г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А56-27539/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Кисиль Е.А. по доверенности от 17.01.2020
от заинтересованного лица: Воробьев Д.В. по доверенности от 28.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19809/2020) публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2020 по делу N А56-27539/2020 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром"
к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Управление лесами Ленинградской области"
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение) от 06.03.2020 N У-039/20 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); представления от 06.03.2020 N У-039/20.
Решением суда от 15.06.2020 оспариваемое постановление Учреждения изменено, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "Газпром" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что вмененные Обществу действия по нарушению положений Лесного кодекса Российской Федерации не образуют состав 7.9 КоАП РФ, так как не посягают на правомочия собственника в отношении лесных участков. Ссылается на то, что выданное представление не соответствует критериям исполнимости нормативного правового акта, нарушает права и законные интересы Общества.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Учреждения просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Обществом заключен договор аренды лесного участка N 1211/ДС-2019-04 от 04.04.2019 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе на территории квартала 66 выдела 24 Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества.
В ходе осуществленного 16.01.2020 лесничим Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" патрулирования территории земель лесного фонда Кингисеппского лесничества, по маршруту патрулирования N 9, N 1 (акт маршрутного патрулирования N 5 от 16.01.2020) обнаружено самовольное использование лесного участка в квартале 66 выделе 24 Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества, выразившегося в складировании бетонных блоков и песка на лесном участке, непосредственно примыкающем к трассе газопровода.
04.02.2020 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10/06-01.
Постановлением Управления от 06.03.2020 N У-039/20 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Также Обществу выдано представление от 06.03.2020 об устранении выявленных нарушений.
Вышеуказанные постановление и представление оспорены Обществом в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, при этом, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, изменил постановление Управления, снизив размер назначенного наказания в виде штрафа до 100 000 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 названной нормы строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для, в том числе, использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу частей 2, 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно пункту 3 Правил использования лесов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных в соответствии с требованиями части 5 статьи 45 ЛК РФ Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила), лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, земельным законодательством
Таким образом, в соответствии с требованиями лесного законодательства эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности договора аренды.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается самовольное использование Обществом лесного участка в квартале 66 выделе 24 Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества, выразившегося в складировании бетонных блоков и песка на лесном участке, непосредственно примыкающем к трассе газопровода.
Вопреки доводам подателя жалобы, указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 04.02.2020 N 10/06-01, в котором содержится событие административного правонарушения.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства по использованию земель лесного фонда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, с учетом положений статьи 4.2, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, а также отсутствие сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера административного штрафа до 100 000 руб.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде 100 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Рассмотрев требование Общества о признании недействительным представления Управления от.03.2020 N У-039/20, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ
Оспариваемое представление вынесено в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения Общества к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Поскольку событие вмененного Обществу правонарушения и вина самого Общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то Управление в пределах своих полномочий правомерно выдало Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Обществом не представлено доказательств того, что оспариваемое представление не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2020 года по делу N А56-27539/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичное акционерное общество "Газпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27539/2020
Истец: ОАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области"