г. Саратов |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А12-1456/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Газпром" Станила Е.И., действующей на основании доверенности от 02.06.2020, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Мышлинского А.Б., действующего на основании доверенности от 25.06.2020 N 34/2020-09,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2020 года по делу N А12-1456/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (117420, г. Москва, ул. Намёткина, д. 16, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д.10, строение 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400002, г. Волгоград, ул. Тимирязева, д. 9),
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 58, ОГРН 1023403849182, ИНН 3445042160), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (355035, г. Ставрополь, пр. Октябрьской Революции, д. 6, ОГРН 1022601940613, ИНН 2636032629),
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", орган кадастрового учета, Учреждение) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об охранных зонах объектов ПАО "Газпром", указанных в уведомлениях ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 14.10.2019 N НБ -5571/19, от 31.10.2019 N НБ-5920/2019, от 31.10.2019 N НБ-5919/2019, обязании устранить нарушения путем внесения в ЕГРН следующих сведений об охранных зонах объекта "Сооружение кабельная линия связи распределительного газопровода Лог-Конный"; объекта "Сооружение - производственно - технологического комплекса-газопровод - отвод к с. Суетиновка"; объекта "Сооружение - газопровод - отвод к с. Гмелинка"; объекта "Сооружение - производственно - технологического комплекса-газопровод - отвод к с. Верхний Еруслан"; объекта "Производственно-технологический комплекс компрессорной станции КС-08 " Котельниковская"; объекта "Магистральный газопровод Ленинск - Знаменск I этап I пусковой комплекс"; объекта "Газопровод-отвод к АГРС с. Солодовка магистрального газопровода Ленинск - Знаменск I этап I пусковой комплекс"; признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов ПАО "Газпром", указанных в уведомлении ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 02.12.2019 N НБ-6626/2019, обязани устранить нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний: объекта "Газопровод-отвод к г. Волгограду 1 очередь"; объекта "Газопровод - отвод п. Россошки"; объекта "Газопровод - отвод п. Степной"; объекта "Газопровод - отвод п. с/х опытная станция".
Решением суда первой инстанции от 17 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по отказу во внесении в ЕГРН сведений об охранных зонах объектов ПАО "Газпром", указанных в уведомлениях ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 14.10.2019 N НБ -5571/19, от 31.10.2019 N НБ-5920/2019, от 31.10.2019 N НБ-5919/2019, обязал орган кадастрового учета устранить нарушения путем внесения в ЕГРН следующих сведений об охранных зонах объекта "Сооружение кабельная линия связи распределительного газопровода Лог-Конный"; объекта "Сооружение - производственно - технологического комплекса-газопровод - отвод к с. Суетиновка"; объекта "Сооружение - газопровод - отвод к с. Гмелинка"; объекта "Сооружение - производственно - технологического комплекса-газопровод - отвод к с. Верхний Еруслан"; объекта "Производственно-технологический комплекс компрессорной станции КС-08 " Котельниковская"; объекта "Магистральный газопровод Ленинск - Знаменск I этап I пусковой комплекс"; объекта "Газопровод-отвод к АГРС с. Солодовка магистрального газопровода Ленинск - Знаменск I этап I пусковой комплекс".
Также суд признал незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов ПАО "Газпром", указанных в уведомлении ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 02.12.2019 N НБ-6626/2019, обязал Учреждение устранить нарушения путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний: объекта "Газопровод-отвод к г. Волгограду 1 очередь"; объекта "Газопровод - отвод п. Россошки"; объекта "Газопровод - отвод п. Степной"; объекта "Газопровод - отвод п. с/х опытная станция".
Кроме того, с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в пользу ПАО "Газпром" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 12 000 руб.
ФГБУ "ФКП Росреестра" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "Газпром", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ставрополь") в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" является собственником следующих объектов недвижимости: "Магистральный газопровод Ленинск - Знаменск I этап I пусковой комплекс", "Газопровод-отвод к АГРС с. Солодовка магистрального газопровода Ленинск -Знаменск I этап I пусковой комплекс", "Сооружение кабельная линия связи распределительного газопровода Лог-Конный", "Сооружение - производственно - технологического комплекса-газопровод - отвод к с. Суетиновка", "Сооружение - производственно - технологического комплекса- газопровод - отвод к с. Верхний Еруслан", "Сооружение - газопровод - отвод к с. Гмелинка", "Производственно-технологический комплекс компрессорной станции КС-08 "Котельниковская", "Газопровод-отвод к г. Волгограду 1 очередь", "Газопровод - отвод п. Россошки", "Газопровод-отвод п. Степной", "Газопровод- отвод п. с/х опытная станция".
Для обеспечения безопасной эксплуатации газопроводов действующим законодательством РФ установлены охранные зоны (далее - ОЗ) и зоны минимальных расстояний (далее - ЗМР), которые в свою для снижения потенциальной опасности причинения ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах, подлежат внесению в ЕГРН.
26.09.2019, 14.11.2019 ПАО "Газпром" обратилось в орган кадастрового учета с заявлениями о регистрации ОЗ и ЗМР в ЕГРН.
Филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Волгоградской области уведомлениями от 14.10.2019 N НБ-5571/19, от 31.10.2019 N НБ-5919/2019, N НБ-5920/2019, от 02.12.2019 N НБ-6626/2019 сообщил заявителю об отказе во внесении в ЕГРН указанных сведений со ссылкой на статью 32, пункт 1 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) по мотиву того, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении зон с особыми условиями территории (далее - ЗОУИТ) не принималось, а также в связи с тем, что отсутствует положение, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
ПАО "Газпром", полагая, что действия органа кадастрового учета по отказу во внесении в ЕГРН сведений об охранных зонах объектов ПАО "Газпром" и зонах минимальных расстояний являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий в силу могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранная зона трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативноправового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе -посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
В силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления решений (актов), указанных в пунктах 3, 4, 6 - 10 части 1, частях 3, 15.1, 15.2 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а также в связи с установлением на основании нормативных правовых актов зон с особыми условиями использования территорий орган регистрации прав определяет перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, границ территории объекта культурного наследия, а также местоположение границ частей земельных участков, если зона с особыми условиями использования территорий, границы территории объекта культурного наследия пересекают границы земельного участка.
Согласно части 11 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в случае поступления в орган регистрации прав от органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости, в том числе выданного в период с 1 января 2018 года до 1 августа 2018 года разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, орган регистрации прав одновременно с кадастровым учетом объекта недвижимого имущества обеспечивает внесение сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являлось решением об установлении зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" разъяснено, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учета могут предоставить заинтересованные лица, такие как правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны; арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности, делегирующей именно такие полномочия).
Кроме того, письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 предусмотрено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в Едином государственном реестре недвижимости, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Таким образом, законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о ЗОУИТ на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
Формы заявлений, предоставляемых в уполномоченный орган, содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ".
При этом, форма заявления о внесений в ЕГРН сведений о ЗОУИТ приказом от 08.12.2015 N 920 не утверждена.
В рассматриваемом случае представленные в Учреждение заявления содержали информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на совершение регистрации ЗОУИТ в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков.
Соответственно, несмотря на то, что данные заявления были представлены в форме, отличной от форм, установленных Приказом N 920, их содержание и содержание приложенных к ним документов было достаточно для совершения регистрационного действия.
ПАО "Газпром" как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несет ответственность за их безопасную эксплуатацию, одновременно с этим при отсутствии сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и следовательно при отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон, создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ) магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющийся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены законодательно, сведения о зонах минимальных расстояниях подлежат внесению в ЕГРН.
Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федераций и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 3 января 2022 года.
Таким образом, ПАО "Газпром" как собственник объектов газопроводного транспорта, обязан предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН.
При этом пунктом 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" предусмотрено, что ФЕБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Согласно пункту 5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН), сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования данных, в частности, в реестре границ предусмотренных Порядком ведения ЕГРН данных при внесении сведений о границах; формирование данных в реестре границ ЕГРН осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Таким образом, лицом, которое должно предоставить сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний является ПАО "Газпром", а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения, - ФГБУ "ФКП Росреестра".
В рассматриваемом случае, ПАО "Газпром" предоставило в Учреждение необходимые для внесения в ЕГРН сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний. В свою очередь ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную ПАО "Газпром", что привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах охранных зон и зон минимальных расстояний.
Довод Учреждения о том, что основанием для отказа является возможность возникновения ошибки вследствие внесения в ЕГРН сведении об охранных зон и зонах минимальных расстояний на основании информации ПАО "Газпром", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку возможность исправления ошибок предусмотрена пунктом 22 Порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
Кроме того, данное основание не было указано ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в уведомлениях об отказе во внесении сведений об охранных зон и зонах минимальных расстояний в ЕГРН.
При этом Учреждением в материалы дела не представлено каких-либо доказательств наличия в представленных ПАО "Газпром" для регистрации охранных зон документах недостоверной информации.
Судом первой инстанции установлено, что при подготовке документов по внесению сведений в ЕГРН об охранных зон и зон минимальных расстояний ПАО "Газпром" приняты во внимание Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09 2017 N 1083, согласно которым вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
В отношении охранных зон кабельной линии связи обществом обоснованно учтены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, в соответствии с которыми для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикаций, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.
Зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов определены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", согласно пункту 7.15 которого расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В соответствии с пунктом 7.16 СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" расстояния от КС, ГРС, НПС, ПС до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений следует принимать в зависимости от класса и диаметра газопровода и категории НПС, ПС и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 5.
Доказательств несоответствия представленных обществом в орган кадастрового учета сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний указанным нормативным актам ФГБУ "ФКП Росреестра" в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали основания для отказа во внесении сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний, и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2020 года по делу N А12-1456/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1456/2020
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ВОЛГОГРАД", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ СТАВРОПОЛЬ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регестрации, кадастра и картографии"