город Ростов-на-Дону |
|
29 сентября 2020 г. |
дело N А32-49015/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.07.2020 по делу N А32-49015/2019
по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании незаконным и отмене постановления от 03.10.2019 N 001851 о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением от 22.07.2020 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обстоятельства принятия АО "АТЭК" мер, направленных на погашение задолженности перед ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" за ранее поставленный коммунальный ресурс, не указывают на отсутствие в действиях АО "АТЭК" вины во вмененном административном органом правонарушении. АО "АТЭК" является теплоснабжающей организацией и приобретает тепловую энергию у ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" в целях ее подачи конечным потребителям, проживающим в х. Ленина в г. Краснодаре. Согласно постановлению Пятнадцатого арбитражного суда от 02.06.2020 по делу N А32-36722/2019 установлено, что прекращение ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" поставки тепловой энергии с 01.07.2019 по 15.07.2019 в связи с проведением планового ремонта котельной и тепловой сети являлось правомерным. После 15.07.2019 возобновление подачи тепловой энергии не представлялось возможным, в связи с проведением АО "АТЭК" ремонтных работ на тепловых сетях, что зафиксировано в акте осмотра от 10.02.2020. Согласно указанному акту, теплосеть, по которой осуществлялась поставка тепловой энергии, демонтирована. То есть, отношения сторон по договору от 28.09.2018 N 22/18/373 (N 165) прекращены на основании норм статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью исполнения.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГЖИ Краснодарского края в суд поступили дополнения к жалобе.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 06.09.2019 прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка с привлечением специалиста Государственной жилищной инспекции Краснодарского края сведений о нарушении прав проживающих в х. Ленина г. Краснодара граждан при предоставлении коммунальной услуги по горячему теплоснабжению.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 12/4 по ул. Лукъяненко в х. Ленина г. Краснодара находится в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "ГУК-Краснодар" на основании лицензии от 30.04.2015 N 135.
Между ООО "ГУК-Краснодар" и АО "АТЭК" (теплоснабжающая организация) заключен договор на поставку тепловой энергии от 19.08.2009 N 535, по условиям которого теплоснабжающая организация оказывает услуги по отпуску тепловой энергии в обслуживаемые управляющей организацией дома, а потребитель обязуется ежемесячно оплачивать принятую тепловую энергию в объемах, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Задолженность за потребленную энергию у ООО "ГУК-Краснодар" перед АО "АТЭК" отсутствовала.
АО "АТЭК" отключена подача теплоснабжения, что повлекло отсутствие горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 21/4 по ул. Лукъяненко, в х. Ленина г. Краснодара и является нарушением требований пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
По результатам рассмотрения материалов проверки Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении АО "Автономная теплоэнергетическая компания" составлен протокол об административном правонарушении от 27.09.2019 N 4202 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя инспекции вынесено постановление от 03.10.2019 N 001851 о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N1.
В соответствии с требованиями пункта 4 раздела I Приложения N 1 Правил N 354 горячее водоснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 06.09.2019 прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка с привлечением специалиста Государственной жилищной инспекции Краснодарского края сведений о нарушении прав проживающих в х. Ленина г. Краснодара граждан при предоставлении коммунальной услуги по горячему теплоснабжению.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 12/4 по ул. Лукъяненко, в х. Ленина г. Краснодара находится в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "ГУК-Краснодар" на основании лицензии от 30.04.2015 N 135.
Между ООО "ГУК-Краснодар" и АО "АТЭК" (теплоснабжающая организация) заключен договор на поставку тепловой энергии от 19.08.2009 N 535, по условиям которого теплоснабжающая организация оказывает услуги по отпуску тепловой энергии в обслуживаемые управляющей организацией дома, а потребитель обязуется ежемесячно оплачивать принятую тепловую энергию в объемах, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Задолженность за потребленную энергию у ООО "ГУК-Краснодар" перед АО "АТЭК" отсутствовала.
АО "АТЭК" отключена подача теплоснабжения, что повлекло отсутствие горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 12/4 по ул. Лукъяненко в х. Ленина г. Краснодара.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) и физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции установил, что между АО "АТЭК" и ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" заключен договор на поставку тепловой энергии от 28.09.2018 N 22/18/373 (номер регистрации в АО "АТЭК") или N 165 (номер регистрации в ПАО "Агрокомбинат "Тепличный"). Согласно данному договору ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" обязуется поставлять тепловую энергию для нужд АО "АТЭК", в свою очередь АО "АТЭК" обязуется уплачивать стоимость поданной тепловой энергии.
Таким образом, АО "АТЭК" является теплоснабжающей организацией и приобретает тепловую энергию у ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" в целях ее подачи конечным потребителям.
В период с 01.07.2019 по 15.07.2019 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" не осуществляло поставку тепловой энергии в связи с производством ежегодного планового ремонта оборудования котельной и тепловой сети.
С 15.07.2019 ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" не возобновило поставку АО "АТЭК" тепловой энергии, указав на необходимость оплаты задолженности и неустойки по договору поставки тепловой энергии от 28.09.2018 N 22/18/373 (N165).
АО "АТЭК" произвело оплату за потребленную тепловую энергию в размере 3 603 632, 76 руб.
Таким образом, основная задолженность АО "АТЭК" перед ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" за поставленную тепловую энергию была полностью погашена.
Пунктом 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) установлено, что поставщик имеет право ограничить поставку тепловой энергии, только в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с пунктом 94 Правил N 808 возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после полного погашения задолженности.
В силу пункта 93 Правил N 808, ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
В соответствии с пунктом 96 Правил N 808, в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Согласно пункту 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Учитывая, что задолженность АО "АТЭК" перед ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" за поставленную тепловую энергию была полностью погашена, суд пришел к выводу об отсутствии вины АО "АТЭК" в нарушении режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе инспекция указала, что согласно постановлению Пятнадцатого арбитражного суда от 02.06.2020 по делу N А32-36722/2019 установлено, что прекращение ПАО "Агрокомбинат "Тепличный" поставки тепловой энергии с 01.07.2019 по 15.07.2019 связано с проведением планового ремонта котельной и тепловой сети являлось правомерным; после 15.07.2019 возобновление подачи тепловой энергии не представлялось возможным, в связи с проведением АО "АТЭК" ремонтных работ на тепловых сетях, что зафиксировано в акте осмотра от 10.02.2020. Согласно указанному акту, теплосеть, по которой осуществлялась поставка тепловой энергии, демонтирована. То есть, отношения сторон по договору от 28.09.2018 N 22/18/373 (N 165) прекращены на основании норм статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью исполнения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные обстоятельства не опровергают отсутствие вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Приведенные обстоятельства, как то осуществление ремонтных работ ПАО "АК "Тепличный" и проведение ремонтных работ АО "АТЭК" свидетельствует о том, что теплоснабжающей организацией принимались меры по надлежащему обеспечению потребителей услугой. Периодические и внеплановые ремонтные работы также необходимы для обеспечения надлежащего, в том числе бесперебойного обеспечения населения горячим водоснабжением.
В силу части 4 статьи 1.5 АПК РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что как проведение ремонтных работ, так и оплата задолженности поставщику ресурса, свидетельствуют о принятии АО "АТЭК" необходимых мер в целях недопущения проступка в виде необеспечения бесперебойного снабжения потребителей услугой горячего водоснабжения.
Доказательств обратного, в том числе пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности, инспекцией не представлено.
Таким образом, оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у инспекции не имелось.
В силу статьи 211 АПК РФ постановление от 03.10.2019 N 001837 является незаконным и подлежит отмене.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 22.07.2020 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2020 по делу N А32-49015/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49015/2019
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края