г. Москва |
|
28 сентября 2020 г. |
Дело N А40-53256/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2020 года, принятое судьей Козловским В.Э., в порядке упрощенного производства по делу N А40-53256/20, по исковому заявлению ООО "АРМАДА-А" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРМАДА-А" обратилось в суд с требованием о взыскании с ОАО "РЖД" о взыскании платежей за устранение коммерческой неисправности в размере 54 916,16 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 249,83 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Истец не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
15 марта 2019 г. с лицевого счета ООО "АРМАДА-А" (код плательщика 1003335848, ведение которого осуществляется в МЦФТО - структурное подразделение ЦФТО - филиала ОАО "РЖД" на основании договора на организацию расчетов N ТЦФТО-1/06-12-Э от 01.01.2012 г.) списаны сборы за устранение коммерческих неисправностей, указанные в ведомостях: N 150309- в размере 8 501,70 руб.; N 150310- в размере 6 782,57 руб.; N 150311- в размере 8 863,97 руб.; N 150312- в размере 14 726,40 руб.; N 150313- в размере 9 133,20 руб. N 150315 -в размере 6 908,32 руб.
Списание денежных средств подтверждается счет-фактурой N 0000625/03007783 от 15.03.2019, актом оказанных услуг N 1003335848/2019033 от 15.03.2019 г. с перечнем первичных документов, справкой о расчетах между ОАО "РЖД" и ООО "АРМАДА-А". ООО "АРМАДА-А" считает, что указанные платежи списаны неправомерно, поскольку коммерческая неисправность возникла не по вине грузоотправителя.
Под пригодностью подвижного состава в коммерческом отношении для перевозки груза надлежит понимать такое техническое состояние подвижного состава, от которого зависит обеспечение сохранности груза при перевозке.
Статьей 20 Устава железнодорожного транспорта установлено, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
Согласно п.87 Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (утв. приказом Минтранса России от 7.12.2016 N 374) выданная грузоотправителю перевозчиком после осуществления приемосдаточных операций на основании ее квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки. Заключение договора перевозки не освобождает грузоотправителя от обязанности охраны грузов в вагонах до момента фактической передачи вагонов с грузами перевозчику по памятке приемосдатчика.
В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны находятся на ответственности грузоотправителя.
Грузоотправитель свои обязательства выполнил: осуществил погрузку и крепление груза в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.05.2003 N ЦМ-943 (далее - ТУ N ЦМ-943).
Перевозчик, в свою очередь, упомянутый груз принял для перевозки, тем самым подтвердив, что нарушений крепления груза, угрожающих безопасности движения, нет.
Факт принятия груза перевозчиком подтверждает соблюдение грузоотправителем ТУ гл.7 п.4 рис.33, МТУ 2254 от 02.11.2017 г., отсутствие претензий общества "РЖД" к погрузке и креплению груза исключает вину грузоотправителя в возникновении названных неисправностей.
В данном случае перевозчиком выявлены недостатки в креплении груза, угрожавшие безопасности движения, после того как груз был принят к перевозке, что не может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности за возникновение коммерческой неисправности в процессе перевозки. Так, согласно пп. 5 п.47 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (приказ Минтранса России от 21.10.2010 N 286) не допускается производить маневры толчками и распускать с горки вагоны и специальный железнодорожный подвижной состав, имеющий отметку в перевозочных документах "С горки не спускать". В квитанциях о приеме груза и железнодорожных накладных имеется отметка: "Не спускать с горки" (прилагаются).
Кроме того, согласно п.23 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (утв. приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 38) при обнаружении в процессе перевозки груза нарушения его крепления проводник сообщает об этом перевозчику и подает ему заявление об отцепке вагона для принятия мер. При нарушении крепления груза по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика. В остальных случаях исправление крепления груза обеспечивается грузоотправителями.
Следовательно, платежи были исчислены неправильно и подлежат возврату.
Денежные средства в сумме 54 916,16 руб. являются для ответчика неосновательным обогащением.
Статья 1102 ГК предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из содержания указанной нормы получение ОАО "РЖД" денежных средств от ООО "АРМАДА-А" при отсутствии у ООО "АРМАДА-А" обязанности их выплачивать в силу соответствующего договора или требования нормативного акта, без предоставления перевозчиком со своей стороны каких-либо товаров (работ, услуг) в счет принятых сумм следует квалифицировать как неосновательное обогащение.
Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения ха счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения обязательства или его соответствующей части.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан верным.
16 сентября 2019 г. в Московский ТЦФТО - филиал ОАО "РЖД" - направлена претензия ООО "АРМАДА-А" от 15.09.19. N 25 с требованием восстановить денежные средства на лицевом счете., в удовлетворении которого было отказано ответом (от 23.10.18 N МТЦФТОПР-19/1608) на претензию.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Представленные ответчиком документы не исключают вины перевозчика в возникновении неисправности крепления груза по рассматриваемым в рамках настоящего дела случаям.
Так истцом представлены в дело протоколы совещания у начальника станции Акулово О.Е.Федотенковой:
- от 03.11.2018 N 1122 (о случае отцепки вагона 58692682);
- от 25.10.2018 г. N 1032 (о случае отцепки вагона 51006377);
- от 11.09.2018 г. N 4 (о случае отцепки вагонов 51004562);
- от 19.10.2018 г. N 1018 (о случае отцепки вагона 58695107);
- от 03.11.2018 г. N 1121 (о случае отцепки вагона 51007961).
В протоколах совещания постановили:
- выявленной коммерческой неисправности в вагонах работниками грузоотправителя ООО "АРМАДА-А" не усматривается.
В протоколах совещания определено:
- вагоны отправлены со ст. Акулово Мск. ж.д. исправными в техническом и коммерческом отношении;
- перед опломбированием вагонов производился осмотр размещения и крепления груза начальником станции Акулово или комиссией в составе представителей перевозчика;
- груз размещен согласно МТУ/ТУ. Нарушений не выявлено;
- при погрузке вагонов и установке колесных упоров велась фото и видеосъемка.
Перевозчик груз принял для перевозки, тем самым подтвердив, что нарушений крепления груза, угрожающих безопасности движения, нет.
Перевозчиком выявлены недостатки в креплении груза после того, как груз был принят к перевозке.
Перевозка автомобилей в вагонах автомобилевозах, закрепленных упорами, требует специальных условий -запрещено спускать такие вагоны с горки, так как в этом случае при ударе (толчке) вагона фиксация колесными упорами автомобиля недостаточна для того, чтобы предотвратить смещение автомобиля.
Так, согласно пп. 5 п.47 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (приказ Минтранса России от 21.10.2010 N 286) не допускается производить маневры толчками и распускать с горки вагоны и специальный железнодорожный подвижной состав, имеющий отметку в перевозочных документах "С горки не спускать".
Согласно п.30 Приложения 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, не допускается производить маневры толчками и распускать с горки вагоны и специальный подвижной состав, имеющие трафарет "С горки не спускать". Указанный железнодорожный подвижной состав может быть пропущен через сортировочную горку только с маневровым локомотивом.
Во всех квитанциях о приеме груза и железнодорожных накладных имеется отметка: "Не спускать с горки".
Кроме того, прилагается телеграмма ОАО "РЖД" от 17.10.2018 г. N 19639, в которой указано, что с целью снижения количества отцепок вагонов для перевозки легковых автомобилей в пути следования по коммерческим неисправностям работников ОАО "РЖД" обязывают:
- (п.2) обеспечить проведение инструктажа причастным работникам с записью в журнале производственного инструктажа, в части неукоснительного соблюдения требований п.ЗО Приложения N 6 к ПТЭ о запрете производства маневров толчками и роспуска с горки вагонов, имеющих трафарет "С горки не спускать";
- (п.4) по каждому поступившему оперативному донесению об отцепке на ПКО специализированного вагона для перевозки автомобилей проводить разбор с оформлением протокола по соблюдению порядка производства маневров на станции.
Письма о согласии отправителя снять вагоны не содержат указаний на то, что отправитель просит устранить недостатки за его счет. Напротив, в письмах отправитель указывает что груз погружен надлежащим образом и передан перевозчику и ВОХР в исправном состоянии (то есть виновности отправителя нет) и дает согласие на снятие ЗПУ и устранение силами и средствами перевозчика неисправности, возникшей в пути следования (что предусмотрено правилами перевозок грузов).
Согласно п.23 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (утв. приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 38) при обнаружении в процессе перевозки груза нарушения его крепления проводник сообщает об этом перевозчику и подает ему заявление об отцепке вагона для принятия мер.
При нарушении крепления груза по вине перевозчика исправление производится силами и средствами перевозчика.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2020 года по делу N А40-53256/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53256/2020
Истец: ООО "АРМАДА-А"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"