город Ростов-на-Дону |
|
29 сентября 2020 г. |
дело N А32-4283/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2020 по делу N А32-4283/2020
по заявлению Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район
к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Айвазяна Рафика Артушовича
о признании недействительным ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Администрации мунициапального образования Лабинский район (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать действия (бездействие) государственного регистратора - Лабинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012099 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Каладжинская, ул.Куйбышева, д.88/3, с кадастровым номером 23:18:1201017:214, площадью 4958 кв. м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества", выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-226798, незаконными;
- обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию договора от 18.04.2019 N 4600012099 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Каладжинская, ул. Куйбышева, д. 88/3, с кадастровым номером 23:18:1201017:214, площадью 4958 кв. м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешённое использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества", заключённого между Управлением и гр.Айвазяном Рафиком Артушовичем как единственным, подавшим заявку на участие в аукционе.
Суд первой инстанции решением от 13.07.2020 обязал Управление Росреестра устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления путём осуществления государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012099 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, улица Куйбышева, д.88/2, с кадастровым номером 23:18:1201017:214, площадью 4958 кв.м., категория земель "земли населённых пунктов", разрешённое использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества)", заключённого между Управлением и Айвазян Рафиком Артушовичем по результатам торгов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра указывает, что к заявлению на государственную регистрацию договора аренды, заключённого по результатам аукциона, представлены документы, не соответствующие требованиям, установленным законодательством, поскольку договор аренды заключён ранее истечения 10 дневного срока со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте, наличие противоречий в извещении о проведении аукциона и постановлении Администрации муниципального образования Лабинский район в части установления размера задатка, решения учредителей о согласовании крупной сделки.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Федеральный закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекса Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статьёй 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учёт осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев. предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представленные для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и(или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регулируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьёй 29 Федеральный закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включат в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Статьёй 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, улица Куйбышева, д.88/2, с кадастровым номером 23:18:1201017:214, площадью 4959 кв.м., категория земель "земли населенных пунктов", разрешённое использование: "отдельно стоящие усадебные жилые дома (в том числе с местами приложения труда и с возможностью ведения развитого товарного личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, огородничества)", начальная цена составила 5777 руб. 06 коп., шаг аукциона 173 руб. 31 коп., размер задатка составляет 5777 руб. 06 копеек.
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:1201017:214 размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) и в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом сельского поселения Лабинского района.
Торги признаны несостоявшимися. 18.04.2019 с единственным участником торгов Айвазян Рафиком Артушовичем заключён договор аренды земельного участка N 4600012099.
Заявлением от 31.07.2019 договор аренды земельного участка N 4600012099 был представлен на государственную регистрацию в Управление Рсреестра. В качестве приложения к заявлению были представлены следующие документы: договор аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012099; распоряжение от 20.05.2014 N 77-рл; постановление от 27.02.2019 N 222; извещение; протокол по торгам от 04.04.2019 N 2-2019.
Рассмотрев полученные документы, Управление Росреестранаправило в адрес Управления сообщение от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-226798 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012099 на следующих основаниях: в извещении о проведении торгов указано, что размер задатка составляет 0 рублей, порядок его внесения и возврата отсутствуют; не соблюдены сроки заключения договора.
Согласно постановлению от 27.02.2019 N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" размер задатка установлен в размере 5778 руб. 23 копеек.
В извещении о проведении торгов указано, что размер задатка составляет 0 рублей, порядок его внесения и возврата отсутствуют.
Из представленных в материалы дела доказательств, судом первой инстанции установлено, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикреплённой к извещению о проведении торгов, размещённому на сайте (torgi.gov.ru). В местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район также было размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата.
Положения пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает уполномоченный орган направить единственному принявшему участие в аукционе участнику проект договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, а именно фактически направить оферту. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Протокол о результатах проведения торгов по лоту N 19 составлен 04.04.2019, дата проведения аукциона назначена на 08.04.2019. В протоколе от 04.04.2019 N 2-2019 заседания Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района, аукцион по лоту N 19 признан несостоявшимся.
Письмом от 18.04.2019 Управление направило в адрес единственного участника аукциона Айвазяна Рафика Артушовича договор аренды.
Таким образом, материалами дела не подтверждено нарушение срока, предусмотренного пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Управление Росреестра в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2020 по делу N А32-4278/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4283/2020
Истец: Управление имущественных отношений Администрации мунициапального образования Лабинский район, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Айвазян Р А