г. Тула |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А09-4204/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772) - Смородиной Е.В. (доверенность от 09.01.2020 N 03-44/4), в отсутствие заявителя - Лисовской Ирины Вячеславовны (г. Брянск), третьих лиц: инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008), общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (г. Брянск, ОГРН 1173256007605, ИНН 3257054839), Риц Дениса Борисовича (г. Брянск), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Лисовской Ирины Вячеславовны на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2020 по делу N А09-4204/2020 (судья Халепо В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Лисовская Ирина Вячеславовна (далее - Лисовская И.В.), как участник общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан", общество) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 10 по Брянской области, налоговый орган) о признании незаконными решения от 11.11.2019 N 2008 о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); действий по внесению в ЕГРЮЛ записи от 13.11.2019 о принятом решении о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, а также действий по внесению в ЕГРЮЛ записи от 12.03.2020 о прекращении деятельности ООО "Меридиан".
При участии в деле в качестве третьих лиц: инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - ИФНС России по г. Брянску), общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - ООО "Меридиан"), Риц Дениса Борисовича (далее - Риц Д.Б.).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2020 по делу N А09-4204/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Лисовская И.В. обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что регистрирующий орган, в нарушение требований части 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", уведомление о необходимости представления достоверных сведений ни в адрес учредителя общества Лисовской И.В., ни в адрес ООО "Меридиан" не направлял, т.е. не принял предусмотренные частью 6 статьи 11 вышеуказанного закона меры по обеспечению достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений. В нарушение установленного законом порядка, регистрирующий орган 26.04.2019 внес в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений в отношении директора общества. Указанные нарушения привели к тому, что ООО "Меридиан" и его единственный учредитель Лисовская И.В. были лишены возможности представить соответствующие сведения и документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых установлена недействительность.
Податель жалобы также указывает на то, что о внесении в ЕГРЮЛ указанной записи о недостоверности сведений, а также о направлении ИФНС России по г. Брянску документов в МИФНС России N 10 по Брянской области для принятия решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ Лисовской И.В. стало известно из письма ИФНС России по г. Брянску от 25.02.2020 N 12-30/07006, т.е. по истечении установленного частью 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" трехмесячного срока представления возражений относительно предстоящего исключения юридического лица.
Заявитель полагает, что МИФНС России N 10 по Брянской области при исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ нарушен предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заявитель жалобы также ссылается на то, что оспариваемые решение и действия регистрирующего органа нарушают права и законные интересы Лисовской И.В., как единственного учредителя (участника) ООО "Меридиан" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку влекут за собой такие правовые последствия, как запрет на регистрацию ее в качестве руководителя и учредителя (участника) при государственной регистрации новых юридических лиц или при внесении изменений в отношении ранее зарегистрированных юридических лиц в течение трех лет с момента исключения ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, а также причинение вреда ее деловой репутации.
Податель жалобы считает, что поскольку у ООО "Меридиан" объективно отсутствовала возможность внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, в отношении которых внесена запись о недостоверности, при наличии фактических данных, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим, а также в отсутствие уведомления учредителя общества о необходимости предоставления сведений о достоверности данных, решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о принятом решении о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, а также действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества, не может быть признано законным.
МИФНС России N 10 по Брянской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИФНС России по г. Брянску, ООО "Меридиан" и Риц Д.Б. отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал свою позицию по делу.
Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Меридиан" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.07.2017.
С 19.07.2017 директором общества являлся Риц Д.Б., в ЕГРЮЛ внесены сведения о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Меридиан".
В инспекцию 19.04.2019 поступило заявление Риц Д.Б. о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ. К заявлению приложены приказ от 11.03.2019 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), подписанный Лисовской И.В., и соглашение о прекращении трудовых отношений от 11.03.2019, подписанное Лисовской И.В. и Риц Д.Б.
По результатам рассмотрения указанного заявления 26.04.2019 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении Риц Д.Б., как лица, имеющего право действовать без доверенности ООО "Меридиан".
11.11.2019 налоговым органом принято решение N 2008 о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ.
Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 13.11.2019 N 45 (761) часть 2.
Поскольку кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением из ЕГРЮЛ ООО "Меридиан", в течение трех месяцев с даты публикации в регистрирующий орган не направлено каких-либо возражений, 12.03.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2203200039172 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Полагая, что действия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ООО "Меридиан" не соответствуют закону, Лисовская И.В., как участник общества, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Из статьи 1 данного Закона следует, что под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Из пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Пунктом 2 статьи 40 вышеуказанного закона предусмотрено, что в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 40 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: фамилия, имя, отчество и должность такого лица, а также его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представляемых при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Из вышеуказанных норм следует, что представленные для регистрации документы об исполнительном органе юридического лица, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию, при этом, регистрирующий орган обязан следить за достоверностью сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В свою очередь, действующее законодательство предусматривает заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр
Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Закона (пункт 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Форма N 34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" утверждена приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (приложение N 3).
Из утверждённой формы заявления следует, что в ней физическое лицо, заявляя о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ, одновременно подтверждает, что содержащиеся в заявлении сведения достоверны, данное заявление не направлено на причинение вреда другим лицам, а также иное недобросовестное осуществление гражданских прав.
По смыслу пункта 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ представление заявления физического лица о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ в регистрирующий орган по форме N 34001 является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Наличие каких-либо иных документов для внесения заявленной записи в ЕГРЮЛ не требуется.
Из материалов дела усматривается, что запись о недостоверности сведений в отношении Риц Д.Б. как лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ООО "Меридиан", внесена в ЕГРЮЛ регистрирующим органом по результатам рассмотрения заявления Риц Д.Б. от 19.04.2019 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ. К указанному заявлению были приложены приказ от 11.03.2019 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), подписанный Лисовской И.В., и соглашение о прекращении трудовых отношений от 11.03.2019, подписанное Лисовской И.В. и Риц Д.Б.
В свою очередь, факт расторжения трудовых отношений с Риц Д.Б. заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что регистрирующим органом нарушен порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку в адрес общества и в адрес его участника не направлялось уведомление о необходимости представления достоверных сведений, правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 указанного закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 данного закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности). В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном указанным Федеральным законом, соответствующие сведения или представит документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.
Из вышеуказанных норм следует, что уведомление о недостоверности сведений направляется по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, которая в свою очередь проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Как указано ранее, по смыслу пункта 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ представление в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (приложение N 1) (далее - Основания и Порядок).
Согласно подпункту 3 пункта 5 Оснований и Порядка указанные в их пунктах 2 и 4 обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, в случаях, если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ.
Необязательность проведения проверки заявления физического лица о недостоверности сведений о нём в ЕГРЮЛ подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2019 N АКПИ19-541.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку в рассматриваемом случае основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, отсутствовали, оснований для направления участнику общества уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений в порядке пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ у регистрирующего органа также не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что регистрирующим органом 26.04.2019 правомерно внесена запись в ЕГРЮЛ за номером 2193256109902 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Меридиан".
Суд первой инстанции справедливо принял во внимание тот факт, что Лисовская И.В. является единственным участником общества, приказ об увольнении Риц Д.Б. от 11.03.2019 подписан Лисовской И.М., назначение нового директора общества относится к ее исключительной компетенции.
Добросовестный участник общества не мог не понимать, что после увольнения Риц Д.Б. сведения о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Меридиан", перестают соответствовать принципу достоверности.
Как следует из материалов дела, решением от 12.03.2019 Лисовская И.В., как единственный участник общества приняла решение о назначении себя исполняющим обязанности единоличного исполнительного органа ООО "Меридиан".
Вместе с тем в возражениях, поданных в регистрирующий орган 07.04.2020, Лисовская И.В. указывает на то, что является директором ООО "Меридиан".
Кроме того, из материалов дела также следует, что регистрирующим органом в отношении Лисовской И.В. 25.06.2019 возбуждалось дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Постановлением МИФНС N 10 по Брянской области от 10.07.2019 производство по делу об административном правонарушении в отношении Лисовской И.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, о наличии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении юридического лица Лисовской И.В. стало известно самое позднее 10.07.2019.
Однако, вплоть до принятия регистрирующим органом 11.11.2019 решения N 2008 о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, Лисовской И.В. не предпринято никаких действий по включению в ЕГРЮЛ достоверных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Указанный порядок предусматривает принятие решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 21.1 указанного закона решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Согласно материалам дела 11.11.2019 налоговым органом принято решение N 2008 о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ. Данное решение было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 13.11.2019 N 45 (761) часть 2.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Однако, как следует из материалов дела, и после публикации решения о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ от участника общества каких-либо заявлений в регистрирующий орган не поступало.
Довод заявителя о том, что участник общества не проинформирован о принятии решения о предстоящем исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, справедливо отклонен судом первой инстанции в виду следующего.
Пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ обязывает информировать заинтересованных лиц о принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ путем публикации такого решения в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
Обязанностей регистрирующего органа по информированию участников юридического лица, его руководителя или иных лиц о принятом решении иным способом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не устанавливает.
Неблагоприятные последствия бездействия участника общества при отслеживании информации о соответствующем юридическом лице не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Поскольку кредиторами или иными лицами, в течение трех месяцев с даты публикации каких-либо возражений в регистрирующий орган не направлено, МИФНС России N 10 по Брянской области правомерно внесена запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2203200039172 от 12.03.2019 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Возражения Лисовской И.В. от 07.04.2020 относительно исключения ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, поданы после истечения срока, установленного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, и после внесения записи об исключении ООО "Меридиан" из ЕГРЮЛ, в связи с чем обоснованно не были приняты во внимание регистрирующим органом.
Доводы заявителя о том, что ООО "Меридиан" является действующим юридическим лицом, регулярно сдает налоговую и иную отчетность, верно отклонены судом первой инстанции, поскольку данное юридическое лицо было исключено из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, устанавливающего самостоятельное основание для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции верно указал, что в нарушение части 1 статьи 198 АПК РФ, заявителем не представлено каких-либо доказательств нарушения его прав исключением из ЕГРЮЛ ООО "Меридиан".
В соответствии с пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 14-ФЗ участники общества вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Из пункта 8 статьи 63 ГК РФ следует, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Поскольку положения пункта 8 статьи 63 ГК РФ направлены на распределение имущества, оставшегося после ликвидации, указанные положения по аналогии права (пункт 1 статьи 6 ГК РФ) применимы к отношениям по распределению имущества, оставшегося после прекращения деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, участники юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ по основаниям, установленным статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, вправе воспользоваться гарантиями, предусмотренными пунктом 8 статьи 63, пунктом 6 статьи 93 ГК РФ, пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 статьи 58 Закона N 14-ФЗ и уставом общества.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые решение и действия регистрирующего органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что налоговый орган должен был провести проверку достоверности сведений в ЕГРЮЛ, уведомить участника общества о необходимости назначения руководителя в ООО "Меридиан" и представления им достоверных сведений в регистрирующий орган, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не соответствующий действующему законодательству, так как ни Законом N 129-ФЗ, ни приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ проведение проверки, в случае поступления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, не предусмотрено.
Доводы заявителя о том, что у Лисовской И.В. имелось препятствие для назначения нового руководителя в обществе в связи с необходимостью получения лицензии, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно Закону N 129-ФЗ, для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи с назначением исполнительного органа, необходимо представить только заявление по форме N 14001. Препятствий для внесения изменений в ЕГРЮЛ о руководителе общества судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод апеллянта о том, что участник общества не знал о внесенной в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, о принятом решении о предстоящем исключении, отклоняется судом апелляционной инстанции, на основании следующего.
ЕГРЮЛ является открытым источником сведений о деятельности юридических лиц.
Учредители, участники и исполнительные органы юридических лиц обладают не только набором прав, но и обязанностями в отношении контролируемых ими юридических лиц. Такие права и обязанности не могут быть возложены на регистрирующий орган.
Участник общества Лисовская Ирина Вячеславовна знала о прекращении полномочий директора общества Рица Д.Б., так как подписала документы о расторжении трудового договора, обязана была выполнить требования Закона N 14-ФЗ и Закона N 129-ФЗ, назначив в обществе новый исполнительный орган, имела доступ к открытому информационному ресурсу ЕГРЮЛ для отслеживания изменений в нем, но не исполнила своих обязанностей.
В связи с тем, что с момента внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ прошло более шести месяцев, недостоверность не была устранена, вопреки доводам заявителя жалобы, налоговым органом правомерно принято решение N 2008 от 11.11.2019 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, законом не предусмотрено направление в адрес юридических лиц, их участников, сообщений о принятом регистрирующим органом решении о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия налогового органа по исключению общества из ЕГРЮЛ, соответствовали установленному статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ порядку.
Довод апелляционной жалобы о ведении обществом предпринимательской деятельности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное юридическое лицо было исключено из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, устанавливающего самостоятельное основание для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем представление обществом отчетов в 2019 году не свидетельствует о ведении обществом финансово-хозяйственной деятельности в период внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности и проведения процедуры исключения из ЕГРЮЛ. Доказательств обратного обществом не представлено.
Ссылка на нарушение налоговым органом письма ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6053@ "О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2020)", не может быть принята во внимание, поскольку данный Обзор не содержит споров со схожими фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2020 по делу N А09-4204/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лисовской Ирины Вячеславовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4204/2020
Истец: Лисовская Ирина Вячеславовна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области
Третье лицо: ИФНС России по г.Брянску, ООО "Меридиан", Риц Д.Б.