г. Москва |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А40-177770/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи А.М. Елоева,
рассмотрев апелляционную жалобу ТСЖ "Чертаново - 17" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2023 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-177770/23
по иску ТСЖ "Чертаново - 17"
к ГУП "Экотехпром" третьи лица - ООО "ГК СЭТ", Управу района Чертаново-Северное г. Москвы, ГБУ ЦД "Личность"
о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ТСЖ "Чертаново - 17" (далее истец) с исковым заявлением к ГУП "Экотехпром" (далее ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 16 757 руб. 76 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 435 руб. 47 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 23.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 15.11.2023.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Чертаново - 17" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Письменные отзывы ГУП "Экотехпром", ГК СЭТ приобщены к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом, 11.12.2021 между истцом ТСЖ "Чертаново - 17" (потребитель) и ответчиком ГУП "Экотехпром" (региональный оператор) в лице ООО "ГК СЭТ" заключен договор N 6-14-135 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом приложений и дополнительного соглашения N 1, согласно п. 3 которого, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены настоящим договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Объем твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), места накопления ТКО (далее - МНО), в том числе крупногабаритных отходов, определяется согласно информации по предмету настоящего договора.
В соответствии с п. 3.1, 3.2, 4 договора в редакции дополнительного соглашения N 1, величина единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО составляет 839 руб. 23 коп. за 1 метр кубический ТКО. Ежемесячная сумма, которую потребитель обязуется оплачивать региональному оператору, определяется как произведение объема за соответствующий отчетный период (месяц) согласно приложению N 2 и единого тарифа на услугу регионального оператора. Общая сумма настоящего договора составляет 1 485 477 руб. 36 коп. В случае, если в соответствии с приложением N 2 установлена периодичность вывоза "по заявке", расчет платы производится исходя из объема и количества емкостей для накопления ТКО, принятых региональным оператором по настоящему договору в расчетный период. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Периодичность, время вывоза ТКО, определяется региональным оператором по форме в соответствии с графиком.
На основании п. 8 договора, с даты заключения договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В приложении N 1 к договору сторонами согласован адрес МНО - г. Москва, ул. Кировоградская, д. 2.
Как указывает истец в обоснование заявленных требований, ответчиком ГУП "Экотехпром" также заключены договоры с Управой района Чертаново-Северное г. Москвы, ГБУ ЦД "Личность" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которых место складирования ТКО определено по адресу г. Москва, ул. Кировоградская, д. 2.
Истец ссылается на то обстоятельство, что за период с мая по декабрь 2022 истцом были выставлены счета на оплату услуг без учета потребителей Управой района Чертаново-Северное г. Москвы и ГБУ ЦД "Личность", в связи с чем, по мнению истца, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение на сумму 16 757 руб. 76 коп.
Также истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.
В добровольном порядке требования истца не удовлетворены, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Между тем, доводы истца являются необоснованными, и, отказывая в удовлетворении исковых требований, чуд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для применения ст.1102 ГК РФ необходимо наличие двух условий: отсутствие оснований для приобретения (сбережения) имущества и факт приобретения (сбережения) имущества.
Истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Указанная совокупность обстоятельств истцом не доказана.
В приложении N 1 к договору согласован вывоз количества твердых отходов в размере 146 куб.м. в месяц, крупногабаритных отходов - 48 куб.м. в год. В приложении N2 стороны согласовали вывоз ТКО 6 емкостей объемом 0,8 куб.м. ежедневно, крупногабаритных отходов - по заявке не более 6 раз в год объемом 8 куб.м.
В соответствии со ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" - далее Правила N 505).
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил. В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (п. 7 Правил N 505).
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 07.12.2021 N 1902-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1812-ПП и от 27.10.2020 N 1813-ПП" (вместе с "Порядком расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в городе Москве"), вступившим в силу с 01.01.2022, для потребителей, использующих MHO совместно с другими потребителями в соответствии с заключенными с лицами, ответственными за содержание MHO, соглашениями (договорами) об использовании MHO, размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, отдельно по каждому используемому MHO пропорционально нормативному объему накопления ТКО для совокупности потребителей, использующих данное MHO в соответствии с положениями договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Размер платы определяется по формуле 2.
Таким образом, поскольку местом накопления отходов истец пользуется совместно с иными потребителями, данное обстоятельство исключает возможность расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, поскольку такой способ коммерческого учета не позволяет распределить фактический объем для оплаты между разными потребителями.
Доказательств того, что при расчете спорных услуг ответчик включил объем ТКО третьих лиц Управы района Чертаново-Северное г. Москвы, ГБУ ЦД "Личность" и произведен не по условиям заключенного между сторонами дополнительного соглашения от 01.04.2022 N 1 (исходя из объема контейнера 0,8 куб.м.), не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает обстоятельств возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения по изложенным истцом в основании исковых требований обстоятельствам.
Поскольку в удовлетворении основного требования судом отказано, в удовлетворении акцессорного требования о взыскании процентов судом также отказано.
Истец в нарушение требований ст.65 АПК РФ не доказал обстоятельств, на которые он ссылался, как на основание своих требований, а представленные истцом доказательства апелляционный суд в соответствии со ст.71 АПК РФ не может признать достоверными, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовал и оценил доказательства, имеющиеся в деле.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно указал, что по спорному договору учет должен осуществляться исходя из норматива не соответствует материалам дела.
Согласно пункту 3 Договора Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и месте, которые определены Договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно пункту 8 Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (а не из исходя из норматива).
Согласно Приложению N 2 к Договору Региональный оператор осуществляет сбор и вывоз ТКО из МНО, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, д. 2., с учетом объема накапливаемых твердых коммунальных отходов (ТКО) ежедневно, т.е. это означает, что количество вывозов в месяце равняется и зависит от количества дней в расчетном месяце.
01 апреля 2022 года стороны заключили Дополнительное соглашение N 1 к Договору (имеется в материалах дела), которым регламентировано, что ежемесячная сумма, которую Потребитель обязуется оплачивать Региональному оператору определяется, как произведение объема за соответствующий месяц согласно Приложениям к указанному дополнительному соглашению и единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приложением N 1 предусмотрено расчетное количество твердых коммунальных отходов (ТКО) в месяц - 146 куб.м в месяц, а расчетное количество крупногабаритных отходов (КТО) в год составляет - 48.
Согласно Приложению N 2 к Договору Региональный оператор обязуется ежедневно осуществлять вывоз 6 емкостей ТКО с объемом 0,8 куб.м., а КТО по заявке, но более 6 раз в год емкости объемом 8 куб.м. (бункер).
На основании условий Договора Региональным оператором были сделаны следующие начисления платы за услугу по обращению с ТКО за период май-декабрь 2022 года, которые зависят от количества вывозов (дней) в месяце и тарифа на услугу по обращению с ТКО в размере 839, 23 руб.
Довод истца о том, что действующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО от 05 декабря 2021 года с Управой района Чертаново-Северное и от 05 декабря 2021 года N 6-14-1977 с ГБУ ЦДИС "Энергия.RU" являются доказательствами, которые подтверждают наличие неосновательного обогащения со стороны Регионального оператора является ошибочным.
Допускается накопление ТКО Потребителем в МНО, не принадлежащем ему на праве собственности, хозяйственного ведения или ином законном праве, при условии заключения между Потребителем и лицом, ответственным за содержание МНО, в установленном порядке соглашения (договора) об использовании МНО на основании пункта 2.1(1) Постановления Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы и о внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП и от 28 ноября 2017 г. N 915-ПП".
Место накопления отходов, которым пользуется истец расположено по адресу: г. Москва, ул. Кировоградская, дом 2 (ГО 43431) (далее - МНО). Балансодержателем указанного МНО является ГБУ "Жилищник района Чертаново-Северное г.Москвы".
Со всеми потребителями, которые пользуются указанным МНО балансодержатель имеет соглашения об использовании МНО, в которых регламентирован порядок их использования и накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, потребители Управа района Чертаново- Северное и ГБУ ЦДИС "Энергия.RU" законно пользуются контейнерной площадкой совместно с истцом и данное обстоятельство не может являться основанием для злоупотребления со стороны Регионального оператора.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и истцом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-177770/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177770/2023
Истец: ТСЖ "ЧЕРТАНОВО-17"
Ответчик: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЭКОТЕХПРОМ"
Третье лицо: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"