г. Пермь |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А50-4198/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца: Смирнягина Е.А., удостоверение;
от третьего лица - АО "Газпром газораспределение Пермь": Ощепкова М.А., паспорт, доверенность от 29.04.2020, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, акционерного общества "Газпром газораспределение Пермь"
на решение Арбитражного суда Пермского края 22 мая 2020 года по делу N А50-4198/2020
по иску Первого заместителя прокурора Пермского края в интересах муниципального образования "Нытвенский городской округ"
к Администрации Нытвенского городского округа, акционерному обществу "ГазЛизингТэк" (ОГРН 1037722038441, ИНН 7722297466),
третьи лица: акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" (ОГРН 1025900512670, ИНН 5902183841), Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании сделки недействительной (ничтожной) и применении последствий ее недействительности,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Пермского края в интересах муниципального образования "Нытвенский городской округ" обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Нытвенского городского округа, акционерному обществу "ГазЛизингТэк" о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи недвижимого имущества от 22.02.2017 N 7, применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем обязания акционерного общества "ГазЛизингТэк" передать Администрации Нытвенского городского округа:
- подземный газопровод низкого давления, назначение: газопровод низкого давления, протяженность 33,8 пог. м., инв N 10803, лит. Сг, адрес объекта: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва к жилому дому N 49 по ул. Комсомольская, кадастровый номер N 59:26:0610474:23;
- сооружение, назначение: распределительные сети газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной застройки г. Нытва III пусковой комплекс, протяженностью 7 255-м., адрес объекта: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, по ул. Королева, Серова, Матросова, Ворошилова, Дзержинского, Строителя, Пермская, кадастровый номер N 59:26:0000000:7715.
Обязать Администрацию Нытвенского городского округа возвратить акционерному обществу "Газлизингтэк" денежные средства, перечисленные во исполнение договора купли-продажи недвижимого имущества от 22.02.2017 N 7, в сумме 1 389 810 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь", Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ст. 51 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением третье лицо, акционерное общество "Газпром газораспределение Пермь" обжаловало решение в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что истцом не доказано как нарушение законодательства, так и наличие заинтересованности муниципального образования в оспаривании сделки и нарушений закона при ее совершении, не доказан факт нарушения в результате совершения сделки купли-продажи прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц. Полагает, что приватизация газопроводов специализированной газораспределительной организацией гарантирует исполнение требований Закона о приватизации, смена собственника спорных газопроводов не сказывается отрицательно на гарантиях прав граждан на бесперебойное получение услуги газоснабжения, не повлечет изменения назначения газопроводов, не может негативно отразится на техническом состоянии объектов. Положения Закона о приватизации не содержат запрет на приватизацию объектов энергетики, являющихся муниципальной собственностью и не входящих в состав унитарного предприятия. Отмечает, что некоторые объекты газоснабжения имеют альтернативные источники для поставки газа. По мнению апеллянта, признание недействительным (ничтожным) договора от 22.02.2017 нанесет вред общественным интересам и интересам муниципального образования, так как затраты по содержанию газопроводов будут взысканы из бюджета муниципального образования.
До начала судебного разбирательства от прокурора поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Администрация Нытвенского городского округа представило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что поддерживает доводы жалобы.
В представленном письменном отзыве Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю указало на актуальность сведений, представленных в отзыве на иск от 17.04.2020, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель прокурора против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.02.2017 между МО "Нытвенское городское поседение Пермского края" в лице главы городского поселения - главы администрации Нытвенского городского поселения (продавец) и обществом "ГазЛизингТэк" (покупатель) был заключен договор купли-продажи муниципального имущества N 7, по условиям которого продавец передал в собственность покупателя имущество, составляющую казну муниципального образования "Нытвенское городское поселение Пермского края":
- подземный газопровод низкого давления, назначение: газопровод низкого давления, протяженность 33,8 пог. м., инв N 10803, лит. Сг, адрес объекта: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва к жилому дому N 49 по ул. Комсомольская, кадастровый номер N 59:26:0610474:23;
- сооружение, назначение: распределительные сети газопроводов для газоснабжения жилых домов индивидуальной застройки г. Нытва III пусковой комплекс (11этап), протяженностью 7 255-м., адрес объекта: Пермский край, Нытвенский район, г. Нытва, по ул. Королева, Серова, Матросова, Ворошилова, Дзержинского, Строителя, Пермская, кадастровый номер N 59:26:0000000:7715.
Общая стоимость имущества 1 389 810 руб. (без учета НДС) (п. п. 1.1, 3.1. договора).
Платежным поручением N 336 от 28.02.2017 денежные средства в общей сумме 1 389 810 руб. были перечислены на лицевой счет Администрации Нытвенского городского округа.
23.03.2017 между сторонами договора подписан акт приема-передачи имущества.
04.04.2017 проведена государственная регистрация права собственности ЗАО "ГазЛизингТэк" на приобретенное недвижимое имущество.
Полагая, что договор купли-продажи недвижимого имущества от 22.02.2017, заключенный между МО "Нытвенское городское поседение Пермского края" и закрытым акционерным обществом "ГазЛизингТэк" является недействительной (ничтожной) сделкой, заместитель прокурора Пермского края обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемой сделки законодательству о приватизации государственного и муниципального имущества, наличия запрета на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, так как указанные объекты должны находиться в муниципальной собственности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст. 168 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.
При этом в силу разъяснений п. 75 указанного Постановления Пленума применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Требования прокурора о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности мотивированы нарушением положений ст. 168 ГК РФ и законодательства о приватизации при ее совершении.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Пунктом 1 статьи 30 Закона 178-ФЗ установлено, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 30 ФЗ N 178-ФЗ).
Таким образом, указанной нормой права установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. К линейным объектам топливно-энергетического комплекса относится система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
Материалами дела подтверждается, что на основании спорного договора купли-продажи муниципального имущества от 22.02.2017 N 7 общество "ГазЛизингТэк" приобрело в собственность имущество, составляющее казну муниципального образования "Нытвенское городское поселение Пермского края".
Имущество, являющееся предметом оспариваемой сделки, относится к объектам энергетики и предназначено для обслуживания жителей Нытвенского городского округа, посредством указанных газопроводов осуществляется поставка газа населению, иные сети газопровода на данной территории отсутствуют, что следует из письма Администрации Нытвенского городского округа от 07.02.2020 N 272-01-15исх-125. Иного материалы дела не содержат.
Установив, что переданные по договору купли-продажи муниципального имущества объекты относятся к объектам энергетики и предназначены для обслуживания жителей Нытвенского городского округа, при этом иной газопровод, по которому может осуществляться поставка газа населению, отсутствует, при этом согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии материально-правовых оснований для удовлетворения заявленного иска, несоответствии оспариваемой сделки требованиям законодательства, а именно положениям ст. 30 Закона N 178-ФЗ, которой установлен запрет на приватизацию спорного имущества по причине возможности его нахождения только в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку договор купли-продажи от 22.02.2017 N 7 является недействительной (ничтожной) сделкой, заключением оспариваемой сделки нарушены права и охраняемые законом публичные интересы, права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц, судом применены последствия недействительности сделки в виде возврата ее сторонами друг другу полученного по сделке.
Доводы апеллянта о том, что некоторые объекты газоснабжения имеют альтернативные источники для поставки газа, подлежат отклонению как не подтвержденные документально.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица касательно недоказанности несоответствия сделки законодательству судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с положениями абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
Системное толкование статьи 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения делятся на две группы:
- объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации), такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
- объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.
Поскольку возможность приватизации объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, ограничена в силу прямого запрета закона о приватизации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора, признав договор недействительным на основании статей 166, 167, 168 ГК РФ. Данный правовой подход соответствует позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 07.09.2017 N 308-ЭС17-11970.
Доводы апеллянта об отсутствии заинтересованности муниципального образования в оспаривании сделки не имеет правового значения в целях разрешения настоящего иска, поскольку не опровергает обоснованность признания судом первой инстанции сделки недействительной по указанным выше основаниям.
Поскольку из материалов дела не следует возможность газификации населенного пункта альтернативным путем, с использованием иных газопроводов, по которым может осуществляться транспортировка газа, при этом в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения отнесены к вопросам местного значения, заинтересованность муниципального образования, а равно нарушение в результате совершения оспариваемой сделки публичных интересов представляется доказанным.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 мая 2020 года по делу N А50-4198/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4198/2020
Истец: Прокуратура Пермского края
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НЫТВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, АО "ГАЗЛИЗИНГТЭК"
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ