Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2020 г. N Ф10-4821/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А64-1386/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Ушаковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарями Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тамбовской области: Якуниной К.А., представителя по доверенности N02-08/34 от 13.01.2020, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от ООО "Альфа-М": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альфа-М" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2020 по делу N А64-1386/2020, по заявлению ООО "Альфа-М", г.Москва (ОГРН 1026800885891, ИНН 6832021010); к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тамбовской области, г.Тамбов (ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500); о признании недействительным решения N 1426 от 14.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (далее - ООО "Альфа-М", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тамбовской области (далее МИФНС N 4 по Тамбовской области, налоговый орган) с требованием о признании недействительным решения N 1426 от 14.11.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 10.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, регулирующих налоговые правоотношения, основанные на применении норм Закона Тамбовской области N170-3 от 28.11.2003 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" и п. 10 ст. 378.2 НК РФ. Возражает против вывода суда первой инстанции о том, что объектом налогообложения может являться как само здание (административно-деловой центр, торговый центр (комплекс)), так и помещения (нежилые) в нем (в торговом центре) в общей совокупности. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражал против доводов апелляционной жалобы Общества, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель ООО "Альфа-М" не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 14.11.2019 в отношении ООО "Альфа-М", на основании Акта налоговой проверки N 1325 от 29.08.2019 и иных материалов налоговой проверки, МИФНС России N 4 по Тамбовской области вынесено решение N 1426 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение мотивировано тем, что ООО "Альфа-М", в нарушение положений ст. 378.2 НК РФ, п. 1 ст. 1.1 Закона N 170-3 от 28.11.2003 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", занизило сумму налога за 2018 год на 263 049 руб., за счет неправомерного не исчисления налога на имущество организации в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
Полагая, что указанное решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области было принято решение от 23.01.2020 N 05-10/2/2, которым, оспариваемое решение N 1426 от 14.11.2019 оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Ссылаясь на необоснованность решения МИФНС России N 4 по Тамбовской области N 1426 от 14.11.2019, несоответствие данного решения нормам действующего законодательства, поскольку заявителем было прекращено право собственности на здание с кадастровым номером 68:25:0000044:87 и зарегистрировано право собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами 68:25:0000044:291 (площадь 740,8 кв.м.), 68:25:0000044:292 (площадь 281,3 кв.м.), 68:25:0000044:293 площадь 592,1 кв.м.), 68:25:0000044:294 (площадь 584,5 кв.м.), площадь которых не соответствует критериям, установленным абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, п.1, 2 ст.1.1. Закона Тамбовской области от 28.11.2003 N 170-3 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения МИФНС России N 4 по Тамбовской области N 1426 от 14.11.2019.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, подлежащими отклонению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
На основании пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п. 3 ст. 378.2 НК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Тамбовской области от 28.11.2003 N170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" (далее - Закон N170-З) установлено, что налог на имущество организаций на территории Тамбовской области (далее в настоящем Законе - налог) устанавливается настоящим Законом в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Тамбовской области (ст. 1 Закона N 170-З).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона N 170-З (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 0,75 процента, в 2019 году - 1,0 процента, в 2020 году - 1,5 процента, в 2021 году и последующие годы - 2,0 процента.
Статьей 1.1. Закона N 170-З предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, объектом налогообложения может являться как само здание административно-деловой центр, торговый центр (комплекс) и помещения (нежилые) в нем в общей совокупности, так и отдельные нежилые помещения.
При этом кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества для целей налогообложения определяется в порядке, установленном п. 6 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 N 799 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень) определен перечень объектов, в отношении которых на 2018 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В настоящий Перечень включено здание с кадастровым номером 68:25:0000044:87, расположенное по адресу: г. Котовск, ул. Свободы, д. 6 (позиция 56 Перечня), как отвечающее признакам объекта, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Вновь образованные помещения с кадастровыми номерами: 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294 не указаны в Перечне и не могли быть в нем указаны, поскольку образованы и поставлены на государственный кадастровый учет позднее (12.04.2018).
Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Указанное подтверждается позицией, изложенной в Письме Минфина России от 13.03.2017 N03-05-04-01/13780, в Письме ФНС России от 16.03.2017 NБС-4-21/4780 "О применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Кроме того, как указано в пп. 7 п. 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в реестр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здания, сооружения с государственного кадастрового учета не снимаются (п. 5 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ).
В результате раздела ООО "Альфа-М" стало собственником нежилых помещений: 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294, расположенных в отдельно стоящем здании с кадастровым номером 68:25:0000044:87 по адресу: г. Котовск, ул. Свободы, д. 6.
Спорное имущество используется заявителем как единый торговый объект и разделение на помещения произведено формально.
Включение предыдущего объекта недвижимости в Перечень не свидетельствует о физическом отсутствии самого объекта недвижимости и не может служить основанием для освобождения образованного из данного объекта нового объекта недвижимости от уплаты законно установленного налога на имущество.
Также апелляционный суд отмечает, что в силу п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Из указанного следует, что поскольку предыдущий объект недвижимости с кадастровым номером 68:25:0000044:87 по состоянию на 01.01.2018 включен в Перечень, постольку вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости в силу п. 10 ст.378.2 НК РФ.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении АС ЦО от 14.07.2020 по делу NА64-6394/2019.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.06.2020 по делу N А64-1386/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1386/2020
Истец: ООО "Альфа-М"
Ответчик: МРИ ФНС РФ N4 по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Управление ФНС по Тамбовской области