г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А56-22082/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Смирнов И.В. по доверенности от 12.11.2019
от заинтересованному лицу: Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20332/2020) Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2020 по делу N А56-22082/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области"
к государственному учреждению - Ленинградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконными решений от 15.01.2020
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Ленинградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) с требованиями:
- о признании незаконным решения от 15.01.2020 N 7 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- об обязании заинтересованного лица устранить допущенное нарушение прав Администрации и принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенной в сумме 111 699 руб.;
- о признании незаконным решения от 15.01.2020 N 40 в части отказа Администрации в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 111 699 руб.;
- об обязании заинтересованного лица устранить допущенное нарушение прав Администрации и выделить заявителю средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 111 699 руб.
Решением суда от 19.06.2020 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что основания для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения отсутствуют. Также Администрация ссылается на нарушение срока принятия решения Фондом.
Фонд, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя, Фондом выявлены нарушения в части оплаты страхователем в октябре 2019 года пособия по временной нетрудоспособности Главе Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" Левину Петру Павловичу по листкам нетрудоспособности: N 337263267916 от 15.03.2019, N 337263308441 от 02.04.2019, N329075132718 от 17.04.2019, N348405322797 от 30.05.2019, N 348456417095 от 11.06.2019, N 349212648452 от 15.07.2019, N 357758488114 от 07.10.2019, N 357738688393 от 11.10.2019.
На основании акта выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 03.12.2019 N 84 Фондом вынесено решение от 15.01.2020 N 7 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и решение от 15.01.2020 N 40 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Полагая, что указанные решения Фонда нарушают право заявителя на возмещение расходов, понесенных страхователем на выплату страхового обеспечения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности позиции Фонда.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
Обязанность выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования возложена на страхователя пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ.
Статья 3 Закона N 165-ФЗ определяет страховой случай как свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является Администрация (подпункт 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Статьей 9 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
В рассматриваемом случае Фондом по результатам проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности выявлены нарушения в части произведенных расходов на социальное обеспечение пособием по временной нетрудоспособности Левина П.П.
Из материалов дела усматривается, что в октябре 2019 года Администрация выплатила Левину П.П. пособие по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности N 337263267916 от 15.03.2019; N 337263308441 02.04.2019 (продолжение); N 329075132718 от 17.04.2019; N 348405322797 от 30.05.2019 (продолжение); N 348456417095 от 11.06.2019 (продолжение); N 349212648452 от 15.07.2019; N 357758488114 от 02.10.2019; N 357738688393 от 11.10.2019 (продолжение).
При этом, Фондом в ходе проверки установлено, что указанное застрахованное лицо в период с декабря 2017 года по октябрь 2019 года не исполнял свои трудовые обязанности, отсутствовал на рабочем месте.
В табеле учета отсутствие работника отмечено кодом "н/б" - "отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без сохранения заработной платы".
С 18.02.2018 в соответствии с распоряжением N 42-р/к по 04.11.2019 (до увольнения Левина П.П. согласно распоряжению N 69-рк от 01.11.2019) на период временного отсутствия Левина П.П. исполняющим обязанности Главы являлась Лендяшова В.В.
Следовательно, до выплаты пособия в сумме 111 699 руб. застрахованное лицо Левин П.П. не исполнял служебные обязанности, заработная плата ему не начислялась, с декабря 2017 года по октябрь 2019 года страховые взносы с его дохода страхователем не начислялись.
Исходя из изложенного, Левин П.П. не утратил заработок в связи с временной нетрудоспособностью.
Утрата заработка Левина П.П. связана с мерой пресечения в рамках уголовного дела, а не с болезнью. В связи с чем, заявитель неправомерно произвел расходы на выплату пособия по нетрудоспособности Левину П.П.
В силу положений статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Администрация произвела выплату в сумме 111 699,00 руб. с нарушением требований законодательства, в связи с чем оспариваемые решения Фонда приняты правомерно.
Отклоняя довод Администрации о нарушении Фондом срока принятия решений, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия Решений) лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Законом N 125-ФЗ не установлен порядок исчисления сроков.
Согласно части 1.1 статьи 1.1 Закона N 255-ФЗ правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
На основании пункта 5 статьи 26.19 и в пункте 1 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ не определено, в каких днях исчисляется срок, а именно: в календарных или рабочих, в этом случае применяется пункт 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и срок исчисляется в рабочих днях.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2008 N 11667) утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - Методические указания). Согласно Методическим указаниям сроки исчисляются в рабочих днях.
Пунктом 26 Методических указаний установлено, что по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает соответствующее решение в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
В пункте 23 Методических указаний предусмотрено, что страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
В рассматриваемом случае акт выездной проверки N 84 составлен 03.12.2019. По истечении 15 рабочих дней, 24.12.2019, в Фонд были представлены возражения на акт. В течение 10 рабочих дней со дня получения возражений с учетом нерабочих праздничных дней, 15.01.2020, приняты оспариваемые решения.
Следовательно, основания полагать, что решения вынесены с нарушением сроков, установленных Законом N 125-ФЗ, у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2020 по делу N А56-22082/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22082/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОДПОРОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ ЛЕНИНГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ