г. Вологда |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А13-22638/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 сентября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" Ивановой С.А. по доверенности от 21.05.2019, от Департамента лесного комплекса Вологодской области Васильевой В.В. по доверенности от 20.12.2019 N 852,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2020 года по делу N А13-22638/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" (ОГРН 1143537000067, ИНН 3527019588; адрес: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Ленинградская, дом 23; далее - общество, ООО "Биоэнергетика") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - департамент) о признании недействительным приказа от 03.12.2019 N 1620.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339; адрес: 123317, Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2; далее - министерство, Минпромторг).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает ошибочными выводы суда о наличии в составе инвестиционного проекта графика его реализации по кварталам с указанием объема инвестиций, вида и срока работ. Указывает на то, что проверка проведена и предписание выдано не уполномоченным на то лицом.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Министерство отзыв на жалобу общества суду не предъявило.
Минпромторг надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства от 19.10.2016 N 3699 в связи с приказом департамента об утверждении заявки общества на реализацию инвестиционного проекта от 04.05.2016 N 490 инвестиционный проект общества "Строительство предприятия по комплексной переработке древесины" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
С целью реализации указанного инвестиционного проекта департаментом и обществом без торгов заключены договоры аренды лесных участков от 19.07.2017 N 06-01-05/51-2017, 06-01-05/52-2017 для заготовки древесины на территории Сокольского и Усть-Кубинского лесничеств с ежегодно допустимым объемом изъятия древесины 98,91 тыс. куб.м с применением поправочного (льготного) коэффициента 0,5 к ставкам платы при расчете арендной платы по договорам.
Вместе с тем в связи с выявленными нарушениями департаментом принят приказ от 03.12.2019 N 1620 "Об исключении инвестиционного проекта ООО "Биоэнергетика" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", который 04.12.2019 направлен департаментом в Минпромторг для принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Не согласившись с указанным приказом департамента от 03.12.2019 N 1620, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В силу статьи 1 Закона N 39-ФЗ приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190) ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Минпромторгом.
Подготовка и утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регулируются Положением N 190.
До принятия данного Положения на момент подачи обществом заявки действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419).
Также Положением N 190 предусмотрен порядок предоставления отчетности и проведения контроля заинтересованными органами.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Положения N 190 заинтересованными органами в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Вологодской области заинтересованным органом является департамент.
Подпунктом "д" пункта 7 Положения N 190 заявка инвестора должна содержать поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины.
Ранее подпункт "в" пункта 8 Положения N 419 предусматривал в составе заявки инвестора поэтапный план реализации инвестиционного проекта, подпункт "д" указанного пункта поквартальный график реализации инвестиционного проекта с указанием объема инвестиций, вида и срока работ.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, соблюдение поквартального графика реализации инвестиционного проекта предусмотрено как Положением N 190, так и Положением N 419.
Такой график является обязательным документом при направлении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта.
Приведенные нормы обязывают общество при реализации инвестиционного проекта соблюдать утвержденный поэтапный план инвестирования, а отклонение от утвержденного поквартального графика - является нарушением, влекущим выдачу предписания на устранение нарушений.
Общество считает ошибочным такой вывод суда, поскольку проект не содержит поквартальный график реализации инвестиционного проекта. Проверка исполнения поэтапного плана реализации инвестиционного проекта и сетевого графика реализации инвестиционного проекта с поквартальной разбивкой более чем на 1 год возможна только в январе 2020 года.
Вопреки доводам жалобы следует отметить, что инвестиционный проект предполагал создание новых производств по комплексной обработке древесины в четыре этапа, в том числе третий этап, приходящийся на 2017-2018 годы, - создание производства по выпуску фанеры клееной в объеме 34 000 куб.м.
Согласно поэтапному плану реализации инвестиционного проекта строительство фанерного производства включает:
- разработку проектной документации;
- строительство фанерного производства: зданий, сооружений, включая строительно-монтажные работы и благоустройство территории; линии электропередачи с установкой подстанции; приобретение оборудования и техники для производства фанеры; ввод в эксплуатацию фанерного производства, проведение пусконаладочных работ;
- создание объектов лесной инфраструктуры: заключение договоров аренды лесных участков; строительство лесных дорог; организацию заготовки древесины.
- организацию лесозаготовительного производства: приобретение лесозаготовительной, лесовозной и вспомогательной техники.
Таблица 3.1 инвестиционного проекта определяет поэтапный план реализации проекта с указанием срока выполнения (год) и объема инвестиций.
В таблице 3.2 "Сетевой график реализации инвестиционного проекта с поквартальной разбивкой" установлены сроки строительства и оборудования фанерного производства по кварталам - I и II кварталы 2017 года, I-IV кварталы 2018 года.
Следовательно, в таблице 3.2 установлен сетевой график реализации инвестиционного проекта с поквартальной разбивкой.
Таблица 7.1.5 "Структура инвестиционных затрат по периодам реализации проекта с поквартальной разбивкой, тыс. руб." содержит объем инвестиций, виды, сроки выполняемых работ при реализации проекта с разбивкой по кварталам.
Департамент верно отмечает, что таблица 7.1.5 инвестиционного проекта является поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта, нарушение которого на срок более чем один год является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и досрочного расторжения договора аренды лесных участков по инициативе арендодателя.
В частности, данная таблица содержит наименование объекта инвестиций, его стоимость и квартал соответствующего года, в который будет происходить приобретение соответствующего оборудования или создание объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В таблице 7.1.5 проекта установлено, что:
- инвестиционные затраты на бассейны для пропарки фанерного кряжа должны быть произведены в I квартале 2018 года в сумме 6 800 тыс. руб.;
- инвестиционные затраты на тепловой генератор для прессования фанеры должны быть произведены в I квартале 2018 года в сумме 11 000 тыс. руб.
В связи с этим апелляционная инстанции соглашается с поддержанной судом первой инстанции позицией департамента о том, что в инвестиционном проекте сроки, в том числе инвестирования, определены и разбиты поквартально, определены размер инвестиций и их стоимость - также поквартально.
Таблица 7.1.5 проекта по структуре фактически соответствует форме поквартального графика, предлагаемой Методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденными приказом Минпромторга от 15.05.2018 N 1870.
При этом, как верно отметил суд, общество не предъявило должного обоснования возможности несоблюдения установленных этапов либо отклонения от них.
Департаментом 15.05.2019 совместно с УФСБ России по Вологодской области и УЭБиПК УМВД России по Вологодской области на основании пункта 27 Положения N 190 проведена выездная проверка общества.
В ходе проверки установлено нарушение поквартального графика реализации инвестиционного проекта, предусмотренного в таблице 7.1.5 инвестиционного проекта, а именно: в I квартале 2018 года не установлены бассейны для пропарки фанерного кряжа (частично залит фундамент) и тепловой генератор для прессования фанеры. Инвестором нарушен поэтапный план реализации инвестиционного проекта по созданию фанерного производства. Отставание от выполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта в части строительства бассейнов для пропарки фанерного кряжа и установки теплового генератора для прессования фанеры превышает 1 год. Большинство фактических производственно-финансовых показателей ООО "Биоэнергетика" в рамках реализации инвестиционного проекта не достигают планового уровня.
Руководствуясь пунктами 27, 32 Положения N 190 и действующего с 08.03.2018, в целях устранения выявленных нарушений департамент согласовал с Минпромторгом и выдал обществу 18.06.2019 предписание о необходимости устранения выявленных нарушений по реализации инвестиционного проекта в срок до 15.11.2019.
В ходе проведенной 19.11.2019 департаментом контрольной проверки исполнения выданного предписания сделаны следующие выводы:
- в части выполнения требований предписания установлено, что бассейны для пропарки фанерного кряжа установлены, но не подключены, тепловой генератор для прессования фанеры не установлен;
- в части реализации остальных мероприятий инвестиционного проекта в частности установлено, что фанерное производство не построено, окончание строительства запланировано на IV квартал 2018 года, отставание от выполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта будет превышать один год с 01.01.2020.
По результатам проверки составлен акт от 19.11.2019 и в связи с выявленными фактами правомерно принят приказ от 03.12.2019 N 1620 "Об исключении инвестиционного проекта ООО "Биоэнергетика" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Нарушение графика привлечения инвестиций является нарушением поквартального графика реализации инвестиционного проекта, и в соответствии с пунктами 27, 32 Положения N 190 данное обстоятельство послужило основанием для проведения проверки и выдачи предписания.
Доводы общества об отсутствии оснований для принятия департаментом оспариваемого им приказа от 03.12.2019 N 1620 в связи с исполнением предписания, выразившимся в установке бассейнов для пропарки фанерного кряжа, также не могут быть приняты, поскольку не подтверждаются материалами дела.
Напротив, в акте проверки от 19.11.2019 отражено, что бассейны для пропарки фанерного кряжа не подключены.
При этом в договоре поставки оборудования от 12.07.2019, заключенном с обществом с ограниченной ответственностью "Био Дерусса", поставщик обязуется передать, смонтировать и ввести в эксплуатацию распарочные ванны.
Сведения об оплате указанного оборудования не представлены. Акт проверки от 19.11.2019 и приложенные фотоматериалы подтверждают только установку указанного оборудования.
Также в акте отражено, что тепловой генератор для прессования фанеры не установлен.
Общество в обоснование отсутствия генератора ссылается на справку ООО "ТД завод "Пролетарская свобода" об отсутствии необходимости приобретения такого генератора.
Вместе с тем инвестиционный проект должен содержать достоверные сведения об объеме инвестиций (пункт 4 Положения N 190). В соответствии с пунктом 28 Положения N 190 на основании заявки инвестора в инвестиционный проект могут быть внесены изменения, содержащие сведения об инвестиционном проекте, указанные в пункте 4 Положения.
Однако обществом заявка на изменения в инвестиционный проект в отношении уменьшения объема инвестиций в связи с отсутствием необходимости приобретения генератора не направлялась в заинтересованный орган.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии надлежащих доказательств исполнения предписания в установленный срок.
Ссылка подателя жалобы на нарушения департаментом порядка проведения контрольных мероприятий также являлась предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонена.
Суд верно отметил, что в соответствии с пунктом 27 Положения N 190 объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.
Контроль за исполнением поквартального графика осуществляется заинтересованным органом.
Заинтересованный орган осуществляет выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных не реже одного раза в 6 месяцев с представлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации акта проверки.
Таким образом, департамент, как заинтересованный орган, вправе провести выездную проверку исполнения обществом поквартального графика и достоверности отчетных данных в любой период реализации инвестиционного проекта.
При этом заинтересованный орган может установить нарушения поквартального графика исполнения инвестиционного проекта как на срок до года, так и на срок более года.
В случае выявления по результатам проведения выездной проверки нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений в соответствии с пунктом 32 Положения N 190.
Исходя из положений подпункта "д" пункта 19, пунктов 27, 32 Положения N 190 основанием для направления инвестору предписания явилось нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год.
При проведении проверки в мае 2019 года департаментом установлено нарушение обществом поквартального графика более чем на 1 год.
Общество не предъявило доказательств исполнения инвестиционного проекта в части приобретения и установки бассейнов для пропарки фанерного кряжа и теплового генератора для прессования фанеры в период с I квартала 2018 года по I квартал 2019 года.
Департамент провел проверку по окончании I квартала 2019 года и зафиксировал в акте, что обществом обязательства по реализации приоритетного инвестиционного проекта в определенные нормативными документами сроки не исполнены, что и явилось основанием для выдачи предписания об устранении нарушений, в котором указаны обязательства, не выполненные инвестором на дату его оформления. Акт проверки направлен в Минпромторг, предписание также согласовано.
Основания, послужившие принятию департаментом оспариваемого приказа, приведены в предписании, которое в установленном порядке обществом не оспаривалось.
Общество в обоснование предъявленных требований указывает, что проверки проведены неуполномоченным органом - департаментом, без участия Минпромторга. Нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год предполагает проведение проверки только Минпромторгом.
Однако в силу пункта 27 Положения N 190 Минпромторг осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых с нарушением поквартального графика более чем на один год, путем проведения выездных проверок с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного органа.
Следовательно, как правильно отметил суд первой инстанции, Минпромторг осуществляет указанный контроль независимо от проверок проводимых департаментом после получения от заинтересованного органа сведений о нарушении поквартального графика более чем на один год, либо при выявлении таких фактов на основании представляемой отчетности или полученной информации. Проведение такого контроля Минпромторгом не исключает возможность проведения выездных проверок исполнения поквартального графика департаментом.
В материалах дела усматривается, что после получения приказа департамента от 03.12.2019 N 1620 Минпромторг в январе 2020 года провел выездную проверку, результаты которой оформлены актом от 10.01.2020 (т. 3, л. 125-127) и установил отставание от графика реализации инвестиционного проекта более одного года, что является основанием для исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; отсутствие ведения производственной деятельности на объектах в рамках приоритетного инвестиционного проекта; неисполнение обществом предписания департамента.
Непривлечение к проведению Минпромторгом выездной проверки представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства не влечет недействительность результатов проверки, проведенной департаментом.
В случае, если нарушения не устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня истечения указанного срока устранения нарушений принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его в Минпромторг.
Минпромторг в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов (пункт 32 Положения N 190).
Следовательно, департаментом соблюден порядок действий по проведению контрольных мероприятий и принятию соответствующих решений.
Оснований не согласиться с таким выводом суда апелляционная коллегия не усматривает.
Кроме того, этап строительства фанерного производства инвестиционному проекту должен быть завершен не позднее IV квартала 2018 года и включать в себя строительство зданий, сооружений, строительно-монтажные работы и благоустройство территории; строительство линии электропередач с установкой подстанции; приобретение оборудования и техники для производства фанеры; ввод в эксплуатацию фанерного производства, проведение пусконаладочных работ.
Указанные работы в полном объеме не выполнены. В отношении общества возбуждено дело о банкротстве. Определением арбитражного суда от 30.09.2019 по делу N А13-11557/2018 в отношении ООО "Биоэнергетика" введена процедура наблюдения.
В связи с изложенным у суда первой инстанции не имелось основания для признания недействительным приказа от 03.12.2019 N 1620 "Об исключении инвестиционного проекта ООО "Биоэнергетика" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Довод заявителя относительно неотражения в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2020 года по делу N А13-22638/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Биоэнергетика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-22638/2019
Истец: ООО "Биоэнергетика"
Ответчик: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Третье лицо: Министрество промышленности и торговли Российской Федерации