах NN 2,6 по ул. Связная в г. Хабаровске, актом приема-передачи указанного имущества от 02.04.2018, кадастровыми паспортами на объекты недвижимого имущества - трансформаторную подстанцию и очистные сооружения, единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения от 08.05.2019 N 362, заключенным между МУП города Хабаровска "Водоканал" и РТРС, неоднократными письмами Администрации города Хабаровска и Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, адресованными в адрес РТРС относительно передачи указанного имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, как правильно установил суд, спорное имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры г. Хабаровска, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится.
Доводы МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО и Администрации города Хабаровска об отсутствии согласия Муниципального образования на прием в муниципальную собственность спорного имущества со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П, рассмотрены судом и признаны несостоятельными в силу следующего.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, а также Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие волеизъявления Муниципального образования на принятие спорного имущества, судом установлено, что передача спорного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.
Соответственно, отсутствие волеизъявления муниципального органа относительно вопроса передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не может являться единственным препятствием для осуществления такой передачи ввиду наличия объективной целесообразности.
В этой связи суд пришел к правомерному выводу о том, что передача спорных объектов в муниципальную собственность согласуется с функциями муниципального образования городского округа "Город Хабаровск", соответствует его целям и задачам и не противоречит действующему законодательству, в связи с чем Администрация города Хабаровска обязана принять в собственность указанное имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Кроме того, как верно отметил суд, материалы дела не содержат сведений о том, что орган местного самоуправления принимал действия, связанные с выражением волеизъявления на отказ от принятия указанного имущества.
Ссылка на неудовлетворительное состояние вышеуказанных объектов инженерной инфраструктуры, несостоятельна, поскольку порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния.
В силу Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать и исполнять местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения, и поскольку организация в границах городского округа электроснабжения, водоотведения и водоснабжения для населения отнесена к вопросам местного значения городского округа, расходы на осуществление этой деятельности должны учитываться при составлении проекта местного бюджета.
Кроме того, доказательств невозможности использования спорного имущества для решения вопросов местного значения, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, ни Администрацией города Хабаровска, ни Департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска суду в материалы дела не представлено.
Согласно абзацу 20 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение движимым и недвижимым имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
Таким образом, право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице территориальных управлений Росимущества.
Решение о передаче спорного федерального имущества в муниципальную собственность МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО не принято, по причине непредставления РТРС документа, подтверждающего фактическое использование предлагаемого к передаче имущества.
Вместе с тем, Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление).
Так, подпунктом "л" пункта 1 данного Постановления установлено, что для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества.
При этом, документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества предоставляются только в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам.
Как установлено судом, предлагаемое к передаче имущество, в настоящее время Муниципальным образованием фактически не используется.
Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что у МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО отсутствовали правовые основания для истребования у РТРС документа, подтверждающего фактическое использование предлагаемого к передаче имущества.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что спорные объекты предлагаемого к передаче имущества в силу прямого указания Федерального закона N 131-ФЗ и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относятся к муниципальной собственности, суд пришел к правомерному выводу о незаконности действий МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженных в письме от 02.10.2019 N 7655.1-08, а также о нарушении этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не передача в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры приводит к дополнительным расходам РТРС по содержанию и эксплуатации объектов ЖКХ, предназначенных для обеспечения нужд населения города Хабаровска.
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными оспариваемые действия по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженные в письме от 02.10.2019 N 7655.1-08, и в целях восстановления нарушенных прав, суд возложил на МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО обязанность принять решение о передаче федерального имущества в муниципальную собственность муниципального образования городского округа "Город Хабаровск".
При таких обстоятельствах, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу вынесенного решения суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03 июля 2020 года по делу N А73-102/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-102/2020
Истец: РТРС, Филиал РТРС "Дальневосточный региональный центр"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, МО городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4675/2021
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5547/20
23.09.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3895/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-102/20